7 октября 2014, 14:23
КХЛ

Расследование дела о катастрофе, в которой погибли хоккеисты "Локомотива", завершено

ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Обвиняемым по делу проходит экс-замгендиректора авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев

МОСКВА, 7 октября. /ТАСС/. Расследование по уголовному делу об авиакатастрофе, в которой погибли 44 человека, в том числе члены хоккейной команды "Локомотив", завершено. Об этом сообщил ТАСС официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

По его словам, следствие установило причины авиакатастрофы, происшедшей в сентябре 2011 года. Помимо нарушений в работе членов экипажа при взлете Як-42 из аэропорта Туношна установлено, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании "Як Сервис" с грубейшими нарушениями правил безопасности.

Обвиняемым по делу проходит бывший замгендиректора авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев.

Катастрофа под Ярославлем

Три года назад Як-42, в котором основной состав ярославского "Локомотива" вылетал на свой первый матч в рамках чемпионата КХЛ в Минск, разбился у аэропорта Туношна. Лайнер перед взлетом не смог набрать необходимую скорость и выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Он оторвался от ВПП, проехав 400 м уже по грунту, и столкнулся с антенной радиомаяка. Затем самолет сильно накренился влево, упал и развалился на три части, две из которых упали в приток Волги. При падении машина загорелась.

На борту самолета было 45 человек: 8 членов экипажа и 37 пассажиров - спортсмены, тренеры, врачи, обслуживающий персонал. В трагедии выжил только один человек - бортинженер Александр Сизов.

Единственный обвиняемый

По данным следствия, Тимофеев отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и проверок пилотов.

"Кроме того, именно Тимофеев обладал правом допуска экипажей к полетам и правом отстранения в случае их ненадлежащей квалификации. Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов. В частности, допуск командира судна оформлен Тимофеевым на основании фальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна Як-42 и не имел права выполнения полетов. Контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов Тимофеев не осуществлял, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал до полетов", - отметил официальный представитель СК.

По его словам, "Тимофееву было достоверно известно о непрохождении летным составом обучения и, следовательно, отсутствии у экипажа полного объема навыков для выполнения безопасного полета".

В ходе расследования выяснилось, что Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших ошибки погибшего командира воздушного судна во время прежних полетов.

"Ошибок было немало"

Маркин добавил: "Ошибок, как оказалось, было немало, причем некоторые из них могли создать реальную угрозу безопасности полета. Никаких мер со стороны Тимофеева принято не было, он осознанно продолжал допускать к полету все того же командира. Более того, экипаж был сформирован таким образом, что два пилота и бортмеханик выполняли совместно всего лишь третий рейс. При этом экипаж в данном составе ни разу не проходил совместную тренировку на тренажере, предназначенном для тренировки действий при возникновении нештатной ситуации. И впервые такая ситуация произошла именно во время полета на судне Як-42. Поэтому уже сейчас можно с уверенностью сказать, что именно надлежащий подход к подготовке летного состава в этой ситуации помог бы все-таки избежать трагедии, унесшей жизни 44 человек".

Видеореконструкция полета Як-42

Что касается состояния воздушного судна, то результаты экспертиз подтвердили его полную исправность, подчеркнул представитель СК.

Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд для рассмотрения по существу.

В настоящее время СК продолжает исследовать и иные причины, способствовавшие этой трагедии. "Как известно, вопросы, связанные с подготовкой пилота, сыграли роль и в казанской катастрофе 2013 года, поэтому в рамках ряда уголовных дел следователи продолжают выявлять факты незаконной выдачи учебными центрами документов, которые впоследствии служили основанием для продления действия свидетельств пилотов", - отметил Маркин.