class=" b-page b-page_inner b-page_rus b-page_menu_slide">

Дальний Восток:

энергетика роста

Без развития энергетической инфраструктуры инвесторов на Дальний Восток не привлечь. Пока что отрасль работает при полном отсутствии рынка, на износившемся оборудовании и обветшавших сетях. До 2025 года основные операторы дальневосточной энергетики "РусГидро" и "РАО ЭС Востока" планируют ввести порядка 4 ГВт новых мощностей, большая часть которых пойдет на замещение устаревшей генерации.

И это – только начало.

Проект создан при поддержке ПАО «РусГидро»

Тарифные механизмы

Борьба за каждый рубль

В "РусГидро" вместо ежегодного пересмотра тарифов предлагают перейти к долгосрочному тарифному регулированию
Огни Магадана
© "РАО ЭС Востока"

Даже в сложившихся на Дальнем Востоке нерыночных условиях "РАО ЭС Востока" и "РусГидро" находят возможности для привлечения инвестиций в свои проекты. Как говорит генеральный директор "РАО ЭС Востока" Сергей Толстогузов, "столь сложные условия побуждают мыслить нестандартно, находить необычные решения, биться буквально за каждый рубль".

В группе "РусГидро" понимают, что ввести на Дальнем Востоке рыночные отношения по мановению волшебной палочки невозможно - слишком специфична эта территория. И задач таких перед энергетиками никто и никогда не ставил. Но то, что двигаться в этом направлении нужно, пускай и осторожно, совершенно очевидно. Общий объем необходимых инвестиций в развитие энергетики Дальнего Востока до 2025 года в "РАО ЭС Востока" оценивают в 630 млрд руб. "Свободный рынок мощности на Дальнем Востоке по примеру остальной России сейчас невозможен, поскольку мы являемся монополистами. Но аналоги некоторых рыночных инструментов перенести к нам было бы все-таки полезно. Мы не сможем обеспечивать эти стройки коммерческими кредитами - на это государство будет вынуждено выделять до 40 млрд руб. дополнительных субсидий только по электроэнергии ежегодно! - говорил в интервью "Коммерсанту" Сергей Толстогузов. - Энергетике Дальнего Востока нужны "длинные деньги" под низкий процент. Неверно было бы думать, что мы хотим переложить всю эту колоссальную проблему на плечи государства, самоустраниться от обеспечения развития финансами. Для нас самих важно, чтобы все дальнейшие проекты были экономически эффективными - пусть и с более долгим сроком окупаемости, чем в Европейской части России. Но для этого необходимо поменять саму логику ценообразования в ДФО".

Мы выступаем если не за переход к аналогу рынка, то хотя бы к долгосрочному тарифному регулированию. — Евгений Дод, глава "РусГидро"

Сегодня тарифы на электроэнергию пересматриваются на Дальнем Востоке раз в год. В Минэнерго энергетиков вроде бы слышат и уже предлагают прописать плавное повышение тарифов с фиксированной разумной индексацией на срок до пяти лет. "Неплохо, но, чтобы в эти объекты можно было вкладывать с уверенностью, нужно понимать, что будет с тарифом по всему сроку окупаемости - а это как минимум 20 лет в наших условиях", - объясняет Сергей Толстогузов. Только при таких условиях операторы получат предсказуемый денежный поток, а инвесторы - понятную и легко прогнозируемую доходность. 

Новая модель тарифного регулирования

Среди других предложений - введение на Дальнем Востоке долгосрочных договоров на поставку мощности, довольно эффективно работающих в остальных регионах России. В таком случае новый генератор заключает договор с покупателем энергии, в котором прописываются цена, капитальные затраты и фиксированная доходность. Не помешало бы и внедрение системы прямых договоров с крупными потребителями, работающей по принципу "бери или плати". Также в "РАО ЭС Востока" говорят о долгосрочном ценообразовании на топливо и механизмах налогового стимулирования проектов в энергетике. В сегменте сетевой инфраструктуры - о переходе на RAB-регулирование.

Большинство мер так или иначе требуют внесения изменений в законодательство. Так, совершенствование механизма прямых долгосрочных двусторонних договоров с потребителями (в том числе на условиях take-or-pay) в неценовой зоне и изолированных энергосистемах пока что упирается в федеральный закон "Об электроэнергетике" (проект изменений разработан), как и внедрение целевой надбавки на мощность для ГЭС, работающих в ценовых зонах (и мощность которых отобрана на КОМ). "РусГидро" предлагала направлять эти средства только на строительство генерирующих объектов, включенных в инвестиционную программу холдинга, в том числе на Дальнем Востоке (причем это решение не отразилось бы на порядке ценообразования в неценовых зонах ОРЭМ). А вот создание долгосрочной модели тарифного регулирования, учитывающий возврат на вложенный капитал в электроэнергетику Дальнего Востока, - в политическую волю федерального центра.

