9 НОЯ, 18:40 Обновлено 18:56

Фигуранты дела об аварии в московском метро получили от 5,5 до 6 лет тюрьмы

Суд также удовлетворил иски потерпевших на сумму более 15 млн рублей

МОСКВА, 9 ноября. /ТАСС/. К наказанию от 5,5 до 6 лет колонии общего режима приговорены четверо фигурантов дела о крупнейшей в истории столичного метрополитена аварии. Такое решение принял судья Дорогомиловского суда Москвы Антон Толстой.

Согласно решению судьи, мастер путей Валерий Башкатов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Алексей Трофимов и директор по производству субподрядной организации ООО "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов приговорены к наказанию в 5,5 года колонии. Помощник Башкатова Юрий Гордов приговорен к 6 годам заключения. Они признаны виновными по ст. 263 УК РФ - "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц".

Как отмечается в приговоре, несмотря на непризнание вины, виновность подсудимых подтверждается показаниями свидетелей, потерпевших, а также результатами экспертизы. Данные доказательства суд признал не противоречащими, полными и допустимыми. "Заключение экспертов понятно, доводы экспертов мотивированы. В то же время, показания подсудимых суд оценивает критически, как способ защиты, чтобы избежать уголовной ответственности", - говорится в приговоре суда. Принимая решение, суд учел общественную опасность совершенных ими преступлений, моральные и нравственные страдания потерпевших. В связи с этим суд не нашел оснований для применения к подсудимым наказания в виде условного или ниже низшего предела.

Суд также удовлетворил иски потерпевших. Согласно приговору, четверо осужденных должны выплатить солидарно более 15 млн рублей. Всего потерпевшими было заявлено исковых требований на сумму более 30 млн рублей. Однако суд признал данные требования слишком завышенными и снизил сумму почти в два раза.

Защита четверых осужденных обжалует приговор. По мнению адвоката Башкатова Сергея Князькина, "в случившейся трагедии частично есть вина руководства метрополитена и стрелочники не должны нести за это всю ответственность". Он выразил надежду, что апелляционная инстанция встанет на сторону их подзащитных.

Эксперты опровергли версии обвиняемых

Как сообщил представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, "доводы стороны защиты о связи крушения с неисправностью подвижного состава, перепадах электроэнергии и некоем постороннем предмете были всецело исследованы и опровергнуты собранными доказательствами".

"На протяжении всего расследования обвиняемые не признавали свою вину, хотя собранные доказательства, в том числе результаты экспертиз, полностью подтверждают версию следствия, - подчеркнул Маркин. - В частности, комплексная железнодорожно-техническая экспертиза, которую проводили 16 экспертов ведущих НИИ железнодорожного транспорта и других учреждений, подтвердила, что причиной крушения поезда явилось отсутствие рабочей и соединительной тяг, то есть ненадлежащее соединение между собой правого и левого остряков (подвижных частей рельсов, переводящих с одного пути на другой - прим. ТАСС), приведшее к самопроизвольному примыканию левого остряка к левому рамному (неподвижному - прим. ТАСС) рельсу".

Фотовидеотехническая экспертиза позволила установить отсутствие посторонних предметов перед поездом, а также выявила начавшееся изменение первоначального положения остряка стрелочного перевода, что свидетельствует о разрыве проволоки, установленной помощником дорожного мастера Юрием Гордовым вместо штатного крепления, и подтверждает версию экспертов.

"В рамках компьютерно-технической судебной экспертизы были сделаны выводы о технически исправном состоянии поезда и его движении в момент аварии с надлежащей скоростью", - добавил Маркин.

Таким образом, отметил представитель СК, следователи установили причинно-следственную связь между действиями обвиняемых и произошедшей аварией.

Дело о катастрофе в метро

15 июля 2014 года на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" синей ветки московского метро сошли с рельсов три вагона поезда. Жертвами аварии стали 24 человека, более 150 пострадали. Ущерб, причиненный ГУП "Московский метрополитен", составил 331,74 млн руб. Катастрофа стала крупнейшей в истории столичного метрополитена.

22 июля был отправлен в отставку начальник московского метро Иван Беседин, который на момент ЧП находился в отпуске. На его место был назначен Дмитрий Пегов, ранее отвечавший за организацию высокоскоростного пассажирского движения в компании РЖД.

На скамье подсудимых оказались мастер дорожных путей Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Алексей Трофимов и директор по производству субподрядной организации ООО "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов. Им инкриминируется ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц).

В ходе прений сторон прокуратура попросила признать всех четырех подсудимых виновными и назначить им наказание от 5,5 до 6,5 года колонии общего режима. Гособвинитель также просила суд удовлетворить гражданские иски потерпевших на сумму более 3 млн руб. Подсудимые и их адвокаты просили суд вынести оправдательный приговор.

Читать на tass.ru
Теги