Страница 1
23 сентября 2015 года суд приговорил единственного обвиняемого по громкому делу о крушении самолета Як-42 с хоккеистами "Локомотива" - заместителя гендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадима Тимофеева - к пяти годам лишения свободы и освободил по амнистии.
Что случилось под Ярославлем, как шло расследование катастрофы и к чему оно привело - в специальном материале ТАСС.
Страница 2
Катастрофа под Ярославлем
Три года назад Як-42, в котором основной состав ярославского "Локомотива" вылетал на свой первый матч в рамках чемпионата КХЛ в Минск, разбился у аэропорта Туношна.
Лайнер перед взлетом не смог набрать необходимую скорость и выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Он оторвался от ВПП, проехав 400 м уже по грунту, и столкнулся с антенной радиомаяка. Затем самолет сильно накренился влево, упал и развалился на три части, две из которых упали в приток Волги. При падении машина загорелась.
На борту самолета было 45 человек: 8 членов экипажа и 37 пассажиров - спортсмены, тренеры, врачи, обслуживающий персонал.
В трагедии выжил только один человек - бортинженер Александр Сизов.
Кто не полетел на Як-42
Хоккеист молодежного состава "Локомотива" Максим Зюзякин в последний момент не полетел с командой на матч в Минск.
Буквально за несколько часов до вылета тренерский штаб принял решение не включать его в список игроков на стартовую встречу чемпионата КХЛ. По словам Зюзякина, тренер молодежной команды Петр Воробьев посчитал, что спортсмен все равно не выйдет на лед в игре против минского "Динамо". Хоккеист рассказал, что тяжело переживает происшедшее.
"Все погибшие ребята были моими друзьями. Мы общались с ними перед вылетом, они были в боевом настроении, были нацелены на игру, на победу. И я очень благодарен Петру Ильичу (Воробьеву), ведь фактически он спас мне жизнь", - отметил Зюзякин.
На борт Як-42 также не попал финский тренер Йорма Валтонен.
Погибшие игроки "Локомотива"
Вратари
№ | Имя | Дата рождения | Место рождения |
1 | Лив Стефан | 21.12.1980 | Польша, Гдыня |
35 | Вьюхин Александр | 09.01.1973 | СССР, Свердловск |
Защитники
№ | Имя | Дата рождения | Место рождения |
3 | Траханов Павел | 21.03.1978 | СССР, Москва |
4 | Рахунек Карел "К" | 27.08.1979 | Чехословакия, Злин |
20 | Дитрих Роберт | 25.07.1986 | СССР, Орджоникидзе |
24 | Салей Руслан | 02.11.1974 | СССР, Минск |
37 | 09.07.1974 | СССР, Рига | |
39 | Баландин Михаил | 27.07.1980 | СССР, Липецк |
52 | Шувалов Максим | 23.04.1993 | Россия, Рыбинск |
57 | Аникеенко Виталий | 02.01.1987 | СССР, Киев |
74 | Калимулин Марат | 12.08.1988 | СССР, Тольятти |
81 | Урычев Юрий | 03.04.1991 | Россия, Ярославль |
Нападающие
№ | Имя | Дата рождения | Место рождения |
11 | Галимов Александр | 02.05.1985 | СССР, Ярославль |
13 | Собченко Даниил | 13.04.1991 | Украина, Киев |
17 | Ткаченко Иван "А" | 09.11.1979 | СССР, Ярославль |
18 | Васюнов Александр | 22.04.1988 | СССР, Ярославль |
21 | Чурилов Геннадий | 05.05.1987 | СССР, Магнитогорск |
23 | Клюкин Никита | 10.11.1989 | СССР, Рыбинск |
28 | Калянин Александр | 24.09.1987 | СССР, Челябинск |
32 | Остапчук Сергей | 19.03.1990 | СССР, Новополоцк |
38 | Демитра Павол | 29.11.1974 | Чехословакия, Дубница |
51 | Марек Ян | 31.12.1979 | ЧССР, Йиндржихув-Градец |
63 | Вашичек Йозеф "А" | 12.09.1980 | ЧССР, Гавличкув Брод |
69 | Снурницын Павел | 10.01.1992 | Россия, Ярославль |
72 | Ярчук Артем | 03.05.1990 | СССР, Ярославль |
83 | Кирюхин Андрей | 04.08.1987 | СССР, Ярославль |
Погибший тренерский штаб
Брэд Маккриммон, главный тренер
Игорь Королев, тренер
Александр Карповцев, тренер
Николай Кривоносов, тренер по физической подготовке
Погибший персонал
Владимир Пискунов, администратор
Евгений Сидоров, тренер-методист
Андрей Зимин, врач
Александр Беляев, массажист
Юрий Бахвалов, врач-массажист
Вячеслав Кузнецов, массажист
Евгений Куннов, массажист
Страница 3
Последний полет Як-42: рассказ очевидцев
Полицейские, прибывшие первыми на место катастрофы, рассказали о первых минутах крушения лайнера.