Поделиться:

Господдержка

При помощи бюджета

Решение президента РФ о выделении "РусГидро" 50 млрд. рублей на строительство четырех тепловых станций на Дальнем Востоке стало судьбоносным для макрорегиона
Председатель правления ПАО "РусГидро" Евгений Дод и президент РФ Владимир Путин (слева направо) во время посещения строящейся Нижне-Бурейской ГЭС
© ИТАР-ТАСС/ Алексей Дружинин

В условиях тотального тарифного регулирования, которое на Дальнем Востоке приводит к тотальному же недостатку инвестиционных ресурсов, без прямого бюджетного финансирования энергетики не обойтись. И в годы СССР, и в постсоветское время энергетическая отрасль оставалась крайне недоинвестированной. И хотя во времена плановой экономики на Дальнем Востоке строились станции и прокладывались сети, структура этого хозяйства в рыночных условиях оказалась крайне неповоротливой, неэффективной и высокозатратной.

В таких условиях компании "РАО ЭС Востока" могли бы и дальше заниматься только "текучкой", в очередной раз продлевая ресурсы агрегатов и проводя косметические ремонты ЛЭП и трансформаторов. В надежде, что долгие зимы пройдут без трагических эксцессов. "Надо честно признать, что в плане самостоятельного, полномасштабного развития крупной генерации у нас связаны руки. В отличие от остальной территории России, где действуют рыночные механизмы формирования цены на электроэнергию, "РАО ЭС Востока" работает в условиях тотального регулирования со стороны государства. Тариф устанавливают региональные энергетические комиссии. И эта ставка практически повсеместно является ниже экономически обоснованной. Мы получаем, конечно, государственные субсидии, но их хватает только на основные ремонты. Поэтому речи о какой-то стабильной доходности не идет, не говоря уже о масштабных инвестициях в развитие", - говорит в интервью "Газете.Ru" генеральный директор холдинга Сергей Толстогузов (размер субсидий по итогам 2014 года превысил 12 млрд руб.).

Решение президента РФ о выделении "РусГидро" 50 млрд руб. на строительство четырех тепловых станций на Дальнем Востоке стало судьбоносным для макрорегиона. "Наши четыре стройки в Якутске, Благовещенске, Советской Гавани и на Сахалине - это первый масштабный проект с привлечением государственных средств в энергетике ДФО за последние 30 лет, - подчеркивал в интервью "Коммерсанту" глава "РусГидро" Евгений Дод. - Это строительство очень нужно стране, фактически, мы реализуем президентскую программу. Строительство новой и вывод неэффективной генерации сформируют положительный денежный поток для реконструкции генерации на Дальнем Востоке за счет сокращения расходов на топливо, за счет амортизации и т. п.". Ввод в строй всех четырех объектов увеличит генерирующие мощности Дальнего Востока на 553 МВт и 875,2 Гкал/ч.

"Глоток свежего воздуха"

Указ президента РФ о докапитализации "РусГидро" вышел в 2012 году. Деньги были выделены на строительство четырех объектов тепловой генерации - первой очереди Якутской ГРЭС-2, второй очереди Благовещенской ТЭЦ, первой очереди Сахалинской ГРЭС-2 и новой ТЭЦ в Советской Гавани. Эти проекты действительно "перезрели". Так, действующая Сахалинская ГРЭС давно устарела и выработала свой ресурс - новая станция должна ее полностью заместить (впрочем, не исключено, что "старая" ГРЭС все же не будет полностью законсервирована). Расширение возможностей ТЭЦ в Благовещенске позволит местным строителям вздохнуть полной грудью: сейчас часть уже построенных жилых микрорайонов стоит без тепла - нет резервов. ТЭЦ в портовой Советской Гавани должна заместить мощности устаревшей Майской ГРЭС, которая работает на флотском мазуте. ГРЭС-2 в Якутске обеспечит покрытие роста электрических и тепловых нагрузок Центрального энергорайона Якутии и Якутска. Кроме того, в городе можно будет закрыть часть малоэффективных и экологически вредных котельных. "Эти четыре станции - глоток свежего воздуха, который нужен энергосистемам регионов уже сейчас, в объеме более 500 МВт. Это единственная возможность не допустить коллапса в энергетике Дальнего Востока", - подчеркивает Толстогузов. Ввести новые станции планируется до 2017 года.

