ООН, 26 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Олег Зеленин/. Россия готова обсуждать реформу Совета Безопасности ООН, но выступает против внесения каких-либо изменений в порядок использования права вето. Об этом заявил в четверг российским журналистам постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, комментируя предложения некоторых стран ограничить это право, которым наделены пять постоянных членов СБ - Россия, Китай, Соединенное Королевство, США и Франция.
"Переговоры о реформе Совета Безопасности надо продолжать. Мы против каких-либо изменений в отношении права вето", - сказал постпред РФ.
В четверг в ходе общеполитической дискуссии Генассамблеи ООН состоялась встреча высокого уровня, посвященная вопросу использования права вето в ситуациях, когда требуется принятие срочных мер для предотвращения или пресечения массовых и серьезных преступлений против человечности. Заседание было организовано Францией, которая активно выступает за подобную реформу, хотя сама является постоянным членом Совбеза.
Выступая на встрече, глава МИД Франции Лоран Фабиус отметил, что право вето "не должно и не может быть привилегией" отдельных членов СБ. "Это вопрос ответственности, которая состоит в том, чтобы не парализовать работу совета, а урегулировать конфликт", - заявил министр.
На встрече выступили представители и других стран, наделенных постоянным членством в СБ, в том числе США и Великобритании. Однако они так и не высказали четкой позиции по отношению к предложению об ограничении использования права вето.
Так, постпред США Саманта Пауэр упрекала Россию за то, что та заблокировала несколько резолюций СБ по Сирии, открывавших путь для введения санкций и использования силы против Дамаска. По мнению американского дипломата, это помогло бы избежать эскалации конфликта, а также многочисленных нарушений прав человека.
В свою очередь, заместитель постпреда РФ при ООН Александр Панкин заявил, что "использование вето или угроза его применения не раз ограждали ООН от принятия сомнительных решений".
По его словам, благодаря этому всемирная организация не участвовала в агрессии против Югославии, во вторжении в Ирак, а также не позволила "подтолкнуть Сирию к пропасти". Он напомнил, что в случае с Ливией право вето не было использовано, но принятая в итоге резолюция "была использована как предлог для бомбежек и свержения законного правительства". В конечном счете страна оказалась погружена в хаос, отметил он.