"Самолет еле оторвался от земли и за деревьями рухнул"
Сотрудники отряда особого назначения УМВД России по Ярославской области лейтенант полиции Дмитрий Коноплев и прапорщик полиции Олег Смирнов несли службу на Волге в районе аэропорта Туношна на полицейском катере. В их задачу входила охрана водной части глиссадной зоны аэропорта.
Около 16.00 мск полицейские увидели, как с полосы аэродрома пытается взлететь самолет. "Он еле оторвался от земли, зацепил локатор, ушел влево и за деревьями рухнул, - рассказал Коноплев. - Мы сразу ... поплыли к месту падения. До него от нас было не более 300 м... Буквально через полторы минуты мы были на месте".
По словам полицейских, "часть самолета лежала в воде, остальное горело на берегу". "В воде по грудь к берегу пытался идти человек. Сначала мы решили, что это рыбак, который случайно оказался на месте аварии, но потом поняли, что это пострадавший", - рассказал Коноплев.
Полицейские не могли сразу подвести катер к берегу из-за мелководья. "В это время из обломков самолета показался мужчина в форме пилота. Он пытался за плечи вытащить другого мужчину, также в форме", - вспоминают полицейские. Мужчиной в форме оказался выживший член экипажа Александр Сизов. Ему помогли прибывшие на место катастрофы сотрудники транспортной полиции. Позже бортинженера с ожогами 15% поверхности тела, переломом бедра, травмой головы доставят в НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
"Братишки, я Галимов"
Коноплев и Смирнов помогли другому спасенному - Александру Галимову, но его имя они узнали чуть позже.
Он был сильно обожжен, и мы даже не знали, как ему помочь, но потом подхватили за локти, запястья и втащили на борт. Он сильно мерз и просил укрыть его. Связавшись по телефону с медиками, мы отправились в Ярославль... мы говорили с ним, чтобы не дать ему потерять сознание. Он вел себя очень мужественно, адекватно оценивал происходящее. Только перед погрузкой в "Скорую помощь" мы спросили его имя. "Братишки, я Галимов", - сказал он
Женщина, ставшая свидетелем катастрофы, сообщила ярославскому "Городскому телеканалу", что один из пострадавших в момент эвакуации с места крушения был в сознании и разговаривал со спасателями.
"Мы на поле стояли, много народу было. Мальчишки... Жалко их. Там выживший один был. Когда его укладывали на носилки, спрашивали: "Сколько вас было?" Он, видимо, в шоке был и ответил: "Я не знаю". Он был в очень плохом состоянии. И у берега лежали погибшие", - рассказала женщина.
Хоккеиста Александра Галимова, получившего ожоги 90% тела, направят в Институт хирургии имени Вишневского, где он скончается после пяти дней борьбы за жизнь.
Страница 4
Как мир прощался с "Локо"
Вечером 7 сентября в Ярославле прошла поминальная акция. Жители города стали собираться у арены, где играла их любимая хоккейная команда. Рядом со стеной спорткомплекса "Арена-2000" появились столы. Люди молчаливо подходили и укладывали на них букеты живых цветов, зажигали свечи.
Акции памяти прошли также в Нальчике, Минске, Риге, Праге, Карловых Варах, Йенчепинге. Вместо хоккейного матча, который должен был состояться между "Динамо" и "Локомотивом", в Минске прошел вечер-реквием, посвященный памяти хоккеистов.
С 9 по 11 сентября 2011 года в Ярославле и Ярославской области был объявлен траур по погибшим.