Стоит отметить, что в 2012 году, когда было принято решение о выделении 50 млрд руб., у "РусГидро" еще не было готовой проектно-сметной документации на новые станции. Не были определены и земельные участки, не было отобранных по конкурсу генподрядчиков и производителей оборудования. После разработки всех проектов и прохождения различных согласований сметная стоимость четырех приоритетных проектов на Дальнем Востоке составила 87,792 млрд руб. Нетрудно подсчитать, что целевые государственные средства - наиболее серьезная часть всей суммы финансирования проектов. Как объясняют в госхолдинге, они направляются на закупку основного оборудования и оплату обязательств перед подрядчиками по самым ответственным этапам строительно-монтажных работ. По данным компании на июль текущего года, заказчикам-застройщикам было в общей сложности переведено более 43 млрд руб. бюджетных средств, что составляет 86% бюджетных инвестиций. Очевидно, что без столь солидной господдержки начинать крупные стройки на Дальнем Востоке компания бы не смогла. А вот профинансировать те затраты, что выйдут сверху, сможет - из средств собственной инвестпрограммы и других источников. "Мы изначально понимали и не однократно говорили, что стоимость строительства четырех станций превысит объем выделенных бюджетных средств, так как объективно новые стойки стоят дорого", - подчеркивают в компании.

Деньги под контролем

© РусГидро
© РусГидро

Однако уникален даже не сам факт выделения государством 50 млрд руб. Уникальна система контроля за расходованием этих средств. Так, каждый проект прошел сложнейший комплекс проверок и согласований, включающий государственную экспертизу и независимый аудит проектно-сметной документации (ПСД), а также дополнительное обсуждение проектов и результатов их независимого аудита на площадке Научно-технического совета ЕЭС. В ходе этих проверок по каждому объекту был достигнут баланс технических и экономических характеристик. Поэтому полученные итоговые суммы не вызывают сомнений в своей обоснованности, в том числе и у федеральных контролирующих органов. Все процедуры прописаны в четырехстороннем Соглашении о предоставлении бюджетных инвестиций на финансирование строительства энергообъектов на Дальнем Востоке, заключенном между Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ, Сбербанком и "РусГидро" в декабре 2012 года. К тому же стройки постоянно проверяет и Счетная палата РФ. "Такая уникальная система контроля в России используется впервые. И хотя сейчас эта система может показаться огромной и неповоротливой, уверен, в дальнейшем она будет транслироваться на все проекты с государственным участием, что позволит сделать процесс госфинансирования прозрачным и управляемым", - уверен Евгений Дод.

Кстати, несмотря на все сложности с согласованиями, как подчеркивают в "РусГидро", готовность четырех строящихся станций на Дальнем Востоке составляет от 7 до 70% - с учетом изготовленного и доставленного на площадки оборудования. Все стройки ведутся согласно графикам и будут сданы в срок.

Поделиться:

Финансовые институты

Вылезть из долговой петли

В июле "РусГидро" подписала соглашение с ВТБ, банк планирует принять участие в допэмиссии акций на 85 млрд руб., средства планируется направить на рефинансирование кредитного портфеля "РАО ЭС Востока"
© ТАСС/Михаил Джапаридзе

Общая задолженность по кредитам и займам "РАО ЭС Востока" по состоянию на 1 июля составила 87,92 млрд руб. Солидная часть (39,9 млрд) досталась холдингу в "наследство" от предприятий РАО "ЕЭС России". Но с 2008 года сумма практически удвоилась - из-за необходимости финансирования инвестиционной программы в условиях убыточности основной деятельности компании, порожденной действующей системой тарифного регулирования на Дальнем Востоке.

Для решения долговой проблемы в "РАО ЭС Востока" рассматривают разные варианты. Среди них, к примеру, получение субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам или переход ресурсоснабжающих организаций на прямые расчеты с потребителями (для устранения проблемы дебиторской задолженности, также чрезвычайно высокой - около 23 млрд руб.). Необходимы механизмы и налогового стимулирования проектов в энергетике, и компенсации выпадающих доходов "РАО ЭС Востока".

Пока эти идеи обсуждаются, к решению долговых проблем "РАО ЭС Востока" подключился банк ВТБ. В июле "РусГидро" подписала предварительное соглашение об основных условиях сделки (term sheet), которое предусматривает возможность участия банка в дополнительной эмиссии акций госхолдинга на сумму до 85 млрд руб. с одновременным заключением форвардного контракта сроком на пять лет. Привлеченные таким образом средства и планируется направить на рефинансирование кредитного портфеля "РАО ЭС Востока". Сделка еще проходит согласования, но предварительно известно, что ВТБ сможет получить до 20% в уставном капитале "РусГидро" и в течение действия форвардного контракта продать этот пакет стратегическому инвестору. Если же этого не случится, то через пять лет одна из сторон уплатит другой стороне разницу между ценой продажи и приведенной стоимостью суммы финансирования. "РусГидро" же передаст эти средства своей дальневосточной "дочке" путем, скорее всего, допэмиссии.

