МИД РФ: нормализация отношений Баку и Еревана стартовала при содействии России

Здание МИД РФ
МОСКВА, 9 августа. /ТАСС/. Нынешний этап армяно-азербайджанской нормализации стартовал при непосредственном содействии и центральной роли России принятием трехстороннего заявления на высшем уровне от 9 ноября 2020 года. Об этом говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой в связи с переговорами лидеров Азербайджана и Армении в Вашингтоне.
Читайте также
Попытки урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года

"Уместно напомнить, что нынешний этап армяно-азербайджанской нормализации стартовал при непосредственном содействии и центральной роли России принятием трехстороннего заявления на высшем уровне от 9 ноября 2020 года о прекращении огня и всех боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. В регионе был дислоцирован российский миротворческий контингент, внесший незаменимый вклад в стабилизацию обстановки. Всегда будем помнить наших миротворцев, погибших при исполнении служебного долга", - подчеркнула дипломат.
Примирение Баку и Еревана должно быть основано на балансе интересов сторон и вписываться в региональный контекст, указала Захарова.
"Важнейшее значение в установлении мира между двумя южнокавказскими республиками будет иметь подписание и вступление в силу соглашения о мире и установлении межгосударственных отношений между Азербайджаном и Арменией. Примирение двух стран должно быть вписано в региональный контекст и основываться на балансе интересов и безусловном уважении приоритетов сторон и соседних государств" - отметила дипломат.
Захарова подчеркнула, что оптимальный вариант для решения проблем Южного Кавказа заключается в "поиске и дальнейшей реализации решений, выработанных самими странами региона при поддержке их непосредственных соседей - России, Ирана, Турции". "Подключение внерегиональных игроков должно работать на укрепление мирной повестки и не создавать дополнительных трудностей и разделительных линий, - продолжила дипломат. - Хотелось бы избежать печального опыта западного содействия урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке. Из примеров на Южном Кавказе - присутствие в Армении наблюдательной миссии ЕС, деятельность которой постоянно вызывает раздражение у других регионалов".
"РФ заинтересована в формировании на Южном Кавказе зоны стабильности и процветания. Одно из важнейших условий - всеобъемлющая нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией, основанная на учете интересов народов обеих стран. Последовательно поддерживаем все усилия, способствующие достижению данной ключевой для региональной безопасности цели", - указала официальный представитель МИД РФ. "В связи с этим встреча лидеров южнокавказских республик в Вашингтоне при посредничестве американской стороны заслуживает положительной оценки. Надеемся, что данный шаг поможет продвижению мирной повестки дня", - указала Захарова.
По ее словам, РФ "дополнительно проанализирует вашингтонские заявления, касающиеся разблокирования региональных коммуникаций". "В этой сфере остаются актуальными трехсторонние договоренности с участием России, из которых ни одна из сторон не выходила. Важно учитывать и фактор членства Армении в едином таможенном пространстве ЕАЭС, в частности в отношении организации транзитных грузоперевозок через территорию республики. Нельзя игнорировать и тот факт, что граница Армении с Ираном охраняется российскими пограничниками, размещенными в соответствии с межгосударственным договором от 30 сентября 1992 года", - констатировала официальный представитель МИД РФ.