10 сентября на ярославском стадионе "Арена", где "Локомотив" проводил свои матчи чемпионата КХЛ, прошла церемония прощания с хоккеистами. С раннего утра, несмотря на проливной дождь, тысячи болельщиков шли ко Дворцу спорта с цветами, портретами, свечами, траурными значками. Почтить память друзей приехали представители всех российских хоккейных клубов и руководители КХЛ. Для родственников погибших и желающих проститься со спортсменами из Москвы в Ярославль был отправлен специальный поезд. Попрощаться с хоккеистами "Локомотива" в Ярославль приехал премьер-министр Владимир Путин. Он возложил к фотографии каждого из погибших по две красные гвоздики.
Церемония прощания продолжалась несколько часов.
Новый сезон КХЛ, все матчи чемпионата России по футболу и первенства Европы начинались с минуты молчания в память о погибших. Российские хоккеисты, волейболисты и баскетболисты выходили на встречи с траурными повязками. Пилот "Формулы-1" Виталий Петров в память о погибших хоккеистах выступал на Гран-при Италии в черном шлеме.
Страница 5
Ярославская трагедия: версии следствия и показания бортинженера Сизова
Следствие изначально назвало среди основных версий авиакатастрофы техническую неисправность самолета и человеческий фактор - ошибку пилотирования. И Минтранс, и МАК призвали журналистов дождаться окончания расследования и не делать поспешных выводов о причинах ЧП.
Первый допрос
23 сентября 2011 года следователи в первый раз допросили единственного выжившего в катастрофе под Ярославлем бортинженера Александра Сизова. Накануне с ним побеседовали специалисты МАК.
"По его мнению, замечаний к работе авиационной техники в предыдущем полете, при подготовке к аварийному полету и по ходу аварийного полета не было. С его слов было уточнено фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник", - сообщили представители комиссии по результатам проведенного опроса.
Первое интервью
В октябре 2011 года Сизов дал первое после падения самолета интервью. Он рассказал о первых и последних минутах рокового полета Як-42.
"Перед вылетом самолет был в идеальном состоянии, подготовка осуществлялась в обычном режиме", - рассказал Сизов, который лично проводил осмотр самолета перед полетом, в интервью "Первому каналу".
"Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем. Немного времени прошло, и я понял, что идем по грунту. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет и сейчас мы разобьемся", - вспоминал он.
"Я не понял, нажат тормоз при разгоне или нет. Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет", - рассказал бортинженер.
В рамках расследования катастрофы 10 октября летчики-испытатели в подмосковном Жуковском провели первый натурный эксперимент с целью воспроизведения фактических действий экипажа в аварийном полете.
Страница 6
Реконструкция и выводы МАК
В МАК рассказали, что исследования не выявили нарушений в работе тормозной системы Як-42. К ноябрю 2011 года было уже достоверно известно, что качество топлива, которым заправили самолет, соответствовало требованиям ГОСТа, а летчики, управлявшие лайнером, были трезвы.
Ошибка пилотов
В том же месяце МАК назвал основной причиной трагедии ошибку экипажа: из-за неправильного положения ног на педалях при взлете осуществлялось торможение, что привело к завалу самолета. При этом вылет был точно по расписанию, в хороших метеоусловиях, лайнер был полностью исправен.
Результаты судебно-медицинских исследований показали, что в крови второго пилота был обнаружен психоактивный лекарственный препарат - фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний второго пилота (полинейропатический синдром) запрещено российским авиационным законодательством, а также руководством по авиационной медицине Международной организации гражданской авиации, напомнили в МАК.
Нарушения в "Як Сервис"
В МАК тогда также назвали одним из факторов, приведших к катастрофе, полное отсутствие системы безопасности полетов и организации летной работы в компании "Як Сервис". Как сообщил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, "организационная структура "Як Сервис", схема ее управления и финансирования не позволяли обеспечивать безопасное выполнение полетов", а переучивание командира и второго пилота на Як-42 проходило на другом, отличающемся, в том числе педалями, типе воздушного судна - Як-40. В сентябре 2011 года Росавиация аннулировала у компании сертификат эксплуатанта.
Как пояснил другой эксперт, летчик-испытатель Василий Севастьянов, принимавший участие в расследовании катастрофы, столкновение с мачтой маяка уже не имело никакого значения для трагического полета Як-42. "Разрушения были получены вследствие выхода самолета на закритический угол атаки, и он упал на левое крыло. Все было определено до столкновения лайнера с антенной курсового радиомаяка", - сказал он.
Рекомендации комиссии
По словам специалистов, были разработаны оперативные рекомендации для безопасности полетов авиационных властей России, ОКБ имени Яковлева, Объединенной авиастроительной корпорации, аэропорта Ярославль, а также для федеральных органов исполнительной власти.
