МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. Ответственность за происходящее на Украине лежит на коллективном Западе, который с началом российской военной операции должен был понять, что проиграл, заявил в четверг президент РФ Владимир Путин на встрече с руководством Госдумы и лидерами думских фракций.
Глава государства предупредил, что чем дальше, тем сложнее будет договориться с Москвой по украинскому вопросу, а на заявления, что Россию необходимо "победить на поле боя", ответил словами "пусть попробуют": "Мы, по большому счету, всерьез пока еще ничего не начинали". Президент также поблагодарил депутатов за работу в условиях специальной операции и призвал создать общенациональную повестку поддержки военных.
ТАСС собрал основные заявления Путина.
Об операции на Украине
"Нам говорят, что мы начали войну на Донбассе, на Украине. Нет, ее развязал <...> коллективный Запад, организовав и поддержав на Украине антиконституционный вооруженный переворот в 2014 году, а затем поощряя и оправдывая геноцид в отношении людей на Донбассе".
И именно Запад собирается воевать с Москвой "до последнего украинца": "Это трагедия для украинского народа, но, похоже, все к этому и идет".
Запад должен был понять, что проиграл, с первого дня операции на Украине, "потому что ее начало означает и начало кардинального слома миропорядка по-американски": "Это начало перехода к <...> действительно многополярному миру. И надо понимать, что этот процесс остановить уже невозможно".
"Сегодня мы слышим, что нас хотят победить на поле боя. Что здесь скажешь, пусть попробуют". При этом Россия не отказывается от диалога по Украине: "Мы не отказываемся от мирных переговоров, но те, кто отказывается, должны знать, что чем дальше, тем сложнее им будет с нами договариваться".
Об отношениях с Западом
"Так называемый коллективный Запад во главе с США на протяжении десятилетий ведет себя в отношении России исключительно агрессивно. Наши предложения о создании системы равной безопасности в Европе отвергнуты, инициативы о совместной работе по проблеме противоракетной обороны отклонены, предупреждения о неприемлемости расширения НАТО, особенно за счет бывших республик Советского Союза, проигнорированы".
При этом Запад даже на этапе, "как тогда казалось, безоблачных отношений" с Россией счел абсурдной идею интеграции Москвы в НАТО: "Потому что такая страна, как Россия, просто не нужна им. Именно поэтому поддерживали терроризм, сепаратизм в России, внутренние деструктивные силы и пятую колонну в нашей стране. Все они получали и получают до сих пор безусловную поддержку со стороны этого самого коллективного Запада".
О "тоталитарном либерализме"
Правящие классы стран Запада, "понимая, что их политика все более отрывается от реалий, от здравого смысла и правды, стали использовать откровенно деспотические методы", включая цензуру, закрытие СМИ, произвол в отношении журналистов и общественных деятелей.
"Модель тоталитарного либерализма, включая пресловутую культуру отмены, повсеместных запретов, они пытаются навязать всему миру. Но реальность в том, что народы большинства стран не хотят такой жизни и такого будущего, стремятся не к формальному, декоративному, а к настоящему, содержательному суверенитету и просто устали стоять на коленях, унижаться перед теми, кто считает себя исключительными, да еще и в ущерб себе обслуживать их интересы".
Об адаптации к санкциям
Запад своими санкциями пытался не просто ударить по российской экономике: "Их целью было посеять раздор, смуту в нашем обществе, деморализовать людей. Но и тут они просчитались - ничего не вышло и, уверен, не выйдет".
Санкции Запада создают России трудности, но "вовсе не такие, на которые рассчитывали инициаторы экономического блицкрига": "Все, что происходит в последнее время, показывает, что фундаментальные, базовые основы российской экономики оказались гораздо более устойчивыми, чем думали об этом наши недоброжелатели "за бугром".
К тому же властям удалось минимизировать негативные последствия этих "недружественных, явно враждебных мер", а уход западных компаний даже помог некоторым отраслям: "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
О поддержке военных
Сейчас необходима общенациональная повестка поддержки вооруженных сил: "Ведь страна живет обычной мирной жизнью. Лето, курортный сезон, культурная жизнь, выставки. А ребята пашут там по пулями, жизнью рискуют и товарищей своих теряют в бою, ради Родины".
Цели военной операции на Украине будут достигнуты в любом случае, но "ребятам легче будет работать, выполнять боевые задачи, если они будут чувствовать за своей спиной поддержку народа и дыхание Родины".
При этом следует уравнять статус военнослужащих Донецкой и Луганской народных республик и российских: "Я полностью это поддерживаю. Более того, на практике это реализуется".
О работе Госдумы
После начала военной операции всем ветвям и уровням власти требовалось действовать решительно, согласованно и быстро, и Госдума работала именно так - "собранно, компетентно, в высоком темпе".
Все думские фракции "подтвердили свою политическую состоятельность и зрелось", показали себя как "настоящие государственники и патриоты": "Потому что партий-то у нас много, а Родина - одна, и нет ничего важнее и выше судьбы Отечества".