Сердюков рассказал, как познакомился с Васильевой
Экс-министр обороны дал в суде показания по громкому делу "Оборонсервиса". Его допрос продолжался более четырех часов
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков дал показания в Пресненском суде Москвы, где рассматривается дело "Оборонсервиса". Главной фигуранткой этого уголовного дела является экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева, которая обвиняется в хищениях средств компании при продаже ее имущества.
Экс-министр ранее трижды вызывался в суд для дачи показаний по делу "Оборонсервиса", однако дата допроса переносилась по различным основаниям.
Сердюков приехал на лимузине с десятиминутным опозданием, молча прошел в суд в сопровождении охранника и судебных приставов, его немедленно провели в зал заседаний, в то время как журналистам пришлось слушать показания министра в соседнем зале по видеотрансляции.
Допрос бывшего главы Минобороны продолжался более четырех часов. Это стало его первым публичным выступлением после увольнения с должности министра обороны в 2012 году, после того как в ведомстве разгорелся коррупционный скандал.
"Человек с высокими деловыми качествами"
По словам Сердюкова, до его назначения главой оборонного ведомства департамента имущественных отношений не существовало.
С Васильевой бывший министр познакомился в 2009 году на одном из совещаний, где обсуждался вопрос о реконструкции собора, находящегося на балансе Минобороны.
"Мне очень понравился доклад Евгении Васильевой, и я решил назначить ее на должность", - сказал Сердюков, пояснив, что нужен был "человек с хорошими организационными способностями" и "высокими деловыми качествами", которыми как раз и обладала Васильева. Департаменту предстояло провести большой объем работы - принять участие в введении электронного делооборота, а также продать избыточное имущество министерства.
Новый департамент находился в прямом подчинении министру.
Конечно я ей доверял, у меня не было оснований ей не доверять, иначе она не была бы главой департамента имущественных отношений. <...> На тот момент Васильева была лучшей кандидатурой на эту должность
Сердюков отметил, что от работы подчиненной не было никакого ущерба и продаж по заниженной стоимости. "Был только доход", - сказал он.
Экс-глава Минобороны подтвердил в суде, что была информация о возможных провокациях, чтобы дискредитировать его и Васильеву. Этот вопрос задала сама обвиняемая. По словам бывшего министра, он знал, что экс-чиновницу заставляют давать порочащие его показания, но отказался в суде раскрывать источник.
Профессионалы дела "Оборонсервиса"
В холдинг "Оборонсервиса" входило около двухсот компаний, и Сердюков как министр лично выходил в правительство с предложением сделать "Оборонсервис" стратегическим предприятием. Он подтвердил, что часть кандидатов на должности глав компаний, входящих в "Оборонсервис", ему представила Евгения Васильева. Он рассказал, что Васильева познакомила его с возглавлявшей Центр правовой поддержки "Эксперт" Екатериной Сметановой, через компанию которой впоследствии продавались объекты недвижимости Минобороны.
"А вам известно, что компания "Эксперт" не осуществляла агентскую деятельность по продаже недвижимости и не имела собственных оценщиков?" - спросил гособвинитель. "Я заключаю тысячи контрактов. Какая разница, если это был профессиональный человек. Главное, чтобы работа делалась", - ответил Сердюков.
Гособвинитель спросил у Сердюкова и о назначении бывших глав акционерных обществ - "Управления торговли Московского военного округа" Максима Закутайло, "Оборонстроя" и "Главного управления обустройства войск" Ларисы Егориной, экс-гендиректора ООО "Компания "Хорс" и ООО "Роникс Плюс" Ирины Егоровой, а также экс-гендиректора ОАО "31-й Государственный институт спецстроительства" Юрия Грехнева. Сердюков пояснил, что ему понравились их доклады на одном из совещаний. Впоследствии Васильева представила их ему. Экс-министр отметил, что главное не то, кто представлял, а то, что это были профессионалы своего дела.
По его словам, Васильева не лоббировала назначение на должности тех или иных людей. Бывший министр подчеркнул, что ни его лично, ни руководство Минобороны Васильева не обманывала, давление не оказывала, а решения об увольнении или назначении людей на должности он принимал самостоятельно.