МАК предложил создать базу данных неквалифицированного авиаперсонала. В ведомстве тогда подчеркнули, что необходимо запретить считать нарушениями прерванный взлет и уход на второй круг.
Родственники пилотов пытались оспорить выводы МАК
В феврале 2012 года родственники погибших пилотов попытались в суде оспорить выводы МАК, признавшего основной причиной ошибку пилотов.
По мнению родственников, расследование проводилось в нарушение стандартов и рекомендуемой практики конвенции о международной гражданской авиации, а МАК был напрямую заинтересован в исходе расследования. Комиссия МАК, по мнению заявителей, пришла к неверному выводу о причинах катастрофы. Родственники заявили, что вывод комиссии о неправильном положении ног пилотов при взлете сам по себе является неправильным, так как не основан на каких-либо нормативных документах.
Также родственники считают, что утверждение "из-за чрезмерного отклонения руля высоты самолет резко задрал нос, вышел на закритические углы атаки и перешел в режим сваливания" не соответствует техническим данным. "В заключении не исследована причина неуправляемости самолета. Комиссия МАК не оценила должным образом недостатки (или особенности) самолета", - отмечалось в документе.
Замоскворецкий суд Москвы отказался принять иск на том основании, что действия МАК как международной организации неподсудны российскому суду.
Страница 7
Единственный обвиняемый
К первой годовщине трагедии эксперты полностью определили причину катастрофы. Она произошла по вине обслуживающей авиакомпании "Як Сервис" и недостаточной подготовки летного экипажа.
По делу о гибели хоккеистов "Локомотива" предъявили обвинение бывшему заместителю гендиректора авиакомпании "Як Сервис" Вадиму Тимофееву.
Тимофеев, который отвечал за организацию летной работы, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов, обладал правом допуска экипажей к полетам и правом их отстранения. Как установили следователи, экипаж Як-42 "был допущен (к полету) незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов".
Допуск командира судна был оформлен Тимофеевым на основании фальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на самолеты Як-42.
При таких обстоятельствах Тимофеев не имел права доверять экипажу воздушного судна перевозку пассажиров, и в случае добросовестного исполнения Тимофеевым своих трудовых обязанностей катастрофы, унесшей жизнь 44 человек, могло не произойти
При этом, как считают следователи, экс-замглавы "Як Сервис" не контролировал прохождение профессиональной учебы пилотов, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченное обучение, допускал к полетам.
Даже в день трагедии летчики должны был проходить обучение правильному распределению рабочих обязанностей между членами экипажа.
Предъявленное Тимофееву обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта грозило лишением свободы на срок до семи лет.
Как шел процесс по громкому делу
Судебный процесс по делу об авиакатастрофе начался в Ярославле 3 декабря 2014 года. За 267 дней в суде было допрошено более 100 свидетелей, потерпевших, экспертов и очевидцев.
Во время судебных слушаний близкие родственники погибших хоккеистов неоднократно указывали суду на нестыковки в следствии. По их мнению, оно было проведено не в полном объеме, отработаны не все версии причин катастрофы. Потерпевшие ходатайствовали перед судом о возвращении дела на доследование. Также они просили суд о назначении дополнительных экспертиз, в частности передней стойки шасси и колес Як-42. Судья Вячеслав Востриков отказал во всех ходатайствах, согласившись с гособвинением, что расследование проведено правильно и в полном объеме.
В итоге матери погибших хоккеистов Александра Васюнова, Артема Ярчука и Ивана Ткаченко, не пропустившие почти ни одного заседания суда, просили не лишать Тимофеева свободы, так как считали его вину незначительной.
23 сентября Ярославский районный суд приговорил Тимофеева к пяти годам лишения свободы и освободил по амнистии. "Спасибо большое пострадавшим. Несмотря на горе, их сердца не зачерствели. Большое им спасибо", - сказал после оглашения приговора Тимофеев.
Приговор судья начал зачитывать 21 сентября 2015 года. Чтобы вынести окончательный вердикт, ему понадобилось почти 20 часов.
Страница 8
"Хоккейное братство"
Спустя год после трагедии на месте гибели команды был открыт мемориал.
Внутри четырехметровой бетонной арки установлен поклонный крест из темного карельского гранита. На поднятом из воды огромном валуне высечены фамилии погибших в тот день игроков и тренеров команды.
