19 октября 2020, 11:32
Мнение

За что новозеландцы так любят премьера Джасинду Ардерн

Анна Аркаева — о триумфе одного из самых известных и любимых лидеров стран в мире

Премьер-министр Новой Зеландии и лидер Лейбористской партии страны Джасинда Ардерн одержала оглушительную победу на прошедших в минувшую субботу парламентских выборах.

Впервые за почти 50 лет ее партия получила поддержку половины избирателей страны, что дает Ардерн уникальную возможность сформировать первое за 24 года однопартийное правительство, не обращая внимания на критиков с обеих сторон Тасманова моря. 

С первого дня предвыборной кампании Ардерн была ее фаворитом. За время у власти молодой политик (она родилась в 1980 году) столкнулась с очень серьезными вызовами и сумела в тяжелые времена не только показать себя благоразумным, острожным и сильным руководителем, но и сплотить нацию, демонстрирующую безусловное доверие своему премьеру.

Джасиндамания 2.0

Новозеландцы доверяют своему лидеру, и у них для этого есть все основания. После теракта в Крайстчерче Ардерн основала международную инициативу по противодействию терроризму в интернете, заставила крупнейшие технологические компании и социальные сети прислушаться к себе и начать бороться с экстремистским контентом. Но сначала, в первые дни после трагедии, она надела черный платок и вышла к своему народу, чтобы показать — новозеландцы единый народ, вне зависимости от национальности и расы.

В декабре 2019 года произошло извержение вулкана на туристическом острове Уайт-Айленд. И Ардерн опять была там, в больнице, где лежали пострадавшие, и говорила с их родными. А в это время полиция Новой Зеландии отправляла на остров одну бригаду спасателей за другой, чтобы искать сначала выживших, а потом — погибших.

В феврале 2020 года в Новой Зеландии появился первый пациент с коронавирусной инфекцией, а спустя месяц Ардерн обратилась к своему народу и рассказала, как страна отреагирует на пандемию. Пять недель новозеландцы просидели в своих домах, были закрыты все предприятия, учреждения и ведомства, кроме отвечающих за жизнеобеспечение граждан, отменено движение общественного транспорта и закрыты аэропорты. И все это время каждый день премьер-министр в прямом эфире национального телевидения сообщала о новых зараженных и умерших.

Через все эти испытания страна прошла рука об руку со своим лидером, и поведение премьера, ее поступки не давали ни одного повода усомниться в том, что она работает ради новозеландцев. 17 октября Ардерн пожала обильные плоды своей политики, получив большинство голосов (49%), 64 места в парламенте и первую за последнюю почти четверть века возможность сформировать однопартийное правительство, что до этого казалось невозможным, в том числе из-за особенностей новозеландского избирательного законодательства.

Законодательно закрепленные коалиции

В 1996 году избирательное законодательство страны было реформировано специально с целью повышения роли малых партий. Выборы в однопалатный парламент проходят по смешанной системе, и у каждого избирателя имеется два голоса: один — для голосования по одномандатным округам, а другой — за партию. 71 кресло из 120 зарезервировано за депутатами-одномандатниками, а остальные 49 распределены пропорционально среди партий, преодолевших пятипроцентный барьер. Такая система практически исключает возможность появления партийного большинства и выводит на первый план партийные коалиции, что, в свою очередь, вносит разнообразие в политическую систему страны и дает возможность прийти к власти лидерам малых партий.

С момента изменения законодательства почти четверть века все правительства в Новой Зеландии были коалиционными. Однако в этом году победа Лейбористской партии гарантирует и парламентское большинство, и однопартийное правительство. И всего этого добилась Джасинда Ардерн, заявившая за два дня до выборов, что не останется в правительстве, если ее партия не придет к власти.

Три года назад, едва став лидером лейбористов, она назвала свое назначение "худшим политическим решением", но тем не менее приняла вызов и доказала, что и один в поле воин.

Критика и предвыборные обещания

Сегодня Ардерн — один из самых известных и любимых лидеров стран в мире. Однако в стране у премьер-министра немало критиков. Много их, что удивительно, и на другом берегу Тасманова моря, в Австралии. Здесь победу молодого лидера приняли неоднозначно, и если официальная Канберра не замедлила с поздравлениями, то местные аналитики и СМИ поспешили с мрачными прогнозами.

"Фундаментальные экономические показатели Новой Зеландии вызывают большое беспокойство. По данным ОЭСР, ВВП Новой Зеландии может упасть на 10%, безработица вырастет до 9%, а госдолг увеличится с 19% ВВП в 2019 году до 56% в 2026-м. Джасинда Ардерн, пожалуй, худший кандидат на то, чтобы провести страну через эту экономическую турбулентность. Ее первый срок был отмечен как политическими триумфами, так и публичными политическими катастрофами, а эмоциональный ответ на расстрел в Крайстчерче и извержение вулкана на деле скрывают целый ряд провалов правительства", — пишет главное австралийское издание Australian.

Среди новозеландских экспертов также немало тех, кто не совсем доволен работой премьера. Ардерн припоминают, что вместо обещанных 100 тыс. единиц социального жилья построено всего 600, число живущих за чертой бедности нисколько не уменьшилось, а перевод к 2030 году всей страны исключительно на "зеленые" источники энергии (предвыборное обещание 2020 года) обернется экономической катастрофой. "Она блестящий политик, но некомпетентный администратор, и с ее переизбранием Новая Зеландия оказалась на пороге опасных лет. Если мы не решим наши экономические проблемы быстро, что сейчас очень вероятно, Новая Зеландия может оказаться несостоятельным государством", — говорит Оливер Хартвич, исполнительный директор ведущего аналитического центра The New Zealand Initiative.

Впрочем, любые обвинения разбиваются о результаты голосования, а мрачные прогнозы окружали Ардерн и в начале первого срока. Да, ситуация сложная, и премьер признает это, обещая отдать "талантам и профессионалам все министерские портфели" и превратить лейбористов в "партию, которая будет работать на благо каждого новозеландца". В том, что она сможет это сделать, сомнений нет. Ведь она уже доказала, что умеет совершать то, что прежде казалось невозможным.