2 декабря 2016, 15:46

Что нового в концепции внешней политики России

Михаил Метцель/ ТАСС
В сравнении с предыдущей концепцией от 2013 года тональность нового документа сильно изменилась

30 ноября президент РФ Владимир Путин утвердил концепцию внешней политики России. И хотя в значительной степени текст документа цитирует и повторяет предшествующий — его тональность серьезно изменилась. Она стала более конкретной, стало меньше обтекаемых конструкций, в концепции прямо проговариваются разногласия, которые за последние три года возникли у Москвы с западными державами. Зафиксирован интерес к более интенсивному сотрудничеству с азиатскими государствами. В концепции изменилась позиция по Украине и впервые упоминается Сирия.

Новые задачи: упрочнение и укрепление

Были названы две новые задачи России на внешнеполитическом направлении. Во-первых, это "упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира". Во-вторых, "укрепление позиций российских СМИ и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведения до широких кругов мировой общественности российской точки зрения".

Фактор силы. Повышение

Раньше обговаривалось, что "Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях". Теперь в концепции с сожалением отмечается, что "повышается роль фактора силы в международных отношениях" и "возрастают риски региональных конфликтов и эскалации кризисов". Россия "готова к новым вызовам".

Против "смены режимов"

Москва впервые декларирует намерение противодействовать "попыткам вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации". При этом "видит свои задачи в том, чтобы не допускать осуществления под предлогом реализации концепции "ответственность по защите" военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства, нарушающих нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств".

Отношение к расширению НАТО — негативное

И в старой, и в новой версиях документа отмечено, что "Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству". Раньше отдельным пунктом фиксировалась также "стратегическая общность целей со всеми государствами Евро-Атлантического региона, в том числе со странами — членами НАТО, по поддержанию мира и стабильности, противодействию общим угрозам безопасности: международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения, морскому пиратству, незаконному обороту наркотиков, природным и техногенным катастрофам". Сейчас этот пункт исчез. Также исчез пункт о взаимодействии с НАТО в Афганистане.

Вместо него появились тезисы о "геополитической экспансии" НАТО и "нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества".

США. Разворот над Атлантикой

Оценка роли США и характер отношений с Вашингтоном поменялись кардинально. Раньше в концепции говорилось о "взаимовыгодном сотрудничестве", "подлинно партнерском взаимодействии" и "особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом". Сейчас документ фиксирует, что "проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность". Есть очень жесткий пункт про то, что "Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права" и требует от Штатов "соблюдения норм международного права".
 

Европа. Похолодание

В предыдущей версии концепции Россия была названа "неотъемлемой, органичной частью европейской цивилизации". В новую версию этот тезис не попал, хотя и сохранились пункты о важности экономического, политического и культурного сотрудничества с ЕС. Великобритания в новой концепции вообще не упоминается, хотя до этого обговаривалась "активизация взаимовыгодных двусторонних связей".

Китай и Индия. Историческая дружба

Если раньше Китай достаточно дежурно упоминался как "партнер" и никаких разъяснений характера этого партнерства не делалось, то теперь вместе с Пекином Москва нацелилась на "противодействие новым вызовам и угрозам, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в международных организациях и многосторонних объединениях". То же самое касается Индии. Раньше это просто "член БРИКС" и "партнер". Согласно же новой версии концепции Россия выступает "за дальнейшее углубление особо привилегированного стратегического партнерства с Республикой Индией, основанного на совпадении внешнеполитических приоритетов, исторической дружбе и глубоком взаимном доверии".

Украина. Больше не приоритет

Раньше Москва обозначала намерение "выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам". Сейчас говорится лишь о заинтересованности в развитии "многообразия связей", а также что "Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта".

Сирия. За политическое урегулирование

В новой версии документа впервые упоминается Сирия и то, что Россия "выступает за политическое урегулирование ситуации" в этой стране. При этом Москва поддерживает "единство, независимость и территориальную целостность" республики "как светского, демократического, плюралистического государства".

"Невиданный уровень жестокости"

Отдельный пункт концепции посвящен террористической организации "Исламское государство" (организация запрещена в России. — Прим. ТАСС), "поднявшей насилие на невиданный уровень жестокости", и необходимости создания широкой международной антитеррористической коалиции "без политизации и двойных стандартов".
 

Новые горизонты ЕАЭС

В концепции впервые упоминаются Армения и Киргизия как страны, вступившие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). При этом тоже впервые отмечается способность ЕАЭС "сыграть важную роль в деле гармонизации интеграционных процессов" не только в Евразийском регионе, но и собственно в Европейском. Тут стоит вспомнить, что недавно ЕАЭС начал переговоры с Сербией об унификации торгового режима.

Андрей Веселов