Мобилизация доходов. Где российское правительство ищет деньги в бюджет
Михаил Ханов — о стратегии "с миру по нитке", к которой приходится прибегать властям, чтобы покрыть коронавирусные потери экономики
Осень традиционно считается непростым временем для российской экономики. И кризисный 2020 год не стал исключением в этом плане. Вслед за радикальным весенним спадом цен на углеводородное сырье, длительным периодом нерабочих дней в стране и существенным ослаблением курса рубля наступила пора неприятного, но неизбежного повышения уровня налоговой нагрузки. В нынешних реалиях уже никто не вспоминает про недавние намерения правительства не повышать налоги как минимум до 2024 года, а возможно и дольше. Поэтому в середине сентября стало известно о целом ряде налоговых инициатив, которые теперь активно продвигаются в законодательном русле.
Какие меры предлагают власти
Сначала вышло сообщение о том, что Министерство финансов подготовило проект поправок в Налоговый кодекс, предполагающих повышение в 2021 году ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты сразу на 20%. Ранее предполагалось ее плановое увеличение на 4%, то есть на величину целевого уровня инфляции в стране.
Столь существенное повышение ставки акцизного сбора оправдывается необходимостью компенсировать увеличение расходов бюджета из-за вспышки коронавируса COVID-19. И, по оценке уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, благодаря этой мере бюджет дополнительно соберет около 120 млрд рублей в год. Глава Минфина РФ Антон Силуанов, в свою очередь, оценил финансовый эффект от повышения акцизов на табачную продукцию всего лишь в 70 млрд рублей. Но даже согласно этому относительно скромному прогнозу пачка сигарет в рознице подорожает в среднем на 20 рублей.
Вслед за указаной новостью вышло сообщение о планах правительства ввести рентный коэффициент в размере 3,5 к действующим ставкам НДПИ для представителей металлургической отрасли и производителей минеральных удобрений. Сейчас предполагается, что эта мера вступит в силу с начала 2021 года и принесет в федеральный бюджет порядка 54–56 млрд рублей в год. Согласно другим экспертным оценкам, она может обойтись добывающей промышленности в сумму до 90 млрд рублей в год.
Кроме того, правительство внесло в Госдуму законопроект, предполагающий расчет НДПИ при добыче драгоценных камней исходя из цены их реализации, но не ниже действующей в настоящее время первичной оценки, то есть прейскурантов Минфина.
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин заявил по этому поводу, что стоящие перед страной проблемы должны решаться не только за счет нефтяной отрасли. Это означало и то, что нефтяные компании также не сумеют избежать дальнейшего увеличения налоговой нагрузки, — для них предполагается модификация параметров налога на дополнительный доход (НДД). Кроме того, будет отменен ряд льгот при добыче и экспорте сверхвязкой нефти и нефти с особыми физико-техническими характеристикам. Подробности по этому поводу пока не известны. Однако уже озвучен целевой уровень дополнительных доходов федерального бюджета со стороны нефтяных компаний — порядка 260 млрд рублей в течение 2021 года.
Для полноты картины не будем забывать и про активный процесс пересмотра целого ряда международных соглашений по поводу избежания двойного налогообложения РФ с другими странами. Это происходит в рамках решения о повышении до 15% налога на дивиденды, которые выводятся на зарубежные счета. Увеличение ежегодных поступлений в российский бюджет только от уже согласованного пересмотра условий налогообложения с Кипром оценивается в 130–150 млрд рублей. Переговоры в этом направлении ведутся также с Нидерландами, Люксембургом и Мальтой. На очереди — Швейцария и Гонконг.
Таким образом, только в результате озвученных выше мер правительство планирует увеличить налоговые поступления в бюджет не менее чем на 514–620 млрд рублей в течение следующего года. В то же время, согласно текущим экспертным оценкам, дефицит федерального бюджета может составить порядка 2,7 трлн рублей в 2021 году, 1,3 трлн рублей в 2022 году и 1,4 трлн рублей в 2023 году. Очевидно, что анонсированный рост налогов не компенсирует ожидаемый дефицит бюджета. Его остаток придется покрывать за счет займов и дргуих инструментов рефинансирования. Правительство в этом плане будет вынуждено действовать по принципу "с миру по нитке".
