Авторская разработка США терпит поражение: Денис Кравченко о влиянии санкций

Как мир пришел к многополярности и зачем вводят ограничения
КРАВЧЕНКО Денис
КРАВЧЕНКО Денис, Депутат Государственной думы
15 января, 13:30

Россия может ответить США на введенные 10 января санкции против российского топливно-энергетического комплекса, не исключил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Сами санкции в сегодняшнем их проявлении являются практически авторской разработкой самих Соединенных Штатов, но для того, чтобы понять их суть, необходимо также осознавать особый контекст и положение США в мировой торговле.

Контекст появления современных санкций

После Второй мировой войны мир фактически разделился на три лагеря — западный рыночно ориентированный, социалистический и движение неприсоединения. Европа была разрушена, и США заняли лидирующую позицию в восстановлении "лагеря", а вместе с этим периодически вели борьбу с СССР за новые "регионы влияния". Именно лидерство Вашингтона в реконструкции своего политического лагеря и преимущественно рыночно ориентированный характер экономик в странах движения неприсоединения сделали США крупнейшим представителем рыночной экономики. Дополнительно стоит обозначить лидирующую позицию доллара как валюты внешней торговли. Все это способствовало повышению зависимости рыночно ориентированных стран от политики США.

Долгое время мир существовал в такой биполярной конфигурации — страны с меньшими экономиками либо укрепляли зависимость от США, либо переходили в социалистический блок. Именно СССР фактически был сдерживающим фактором от опрометчивых действий США. Обе сверхдержавы старались вести размеренную политику для того, чтобы не допустить перехода в лагерь противника как можно большего числа стран. Такой геополитический баланс перестал работать после распада СССР. Мощная альтернатива западным рыночным институтам в одночасье перестала существовать.

Начиная как раз с 1990-х годов, с одной стороны, максимальные обороты набирает политика глобализации и распространения западных институтов по всему миру, а с другой — начинается доминирование Вашингтона во внешней политике: развязанная война в Югославии, в Ираке, Ливии. Вместе с этим, чтобы постоянно не применять вооруженные силы, США начинают активно использовать свои доминирующие геополитические и экономические позиции. Самым популярным же инструментом становятся санкции — как экономические, так и политические.

Отправная точка многополярного мира

В такой реальности, конечно же, в разных частях мира начинает формироваться недовольство существующим положением дел на геополитической арене. Так, уже в 2001 году в Азиатском регионе формируется крупная региональная политическая международная организация — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). На сегодняшний день она выступает одним из наиболее влиятельных центров силы в Евразии.

ШОС образца 2024 года значительно отличается от организации, созданной на заре ХХI века. Сейчас это объединение стран, суммарная площадь которых превышает 65% Евразийского континента, а их общее население — 3,5 млрд человек. Государства ШОС производят более четверти общемирового ВВП.

Организация уже четверть века динамично развивается, привлекает новых участников, которые совместно формируют в том числе и свое макроэкономическое пространство, огромный рынок для взаимной торговли и реализации инвестиционных проектов.

С точки зрения осознания миром факта недопустимости продолжения сохранения однополярности глобальной политики и необходимости перехода к новой модели, в том числе в межгосударственных экономических и торгово-финансовых отношениях, отдельно хотел бы отметить значение мюнхенской речи президента России Владимира Путина. Она действительно стала важной вехой и ознаменовала новый вектор в международной политике. Всем стало очевидно, что однополярный мир более невозможен, а та политика, которую вел Вашингтон на протяжении нескольких десятилетий, не может продолжаться безответно. Уже через два года появилась политическая платформа БРИК (позже и по настоящее время БРИКС). Благодаря таким объединениям стали создаваться альтернативные международные институты, политические центры притяжения. Таким образом, абсолютная власть США в финансовых институтах и международной торговле начала ослабевать уже начиная с 2010-х годов.

Текущее состояние инструмента санкций

Именно благодаря дальновидной политике российского президента, а также наших союзников мир входит в текущее десятилетие по-настоящему в многополярном состоянии.

Возвращаясь к теме санкций, они все меньшее влияние оказывают на крупные экономики. Наглядный пример тому — наша страна, которая, несмотря на самые масштабные экономические ограничения, продолжает развиваться и отстаивать собственный суверенитет. Более того, альтернативные западным институты развиваются такими темпами, что сейчас уже можно назвать излюбленный инструмент Вашингтона обоюдоострым оружием. Достаточно посмотреть на темпы роста экономики ближайшего союзника США — Европейского союза, где начиная с 2023 года темпы роста едва ли превышали 1%.

В это же время санкции, как показал международный опыт, не только неэффективны в большинстве своем, но и стимулируют повышение суверенитета в тех странах, в отношении которых они вводятся. Еще 10 лет назад отключение крупнейших банков любой страны от SWIFT неминуемо означал бы крах всей финансовой системы, а сейчас появляется все больше ее аналогов. Своими действиями на международной арене США полностью подорвали свой авторитет, а это огромные потери для самих Штатов.

Следующий неизбежный шаг, после потери авторитета и при отсутствии изменений внешнеполитического курса Вашингтона, будет нанесение урона самой экономике Соединенных Штатов. Истеблишмент на Западе это уже понимает, и это видно по заявлениям Дональда Трампа после новостей о потенциальной альтернативе доллару со стороны БРИКС.

При этом в традиционном смысле сами ограничения в отношении США едва ли эффективны в текущей международной конфигурации. Косвенный урон наносят они сами себе, толкая все большее число стран к политике повышения собственного суверенитета. В этой связи я думаю, что многополярный мир уже наступил и чем раньше сами Штаты это поймут и перестанут вести свою внешнюю политику исходя из предубеждения, что они мировой лидер, тем лучше будет для них.

Выгода России

Россия же уже достаточно получила от экономических ограничений — опережающими темпами развивается промышленное производство, созданы альтернативные финансовые институты, импортонезависимость в критических отраслях экономики превышает 90%, а наша продукция и бренды все активнее выходят на внешние рынки.

С чисто политической точки зрения санкции против России оказались в принципе неэффективны. Никакие введенные ограничения не изменили подходы нашей страны к выполнению задач СВО, не повлияли на проведение самой спецоперации и отношение руководства РФ к украинскому режиму и переговорному процессу с нелегитимными киевскими властями. Санкции не смогли ни заставить нас остановить спецоперацию, ни спровоцировать колебания внутри страны.

Мы, несомненно, продолжим свой текущий курс. Развивая собственную промышленную базу, финансовые институты, мы уверенно продолжим отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом готовность и желание сотрудничать со всеми конструктивно настроенными странами. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru