Я всегда жил с пониманием того, что тот самый Азнавур — это тот шансонье, который заставил весь мир понимать, вспоминать и помнить о том, что есть Армения, и смог гордо вести все этническое армянство, рассказывая всему миру, что есть такая нация.
Есть два Азнавура. Первый — это всемирно известный шансонье с богатейшей историей жизни — с Эдит Пиаф, с революционностью, которую он внес в мировую эстраду. Второй — подвижник армянской идеи.
Первого Азнавура почему-то я сравниваю с Фрэнком Синатрой. Наверное, потому, что они очень похожи и не зря дружили.
Они — это такие "ребята из нашего двора", хотя у них разные судьбы, понятное дело. Но голоса тембрально похожи, песни — они немножко о каждом из нас, вне эпохи. Потому они и останутся в золотом фонде, который можно постоянно слушать.
Так вот, есть две разные ипостаси, в одной из них — шансонье, а в другой — подвижник армянской идеи, помнящий геноцид, потерянную родину. Он делал очень много для Армении. Гимн Pour toi Armenie он написал, когда случилось землетрясение в Спитаке.
Многие помнят этот гимн, гимн горю и одновременно, как ни странно, возрождению. Это была горчайшая песня, исполненная всеми ведущими французскими (и не только) звездами эстрады. Музыку написал французский композитор армянского происхождения Жорж Гарваренц, а слова — Азнавур. Песня была написана за три дня после случившегося. И это чувствуется. Потому что там и горечь, и гордость, и вера в возрождение, для народа, который умеет восставать из пепла.
Помня, что горя армянский народ хлебнул полной чашей, Азнавур не останавливался и не зацикливался исключительно на геноциде. Он доказывал своей жизнью, своими песнями и поступками, что нация сильна не только памятью и скорбью, а возможностью возродиться, выйти из любой трагедии еще более сильными, еще более мощными, с улыбкой.
Мне кажется, у нас, у этнических армян, очень большой дефицит именно веры, светлой веры в лучшее. Ну вот не может не быть лучшего у нации, которая выжила после того, что с ней случилось в 1915 году.
Достаточно веры в улыбку, правильной и всепобеждающей. В жизни и в творчестве Шарля эта улыбка сыграла важную роль.
Он как-то смог доказать, что можно жить долго, счастливо, честно и красиво, и я желаю всем нам хотя бы толики того, что он успел сделать.
Он занимался кипучей общественной деятельностью, но мало отвечал на политические вопросы. И этому есть объяснение. Творческий человек не должен заниматься политикой. По мне, его политика — это просто петь и самим этим фактом "пропагандировать", что такое плохо и что такое хорошо.
Простые его каракули на бумаге становятся голубем мира. Хотя это всего лишь каракули, но так как их автор — гений, то у него даже каракули несут некое значение.
Это очень умно и правильно — не опускаться в сиюминутное (а политика не что иное, как сиюминутное), а думать о вечном, о душе. Не знаю, может, Азнавур и не думал о душе, как всякий нормальный человек.
Но так получается у всех "поцелованных", вот вроде они напевают что-то, а получается о душе и о чем-то вечном.