К слову, согласно недавней оценке главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, активная приватизация государственного имущества легко могла бы приносить в бюджет 200–300 млрд рублей в год в течение ближайших пяти-шести лет. Это позволило бы не увеличивать ряд налогов. Но по итогам 2019 года доходы государства от приватизации составили всего лишь 11,5 млрд рублей. По-видимому, указанный ресурс будет оставлен про запас до самых худших времен.
Решенный вопрос
Особо обратим внимание на то, что вопрос о повышении акциза на табачную продукцию и на увеличение изъятий из добывающей отрасли уже решен принципиально и может быть пересмотрен лишь в части несущественных деталей. Представители нефтяной отрасли узнали о предстоящем повышении налогов из новостей. А глава Минфина Антон Силуанов на встрече с бизнесменами заявил о том, что ведомство уже заложило поступления от увеличенного НДПИ для предприятий металлургического и химического секторов в проект трехлетнего бюджета. По мнению министра, снижение рентабельности по чистой прибыли для них в основном составит не более 2%.
Очевидно, что правительство вынуждено действовать исходя из сложившихся обстоятельств, следуя их неумолимой логике. В подобных условиях у него нет возможности и желания обсуждать непопулярные меры с бизнесом и гражданами, а также обосновывать их необходимость. Поэтому такие меры принимаются оперативно и в приказном порядке. Теперь главной задачей правительства становится уже обеспечение собираемости налогов в соответствии с новыми, более высокими ставками. Шансы на успех в этом деле весьма велики.
С точки зрения макроэкономики самой большой доходной статьей федерального бюджета является налог на добавленную стоимость (НДС). Он формирует его более чем на треть. Однако повышение НДС в текущем году стало бы слишком радикальным шагом для российской экономики. Напомним, что ставка этого налога уже была повышена с 18% до 20% с января 2019 года. Тогда ежегодные дополнительные поступления в бюджет от этой меры оценивались более чем в 620 млрд рублей.
Следующим по значимости источником доходов государства остается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По итогам 2020 года поступления от него должны были приблизиться к 6 млрд рублей и составить немногим более 29% отчислений в федеральный бюджет. Решение о повышении НДПИ выглядит в текущей ситуации самым простым и беспроигрышным шагом для правительства. Крупным добывающим предприятиям по целому ряду причин "не с руки" заниматься оптимизацией указанного налога. В этом плане они просто вынуждены "играть по правилам". Тем более что в целом высокая рентабельность бизнеса по добыче полезных ископаемых и экспорту сырья им это позволяет.
Что же касается повышения акцизов на табачные изделия, то эта инициатива выглядит неоднозначной. В России, помимо сигарет, к подакцизным относятся такие повседневные потребительские товары, как алкогольная и спиртосодержащая продукция, лекарственные средства, а также автомобильное топливо и моторные масла. Не секрет, что высокая стоимость автомобильного бензина в России связана с тем, что в его цену включены сразу три крупных налога: НДПИ, акциз и НДС. Любое повышение акцизов на указанные группы товаров очень заметно для конечного потребителя и вызывает его явное неудовольствие.
На уровне здравого смысла вполне очевидно, что слишком высокая ставка налога, в том числе и акциза, ухудшает его собираемость. В экономической теории существует модель "кривой Лаффера". Она указывает на то, что существует некая оптимальная ставка налога, при которой он собирается в максимальном объеме. По-видимому, правительство пытается нащупать этот оптимум практическим путем — с помощью планового и внепланового повышения ставок акцизов на потребительские товары.
Между тем сравнительно высокие акцизы стимулируют приток в страну контрабандных сигарет, лекарств и алкоголя. К слову, доля акцизов в текущем составе доходов федерального бюджета составляет немногим более 5%. Иными словами, это важная, но не ключевая статья доходов государства. Тем не менее правительство демонстрирует готовность пойти на столь непопулярный шаг, как повышение розничной цены сигарет.
Справедливости ради стоит добавить, что в высоких акцизах на табак и алкоголь все же присутствуют некоторая внутренняя логика и справедливость. Их потребители осознанно и добровольно вредят своему здоровью, увеличивая нагрузку на систему здравоохранения. Поэтому предстоящий рост цен на сигареты можно трактовать как меньшее зло из возможных.