"Минобороны не нужны совхозы и скотные дворы"
Сердюков рассказал, что реализация имущества ведомства проводилась для оптимизации расходов в ходе реформы. По его словам, при сокращении численности военнослужащих ряд объектов на балансе Минобороны стал ненужным и убыточным. Экс-министр отметил, что эти компании находились на грани банкротства либо были уже банкротами, а их содержание было невыгодно для ведомства.
Зачем тогда Минобороны совхозы, птицефабрики, скотные дворы? Например, яйцо получалось на 15% дороже, чем в розницу, а пока я его до Камчатки довезу, оно еще в три раза подорожает
Бывший министр эмоционально рассказал, что к моменту его заступления на должность на балансе армии было 23 тыс. военных городков, 15 тыс. котельных и значительное число непрофильных активов - сельскохозяйственных предприятий по всей стране. "Себестоимость продукции этих совхозов была выше рыночной, они постоянно стояли на коленях, и я три года посвятил тому, чтобы поднять их с колен, но все было бесполезно, и я сказал: "Хватит!", - рассказал Сердюков.
В связи с этим было принято решение о приватизации этих предприятий для последующей реализации. Однако продажа имущества проходила неэффективно, не помогали даже рекламные кампании на радио и телевидении. Вместе с тем, уточнил Сердюков, работа должна быть проделана быстро и качественно. А для этого ему и были необходимы люди, хорошо разбирающиеся в экономике, финансах, продажах.
Министерству обороны абсолютно безразлично, кто будет покупать, главное, чтобы цена была нормальной
По словам бывшего министра, большое количество объектов недвижимости продавалось систематически. Сердюков утверждает, что лично изучал необходимость продажи наиболее важных объектов. "Это имущество продавалось не потому, что кто-то на него нацелился, а потому, что необходимо было избавить министерство от лишнего имущества и лишних расходов",- заявил Сердюков.
"Я считаю, что никакого ущерба Минобороны причинено не было. Более того, если бы не проделанная работа, ущерб был бы в разы больше", - сказал он.
Бывшее открытое акционерное общество "Оборонсервис" (с 1 декабря 2014 года - акционерное общество "Гарнизон") - многопрофильный государственный холдинг, занимавшийся в интересах Министерства обороны Российской Федерации ремонтом, модернизацией и утилизацией вооружения, военной и специальной техники, строительством и эксплуатацией инфраструктуры, организацией питания военнослужащих, пошивом формы, торговлей, издательским делом и гостиничными услугами. Владельцем 100% акций холдинга было Министерство обороны РФ.
Полностью досье читайте по ссылке
Коррупционный скандал в Минобороны и отставка Сердюкова
В октябре 2012 года "Оборонсервис" оказался в центре коррупционного скандала. По данным следствия, сотрудники Минобороны выбирали из имущества компании наиболее ликвидные и престижные объекты, участки и акции и продавали их по заниженным ценам.
Главной фигуранткой дела стала экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, которая, по данным следствия, лично распоряжалась похищенными активами через подконтрольные фирмы.
Она действовала в составе организованной группы, участниками которой были Ирина Егорова, Лариса Егорина, Юрий Грехнев, Максим Закутайло, Динара Билялова и Екатерина Сметанова. Им вменяется в вину совершение более 30 преступлений, ущерб от которых превышает 3 млрд руб.
Скандал привел к отставке министра обороны Анатолия Сердюкова 6 ноября 2012 года.
В декабре 2013 года Анатолию Сердюкову было предъявлено официальное обвинение в халатности. По версии следствия, он в устной форме поручил подчиненным построить за счет бюджета Минобороны автомобильную дорогу от села Краса в Астраханской области до острова Школьный, на котором располагается база отдыха "Житное". Кроме того, по распоряжению бывшего министра также были проведены работы по обустройству территории "Житного". Следствие считает, что в результате действий Сердюкова государству был причинен ущерб на сумму более 56 млн руб.
Вину бывший министр обороны не признал. Ему грозило наказание, не связанное с лишением свободы. Позже он был амнистирован.