6 ноября 2018, 20:52

Лавров в Мадриде провел ряд встреч и заявил о нелегитимности санкций в отношении Ирана

Министр иностранных дел России в ходе визита, который продлился меньше суток, был принят королем Филиппом VI, а также провел первые полноформатные переговоры с главой МИД Испании

ТАСС, 6 ноября. Министр иностранных дел России Сергей Лавров завершил во вторник вечером свой рабочий визит в Испанию, где обсудил не только актуальные вопросы двусторонней повестки дня, но и международную повестку, в первую очередь дал жесткую оценку вступившим накануне в силу американским санкциям в отношении Ирана.

В ходе визита, который продлился меньше суток, глава российского дипведомства был принят королем Испании Филиппом VI, а также провел первые полноформатные переговоры с главой МИД Испании Жозепом Боррелем, который вступил в свою должность всего пять месяцев назад.

Прибывшие вместе с министром журналисты отметили сдержанную атмосферу, в которой проходил визит. Например, на протокольной части, которая нередко включает в себя обмен репликами при представителях СМИ, стороны ограничились рукопожатием перед камерами. А вот делать снимки для личного архива как во дворце Сарсуэла, так и в МИД Испании журналистам из России было строго запрещено. Российский флаг, которым во время визитов Лаврова нередко украшены улицы города принимающей стороны, был замечен только один раз - на итоговой пресс-конференции.

Однако, несмотря на такую "скрытность", сторонам удалось обсудить самые острые вопросы, в том числе последние действия Соединенных Штатов в отношении Ирана, будущее договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), возможность восстановления функций России в Совете Европы, а также нынешнюю ситуацию в "деле Скрипалей". Лавров также пригласил своего испанского коллегу посетить Россию. Боррель приглашение принял.

Давление неприемлемо, меры будут найдены

На итоговой пресс-конференции главы внешнеполитических ведомств двух стран были особенно кратки в своих вступлениях. Обратив внимание на позитивные шаги в двусторонних отношениях, поделившись планами о двустороннем сотрудничестве в разных сферах, включая борьбу с международным терроризмом, министры перешли к вопросам.

Первый же вопрос был посвящен новым санкциям Соединенных Штатов в отношении Ирана, под которые, как стало известно в понедельник, подпало более 700 юридических и физических лиц. Отвечая на него, Лавров сразу же подчеркнул, что такие меры абсолютно нелегитимны, так как они грубейшим образом нарушают решения Совета Безопасности ООН. "Формы, в которых эти меры объявляются и реализуются, не могут не вызывать глубокого разочарования, - отметил глава МИД РФ. - Исходим из того, что вести политику на основе ультиматумов и односторонних требований в нашу эпоху едва ли допустимо".

Российский министр также напомнил представителям СМИ о том, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе сохраняется после принятого США решения о выходе из договора, ведь свое участие в нем подтвердили и европейские страны, и Россия, и Китай, и сам Иран. В связи с этим оставшиеся участники прорабатывают механизмы, которые позволят продолжать в полной мере выполнять положения СВПД, но уже без Вашингтона. "Это дело непростое", - признал Лавров, приведя в пример давление США на банковскую систему передачи информации и совершения платежей SWIFT, приостановившей в понедельник доступ к своей системе для нескольких иранских банков. - Но эксперты активно занимаются этим вопросом, у них есть достаточно устойчивое понимание, что это возможно и что такие меры будут найдены".

В свою очередь, Боррель выразил мнение, что у США не было реальных причин для отказа от СВПД.

По его словам, такое решение негативно сказывается на экономике и безопасности региона. "Согласно информации, которая у нас имеется, Иран выполняет обязательства по соглашению, и США не имеют причин, чтобы отказываться от него", - отметил глава МИД Испании, добавив, что Мадрид заинтересован в хороших отношениях с Вашингтоном, но будет вести "свою политическую линию".

Трудности перевода

На пресс-конференции испанский журналист, упомянув заявления ряда стран Запада о попытках РФ повлиять на ход выборов, поинтересовался о якобы готовящемся Москвой "военном вмешательстве в американские выборы". "Какое военное вмешательство? - попытался уточнить российский министр. - Вас перевели, что было якобы какое-то военное вмешательство, что вы имеете в виду?"

Спустя несколько минут выяснилось, что представителя Испании интересовало как раз не вмешательство РФ, а военное расширение НАТО у российских границ. Такое противоречие сам Лавров объяснил "не очень понятным" переводом.

"Что касается сегодняшних промежуточных выборов в Соединенных Штатах: как я уже сказал, все обвинения по поводу нашего вмешательства в прошлые президентские выборы, все обвинения в том, что мы будем вмешиваться в сегодняшние выборы, оказались пустыми заявлениями, - подчеркнул глава российского дипведомства. - Я не буду гадать, как результаты этих выборов повлияют на будущее наших отношений, надо сначала дождаться, когда эти результаты будут объявлены".

Вместе с тем, Лавров отметил, что внутриполитические процессы в США напрямую влияют на отношения Вашингтона с Москвой, поэтому в РФ хотели бы, чтобы Вашингтон "мог сконцентрироваться на каких-то позитивных шагах на международной арене".

Комментируя продолжающееся наращивание военной инфраструктуры НАТО у границ с Россией, глава МИД РФ заявил, что это не может остаться без военно-технического ответа, но Москва не заинтересована в эскалации напряженности. "Наоборот, мы предлагаем нашим натовским коллегам заверения в том, что они заинтересованы в деэскалации ситуации, перевести на язык тактических действий. Натовские коллеги, к сожалению, уходят от такого серьезного разговора", - обратил внимание министр.

Претензии все те же, доказательств нет

По словам Лаврова, нет ни одного факта, подтверждающего попытки вмешательства России в какие бы то ни было выборы или референдумы. "В этой связи упоминаются не только выборы в США, но и референдум в Каталонии, недавние выборы в Швеции, упоминается и наша якобы [имевшая место] вовлеченность в так называемое дело Солсбери, - пояснил он. - Ни под одно из этих обвинений никаких фактов представлено не было".

В связи с этим, российская сторона неоднократно призывала западных коллег к профессиональному диалогу и аргументации своей позиции, однако каждый раз наталкивалась на недопонимание. Так, официальные ноты МИД России с просьбой к британским коллегам выполнить обязательства и представить всю необходимую информацию по "делу Скрипалей", остались без ответа.

Глава МИД России подчеркнул, что в Москве подобного рода предположения "предпочитают обсуждать не через микрофон, а профессионально". "Если есть вопросы к кому-то из российских граждан, кому-то из российских СМИ, мы не хотим, чтобы отношения портились, мы хотим, чтобы такие озабоченности не замалчивались, а предъявлялись на основе конкретных фактов", - заключил министр. 

LiveInternet