18 сентября 2020, 11:58
Мнение

Гражданский пафос дебютантов: фильмы о китайских журналистах и о черной истории Америки

Тамара Ходова — о картинах на важные темы, которым не хватило оригинального режиссерского взгляда

Фильм "Лучшее впереди" китайского режиссера Ван Цзина отзовется у зрителей в 2020 году фантомной болью — его действие происходит во время эпидемии, правда, почти 20 лет назад, когда коронавирус затронул около 30 стран по всему миру. В картине дебютанта слышны лишь ее отголоски, но этого достаточно для того, чтобы задуматься о том, что история постоянно повторяется, а человечество отказывается учиться на собственных ошибках.

Молодой и амбициозный Хан Дон вместе со своей девушкой и лучшим другом приезжает покорять Пекин, все еще не опомнившийся от вспышки коронавируса. Герой очень хочет стать репортером, но одного его таланта и энтузиазма недостаточно — китайский рынок труда требует хорошо оформленное резюме и высшее образование. Ни того ни другого у Хан Дона нет, но его упертость помогает ему получить место стажера в одной из ведущих газет города. Он напрашивается в помощники к звезде редакции и отправляется с ним расследовать несчастный случай на угольной шахте в одной из китайских провинций. Репортаж приносит ему успех и дает возможность начать собственное расследование о нелегальных торговцах кровью. Они предлагают свои услуги больным гепатитом B, своеобразным неприкасаемым, у которых нет возможности получить образование и нормальную работу.

Ван Цзин работал ассистентом у режиссера Цзя Чжанке (здесь он выступает продюсером), но в его дебюте нет практически ничего от задумчивого стиля признанного мэтра китайского кино — ни рефлексии над прошлым и его потерей, ни заинтересованности временем и его влиянием как на нацию, так и на отдельных людей. От Чжанке в "Лучшее впереди" остались только небольшие документальные интервью в начале и по ходу действия фильма, заключенные в классический квадрат. На них жертвы массовой травли инфицированных гепатитом В рассказывают о том, как им приходится жить с этой болезнью. Половину фильма нам не объясняют, что это за люди, поэтому эти свидетельства могут относиться к чему угодно. Когда слушаешь их рассказы о том, что они чувствуют себя опасными для общества монстрами, в первую очередь в голову приходит, конечно же, коронавирус.

Режиссер черпает вдохновение в классических американских фильмах о журналистских расследованиях от "Всей президентской рати" до "В центре внимания", поэтому любопытно наблюдать, как классические голливудские тропы переплетаются со спецификой китайского мировосприятия

Любимый оператор Чжанке Нельсон Юй делает Пекин практически нуарным — замученным вирусом, растрепанным городом, где исключенные из общественной системы люди вынуждены ютиться в захламленных лачугах. Эта эстетика не очень рифмуется с бодрыми сценами о журналистской жизни под веселую музыку и уж тем более фантазийными сценами с летающими ручками и газетами.

Несмотря на странные режиссерские решения, "Лучшее впереди" важен хотя бы потому, что нам редко выдается возможность увидеть картину о подвиге китайской журналистики, которые в силу строгих ограничений ей удается совершать не так уж часто. Фильм переполнен гуманистическим пафосом — в конце концов молодой репортер делает выбор не в пользу сенсации, а в пользу сотен миллионов голосов, которым не давали права высказаться. Картина основана на реальных событиях, и статьи, написанные прототипом героя, действительно подтолкнули к изменениям в китайском законодательстве — теперь больные гепатитом B не исключены из общества и могут жить как нормальные люди. Притом в "Лучшее впереди" вообще нет отрицательных персонажей. Режиссер сопереживает каждому, и единственный злодей здесь — несправедливая и бесчувственная государственная система (тем удивительнее, что этот фильм прошел китайскую цензуру) и общественные предрассудки.

Ван Цзин — идеалист, и его юношеский максимализм и твердолобость изрядно все портят. Фильм получается чересчур наивным, неровным и буквальным. Это не рефлексия о временах, нравах и профессии, а гимн, бескомпромиссный и неумолимый, поэтому важность темы изрядно перекрывается отсутствием у режиссера должного вкуса и чувства такта. Все это, конечно, можно списать на дебют, но пока режиссера спасает только его гуманизм, которого в наши тревожные времена многим не хватает.

Еще один дебют в Торонто — "Одна ночь в Майами" актрисы Реджины Кинг ("Если бы Бил-стрит могла говорить", "Враг государства"). Однажды ночью в комнате в мотеле встречаются певец Сэм Кук, футболист Джим Браун, борец за права чернокожих и духовный лидер Малькольм Икс и боксер Кассиус Клей, который позже возьмет себе имя Мухаммед Али. Поначалу мужчины настроены на веселье и ждут, когда же придут девушки. Но хитрый Малькольм Икс, пригласивший их к себе в номер, угощает друзей мороженым и предлагает поговорить на серьезные темы. Вскоре четыре знаменитости погружаются в тяжкие думы о своей ответственности перед чернокожим сообществом и о том, стоят ли деньги и слава унижений перед белым человеком.

Фильм был поставлен по одноименной пьесе Кемпа Пауэрса, и в нем, безусловно, чувствуется талант, хотя Кинг все-таки не хватает твердости и собственного видения, чтобы истребить театральность происходящего. Картина долго запрягает, и понадобится изрядное терпение, чтобы дождаться, когда станет действительно горячо. 

Вообще, этим недостатком страдают многие фильмы, поставленные по пьесам, — здесь необходима изрядная доля изобретательности, чтобы удержать внимание зрителя в одной маленькой комнате с четырьмя мужчинами, разговаривающими на очень специфические темы. Кинг настолько полагается на текст, что кроме него ничего не остается, хотя актеры выжимают из него все до последней капли

Первую треть фильма режиссер представляет нам персонажей, чтобы мы примерно понимали их внутренний конфликт, но этого все равно недостаточно без знания контекста. Особенно в случае с Малькольмом Иксом. В фильме мы застаем героя в момент болезненного отделения от исламского государства, когда он начинает подвергать сомнению методы его лидеров. Обычный зритель, не знакомый с этой важной фигурой в черной истории Америки, вряд ли поймет, что происходит. "Одна ночь в Майами" получился красивым — он залит теплым ламповым светом, а актерам достает обаяния и умения, чтобы воспроизвести тот особый шарм, свойственный звездам прошлого. И у фильма точно найдется свой зритель, но зрительским его определенно не назовешь. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru