ДОНЕЦК, /Ростовская область/, 29 сентября. /Корр. ТАСС Дмитрий Буянин/. Бывшая украинская военнослужащая Надежда Савченко, обвиняемая в причастности к убийству двух сотрудников ВГТРК под Луганском и незаконном пересечении границы, может еще раз выступить в Донецком горсуде, дав пояснения при изучении доказательств.
Судья отметил, что "у подсудимой еще будет возможность дать пояснения" в ходе суда, "когда будут исследоваться доказательства" о возможности использования карт Google. "У стороны защиты будет возможность использовать эти карты, когда будут исследоваться доказательства, а у подсудимой будет возможность дать пояснения", - уточнил судья.
Адвокаты Савченко вновь потребовали от суда исключить из дела ряд потерпевших, которые не являются гражданами Украины. Суд это ходатайство отклонил, передает корр. ТАСС из зала суда.
В суде допросили потерпевшую Галину Дмитриеву, которая попала под артобстрел, в котором погибли российские журналисты. Она давала показания по видеоконференцсвязи из зала воронежского суда.
"Мы этот вопрос поднимали на стадии предварительного слушания. В суде не установлено, какие интересы РФ из-за покушения на Дмитриеву были нарушены", - сказал адвокат Николай Полозов.
"Мы выяснили, что у гражданки Дмитриевой украинское гражданство, и российского паспорта нет. Мы видим иностранного потерпевшего. Я заявляю ходатайство об исключении Дмитриевой из дела в качестве потерпевшего", - сказал адвокат Марк Фейгин.
Гособвинитель возразил против удовлетворения ходатайства, посчитав, что оно преждевременно, судья его поддержал.
"Я убивала людей, которые пытались убить меня"
Надежда Савченко признала на допросе, что участвовала в качестве стрелка в боевых столкновениях в Ираке. На вопрос прокурора, принимала ли она участие в боевых действиях в Ираке, Савченко ответила утвердительно. На вопрос "В качестве кого?" сказала: "В качестве стрелка - не снайпера".
Вместе с тем, говоря о жителях Донбасса, она отметила, что не испытывала к ним ненависти. "Я ни к кому не отношусь с агрессией", - уточнила обвиняемая.
"В ЛНР я не видела военнослужащих - это мой народ, который запутался", - считает она. Отвечая на вопрос о том, зачем она прибыла на Донбасс, Савченко рассказала: "защитить землю Украины от русского вторжения".
"Я и близко не принимала участия в корректировке огня"
На допросе в суде Савченко призналась, что "в общих чертах, как военнослужащая, представляет, что такое корректировка артиллерийского огня, но как именно это делается - не знает". После учебы она пошла служить в вооруженные силы и стала оператором вертолета МИ-24, в ее обязанности входили вычисление и расчеты курсов и направлений, выведение на цель. "Корректировка огня воздушная есть, но для этого есть спецупражнения, которые отрабатываются на учениях, но у меня такого не было", - уточнила обвиняемая.
Она уточнила, что давала указания артиллеристам, но не признает, что это была корректировка огня: "Я и близко не принимала участие в корректировке этого огня и в этом обстреле. Когда я шла по дороге, в 200-300 метрах от меня разорвался снаряд. Я позвонила, сказала не стрелять по дорогам, они нам пригодятся".
На вопрос прокурора о том, не следует ли считать корректировкой огня ее указание артиллеристам не стрелять по дорогам, она ответила: "можете считать, что это была корректировка".
"Для журналистов, когда я была в плену, я сказала, что говорила "правее-левее", а как им еще объяснить, что я просила не стрелять по дорогам?" - отметила она. "Журналисты представили меня как наводчика", - сказала обвиняемая.
По мнению адвоката Ильи Новикова, Савченко не могла быть наводчицей артиллерии, потому что до этого попала в плен в ЛНР. "Савченко знала, что где-то засада. Не дойдя до места предполагаемой засады, попала в плен. Обстрел журналистов был в 3-5 км от того места, где она попала в плен", - уточнил он.
В день, когда погибли российские журналисты, Савченко, по ее словам, "утром с другими бойцами выдвинулась в район обстрела группы разведки". Она пыталась вычислить, где находилась засада, но ее схватили. "Мне надели на голову мешок, забросили в машину и увезли", - сказала Савченко.
Подсудимая заявила, что о смерти российских журналистов узнала в плену. "Я до поста ГАИ не дошла километра три", - сказала Савченко об обстреле.