Память об этой трагически ушедшей от нас команде - боль не только ярославцев, но и очень большого числа болельщиков в нашей стране и за рубежом. Но жизнь идет и лучшим памятником этим ребятам будет продолжение спортивных и человеческих традиций, заложенных ими за короткую, но яркую жизнь
В том же месяце памятник погибшим хоккеистам открылся в Екатеринбурге. Монумент был установлен возле входа в ледовый дворец спорта "Уралец", где начинал свою карьеру погибший вратарь ярославской команды Александр Вьюхин. Памятник - 2,5-метровый хоккеист в майке с символичным номером 37 - число погибших игроков, тренеров и врачей "Локомотива". На постаменте выгравирована дата трагедии - 7.09.2011.
На вторую годовщину катастрофы близ ярославского спортивного комплекса "Арена-2000" был открыт мемориал "Хоккейное братство". Авторы памятника - группа архитекторов из Ярославля и Иванова. 37 стальных клюшек сложены таким образом, что под одним углом представляют собой падающую птицу, а под другим - взлетающий самолет.
В церемонии открытия мемориала приняли участие президент КХЛ Александр Медведев, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк, президент хоккейного клуба "Локомотив" Юрий Яковлев.
Мы должны помнить их, и не только хранить в памяти их имена, но и делать то, чем мы занимаемся, - играть в хоккей. По-настоящему, по-честному. Я уверен, что хоккейный мир изменился после этой страшной трагедии, и если он нашими усилиями будет становиться чуть-чуть лучше, это будет лучшей памятью "Локомотиву". Вперед, "Локомотив"
Страница 9
Возрождение "Локомотива"
Сразу после трагедии встал вопрос о том, как "Локомотив" будет выступать в текущем сезоне. КХЛ выступила с заявлением о том, что ярославская команда обязательно должна принять участие в чемпионате, для чего лига готова была изменить календарь, чтобы предоставить минимально возможное время для формирования нового коллектива.
Мы будем делать все, чтобы хоккей в Ярославле не умер, а продолжал жить во имя тех людей, кто находился на этом самолете. Мое личное мнение, что команду надо обязательно воссоздать. Это будет памятник команде, и болельщики должны увидеть хоккей, который они любят у себя дома
Рассматривались два варианта. Согласно первому, "Локомотив" мог начать играть в КХЛ молодежным составом. По другому варианту состав команды формировался из пятерки молодых воспитанников и игроков, которых ярославский клуб получал возможность выбрать из составов других участников чемпионата посредством своеобразного драфта расширения, которым впоследствии пользовались дебютанты лиги. Однако 10 сентября, в день, когда на "Арене-2000" состоялась церемония прощания с погибшими, участие в которой принял и президент России Владимир Путин, руководство "Локомотива" приняло другое решение, которое озвучил президент клуба Юрий Яковлев: команда не примет участия в сезоне КХЛ-2011/12 для того, чтобы вернуться в Континентальную хоккейную лигу через год. "Наша первая задача - заботиться о близких и семьях погибших. Вторая задача - восстановить команду соответствующего уровня", - заявил Яковлев.
Этот сезон "Локомотив" провел в Высшей хоккейной лиге под руководством Петра Воробьева. Первый матч первенства был сыгран ярославцами 12 декабря с альметьевским "Нефтяником" - победа 5:1, первая шайба "Локомотива" на счету Дмитрия Мальцева с передач Даниила Апалькова и Максима Зюзякина. С учетом того, что ярославская команда начала сезон только в середине, она провела всего 22 игры регулярного чемпионата, а ее положение в итоговой турнирной таблице определялось по проценту набранных очков. "Локомотив" занял в Западной конференции третье место.
При этом руководство ВХЛ выступило с предложением гарантировать ярославской команде выступление в плей-офф вне зависимости от результата, показанного в регулярке, однако "Локомотив" отказался от такой преференции и без особых для себя условий добился попадания в число участников игр на вылет. В первом раунде плей-офф со счетом 3-2 в серии была одержана победа над ХК ВМФ (Санкт-Петербург), а во втором ярославских хоккеисты, также в максимальном количестве матчей в серии до трех побед, уступили "Дизелисту" (Пенза).
В сезоне-2013/14, как и планировалось, ярославский клуб вернулся в число участников чемпионата КХЛ. Вместе с тем было принято решение оставить в высшей лиге и команду под названием "Локомотив".