У большинства экспертов не вызывает сомнения высокий уровень политического доверия между руководителями России и Китая. Однако дотягивается ли до этой планки практическое сотрудничество между двумя странами - большой вопрос.
В 2015 году двусторонняя торговля резко упала на 30%. Также сократились взаимные инвестиции, катастрофически - до 2% - снизилась доля машинотехнической продукции в российском экспорте. Отчасти это стало результатом падения рубля и цен на экспортируемые в КНР российские товары (более 90% составляют углеводороды, минеральное сырье и древесина) и соответствующего роста цен на импортируемые китайские товары. Но есть и другие, более глобальные причины.
Бизнес-элита с обеих сторон считает, что ее партнеры слишком ориентированы на Запад, зависят от сотрудничества с США и Европой. В частности, в ходе прошедших в конце мая и начале июня в Москве и Пекине двусторонних научных конференций китайские исследователи неоднократно ставили вопрос об "отсутствии" или "недостаточном доверии" при осуществлении крупных экономических и инвестиционных проектов, в том числе со стороны России.
Так ли это?
Сигналы, посланные руководителями двух стран Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в ходе их московских и пекинских встреч - соответственно май и сентябрь 2015 года - были однозначно поддержаны в России, в том числе и представителями бизнес-элиты, которая на фоне западных санкций развернулась на Восток. За прошедший год практически все ее представители побывали в КНР, а некоторые встали во главе двусторонних неправительственных структур. Например, российский бизнес-омбудсмен Борис Титов и крупный предприниматель Виктор Вексельберг, не говоря уже об имеющем собственный бизнес в Китае Олеге Дерипаске.
Но, возвращаясь из поездок в Китай, российские бизнесмены не скрывали своего разочарования, ибо не могли договориться с китайскими партнерами по различным финансовым и техническим причинам, среди которых назывались: зависимость китайских банков от поддерживающих антироссийские санкции западных финансовых структур и вызванные этим трудности с проведением платежей и предоставлением кредитов и инвестиций; слабая информированность сторон о нормативно-правовой базе в РФ и КНР; отсутствие государственных гарантий для среднего и малого бизнеса. В результате у российского делового мира появились вопросы к собственному правительству: "Как строить дальше бизнес с Китаем?".
Парадокс в том, что между КНР и странами Запада нет политического доверия, сравнимого с тем уровнем сотрудничества, который налажен между Москвой и Пекином. Но это не мешает Китаю достигать заоблачных высот в торговле с ЕС ($650 млрд), США ($600 млрд), Японией ($350 млрд) и другими партнерами. В то же время Россия является всего-навсего 16-м по счету торговым партнером Китая ($63,6 млрд).
Кроме того, у стратегически мыслящего российского бизнеса стали возникать и правовые вопросы об участии в реализации объявленных лидерами двух государств задач по сопряжению проектов Евразийского экономического союза с Шанхайской организацией сотрудничества и имеющим трансконтинентальный характер Экономическим поясом Шелкового пути. Как пойдет согласование проектов – на двусторонней или многосторонней основе? Ответы на эти и другие вопросы, возможно, будут получены в ходе предстоящего в июне визита президента России в Китай.
Россия не может и не должна превратиться в сырьевой придаток, а наше сотрудничество обязано уверенно идти вперед, прежде всего в инновационной и научно-технической сфере. Для этого ближайшими задачами должны стать "уплотнение контактов" с китайскими государственными банками, не имеющими зарубежных активов и не зависящими от Запада, особенно это касается поддержки среднего и малого бизнеса, вплоть до назначения на государственном уровне таких банковских структур, а также создание межгосударственного инвестиционного фонда с учетом перспективы интернационализации китайского юаня (подобные проекты, кстати, уже реализуются между Пекином и Вашингтоном). Кроме того, следует задуматься и над вопросом подготовки молодых специалистов по темам "Как делать бизнес в Китае и России", "Нормативно-юридическая база для осуществления коммерческой деятельности в наших странах" и др.
Словом, следует выстраивать инфраструктурную основу "взаимного, а не одностороннего разворота".