27 июля 2017, 06:13,
обновлено 29 июля 2016, 06:13

Пенсионный фонд в домашнем компьютере

Сергей Савостьянов/ ТАСС

"Личный кабинет гражданина" делает визиты в ПФР необязательными

Модернизация госструктур в полной мере коснулась и Пенсионного фонда России. Ходить по инстанциям несовременно, решили здесь, и запустили на официальном сайте www.pfrf.ru "Личный кабинет гражданина". Теперь значительная часть архивов фонда переведена в электронный вид, и целый ряд его услуг можно получить не выходя из дома. Это актуально как для пенсионеров, которые зачастую ограничены в мобильности, так и для работающих людей, самый дефицитный ресурс которых - время. 

Услуги без регистрации

Значок личного кабинета найти просто: он расположен по центру в нижней части любой страницы сайта ПФР. Его можно узнать по схематической картинке-пиктограмме в виде человечка за ноутбуком. Все многочисленные сервисы, доступные в кабинете, делятся на две категории. Меньшая часть - те, что можно получить сразу, без регистрации, кликнув мышкой на соответствующий раздел в рубрикаторе. Необязательно себя идентифицировать, чтобы найти нужный клиентский офис и записаться туда на прием, отправить жалобу или обращение, задать вопрос. Без установления личности можно также распечатать платежку - документ на внесение денег на пенсионные счета для участников государственной программы софинансирования и для самозанятых лиц, которые самостоятельно делают за себя пенсионные отчисления.

Доступен без регистрации и усовершенствованный пенсионный калькулятор, предлагающий рассчитать размер будущей пенсии, опираясь на данные о форме занятости, зарплате, трудовом стаже, сроке службы в армии, об уходе за малолетними детьми или нетрудоспособными членами семьи. Расчеты получаются усредненные, потому что калькулятор не учитывает изменения зарплаты в ходе карьеры: пользователь может ввести только одну цифру. Но эта программа и не претендует на точность: это скорее демонстрация пенсионной математики, прикидки, сколько нужно работать и зарабатывать, чтобы получить пенсию желаемой величины.

Как зарегистрироваться в личном кабинете

Чтобы открылся доступ ко всем остальным возможностям кабинета, связанным с вашей личной информацией, необходима регистрация. Причем не на сайте ПФР, а на едином российском портале госуслуг www.gosuslugi.ru, в который интегрированы все официальные государственные сервисы. Недостаточно просто создать аккаунт, или учетную запись: речь идет о персональных данных пользователей, конфиденциальность которых защищена законом. Система должна убедиться, что информацию запрашивает именно тот, кому она предназначена. Поэтому сначала пользователь заполняет стандартный раздел личных данных на портале (вводит номер паспорта и СНИЛС) и ждет конца автоматической компьютерной проверки. Последний этап - подтверждение личности. Можно заказать код подтверждения по почте, воспользоваться электронной подписью (тем, у кого она есть) или все-таки сходить один раз в ближайший центр подтверждения - их адреса и интерактивная карта размещены на портале. С недавнего времени подтвердить учетную запись можно и в ближайшей клиентской службе ПФР.

Для входа в "Личный кабинет гражданина" отдельная регистрация не нужна: ПФР решил не множить сущности. Достаточно логина и пароля с портала госуслуг, чтобы перед клиентом ПФР открылся широкий спектр возможностей. Самая востребованная услуга для работающих граждан - это запрос о сформированных пенсионных правах, то есть сколько пенсионных баллов и сколько лет стажа вам удалось заработать на сегодняшний день. Можно заказать сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в виде справки, а можно просто посмотреть нужные цифры в интернете и принять к сведению. В такой информации много практического смысла. Она помогает пользователю и скорректировать пенсионную стратегию, и проверить, насколько честно и регулярно ваш работодатель делает за вас пенсионные отчисления. Если деньги не поступают или реальные заработки не совпадают с задекларированными, это повод для разбирательства, ведь такого рода обман уменьшает будущее благосостояние пенсионера.

Электронный документооборот

Самое удивительное и непривычное для сегодняшних пенсионеров - то, что даже назначить пенсию и выбрать способ ее доставки (на банковскую карту или через почтовое отделение) теперь можно через интернет. Для этого достаточно заполнить формы заявлений. В трех случаях из четырех никаких дополнительных вопросов к заявителю не возникает. Очереди в клиентских офисах и бесконечные сборы документов уходят в прошлое: большая часть данных уже есть в распоряжении ПФР. Часть документов поступает от работодателей в течение всей трудовой биографии гражданина, остальные доступны сотрудникам ПФР благодаря системе межведомственного электронного взаимодействия: фонд самостоятельно запрашивает интересующую информацию в других госорганах, не отправляя клиентов обивать их пороги. Собранные данные теперь хранятся в цифровом виде и есть в распоряжении у любого отделения пенсионного фонда, независимо от локализации.

Назначение единой денежной выплаты для федеральных льготников, знакомство с собственными пенсионными правами, заказ любых справок и выписок - все это не требует больше личных визитов в клиентскую службу. Отдельный раздел личного кабинета посвящен родителям, имеющим право на получение материнского капитала. Заявление на выдачу сертификата принимается на сайте, хотя выдают его пока в клиентской службе, куда необходимо явиться в пятидневный срок после обращения через сайт. Впрочем, эту досадную недоработку в ПФР обещают исправить в ближайшее время: правовая база уже подготовлена, скоро и этот документ родителям начнут высылать в электронном виде. 

Среди будущих и нынешних пенсионеров электронное представительство ПФР становится все популярнее. В прошлом году возможностями "Личного кабинета гражданина" воспользовались 6,2 млн человек, и уже очевидно, что в 2017 году эта цифра вырастет. В ближайшее время ПФР планирует запустить новые дистанционные сервисы, в частности управление средствами пенсионных накоплений, в том числе и отказ от формирования накопительной пенсии, обращение за дубликатом или заменой СНИЛС и многое другое. К 2018 году предполагается перевести в Сеть до 70% услуг ПФР. Похоже, в ближайшем будущем слово "посещаемость" станет для клиентских служб Пенсионного фонда РФ исключительно интернет-термином.

Мобильное приложение

В марте 2017 года было запущено мобильное приложение ПФР, которое дает возможность пользователям мобильных устройств воспользоваться ключевыми функциями, которые представлены в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России.

С помощью приложения можно получить сведения о состоянии своего счета в ПФР (о накопленных пенсионных баллах и стаже), о назначенной пенсии или социальной выплате, размере материнского капитала, истории своих обращений в ПФР.

Это, по сути, "Личный кабинет гражданина", только в смартфоне. Услуги так же разделены на две категории: с регистрацией и без регистрации. Процедура входа в личный кабинет ничем не отличается от десктопной версии. Это удобно, когда под рукой нет компьютера. Можно быстро записаться на прием или заказать справку. А с регистрацией можно наблюдать состояние своего индивидуального лицевого счета. Родителям доступны сервисы информирования о материнском капитале.

Для входа в приложение необходимо ввести четырехзначный ПИН-код и пройти авторизацию с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг. Подтвердить упрощенную или стандартную учетную запись можно в офисах "Почты России", "Ростелекома" или в клиентских службах Пенсионного фонда РФ.

В дальнейшем вход осуществляется с помощью ПИН-кода. Пенсионный фонд первым среди госведомств реализовал механизм авторизации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) с помощью ПИН-кода.