Курс на энергобезопасность

Сама по себе сделка с ВТБ по-своему уникальна. В принципе, о переговорах "РусГидро" с банками было известно давно, но во всех прогнозах обычно фигурировал Сбербанк. То, что выбор в итоге пал на ВТБ, в госхолдинге объясняют лучшими условиями, предложенными этой кредитной организацией. Кроме того, в отличие от предыдущих эмиссий, в том числе и других энергетических госкомпаний (например, "Россетей",) сделка между "РусГидро" и ВТБ носит коммерческий характер и не требует привлечения средств из госбюджета (не считая госгарантии, которая с большой долей вероятности не будет востребована). Наконец, сделка ориентирует менеджмент "РусГидро" еще более активно работать над повышением стоимости компании - ведь через пять лет, если этого не случится, банку нужно будет выплатить разницу. А такой подход отразится и на дивидендах, что наверняка понравится инвесторам.

Но самое главное, что рефинансирование долга "РАО ЭС Востока" обернется мультипликативным экономическим эффектом для энергетики всего ДФО. Ведь сегодня кредитное бремя "давит" и на тарифы, и на программы развития холдинга. "Выпадающие" доходы из-за необходимости обслуживать кредиты превышают 5 млрд руб. в год. Снизив долговую зависимость, холдинг сможет сконцентрировать усилия на модернизации оборудования за счет высвобождения денежных средств, что обернется ростом системной надежности энергообъектов. И, в свою очередь, снизит текущие расходы на ремонты. В итоге энергобезопасность Дальнего Востока усилится.

Поделиться:

Международное сотрудничество

"РусГидро" и "Три ущелья"

Компании планируют создать СП для достройки и дальнейшей эксплуатации Нижне-Бурейской ГЭС. В перспективе оно может стать базой для проектов строительства противопаводковых ГЭС на притоках Амура
Строительство Нижне-Бурейской ГЭС
© РусГидро

Масштаб изменений, которые происходят и будут происходить с дальневосточной энергетикой в ближайшие годы, зависит от решения вопросов с финансированием новых строек. Топ-менеджмент группы "РусГидро" находит ответы на эти вопросы в странах АТР, прежде всего в Китае. В этом русле стоит рассматривать масштабное сотрудничество "РусГидро" с китайской корпорацией "Три ущелья" и компанией Power China.

В первом случае речь идет речь идет о возможном создании СП для завершения и дальнейшей эксплуатации Нижне-Бурейской ГЭС. Соответствующее соглашение "РусГидро" и "Тремя ущельями" уже подписано, стороны договорились о проведении комплексной технической, экономической и юридической проверки строящейся станции. Итогом этой работы станет оценка экономической эффективности создания СП. "Стороны согласовали подходы к оценке стоимости проекта с учетом уже осуществленных инвестиций и приведенной стоимости будущих денежных потоков", - отмечают в "РусГидро". Стоит добавить, что если такое СП все же будет создано, оно станет по-своему уникальным. Богучанский проект - не в счет, там все же партнерами "РусГидро" выступают российские игроки. Комментируя соглашение, генеральный директор "РусГидро" Евгений Дод отметил, что подписанное с "Тремя ущельями" соглашение - важный шаг в проводимой системной работе по расширению взаимодействия с китайскими партнерами и привлечению китайских инвестиций в российскую экономику. В перспективе же Нижне-Бурейское СП может стать базовым для реализации проектов строительства противопаводковых ГЭС.

Подобные СП предполагают совместное инвестирование, проектирование, строительство и эксплуатацию энергообъектов на территории России. СП по таким схемам могут быть в ближайшие годы созданы и с Power China (для строительства малых ГЭС, прежде всего на Северном Кавказе, а также гидроаккумулирующих станций). От иностранных партнеров ждут в первую очередь экспорта капитала, а вместе с ним экспорта технологий и оборудования.

"С точки зрения технологий и технических решений, да и не только, мы достаточно активно ориентируемся на те возможности, которые предлагают государства АТР", - говорит генеральный директор "РАО ЭС Востока" Сергей Толстогузов. По его словам, работа ведется по двум ключевым направлениям. Первое - технологическое сопровождение и оснащение оборудованием новых проектов в сфере традиционной энергетики. Второе - развитие возобновляемых источников генерации. Рассмотрим эти направления подробнее.

Новые энергоэффективные технологии

Вопросы поставок энергооборудования прорабатываются с китайской компанией Dongfang Electric Corporation. Соглашение между "АО "ЭС Востока" и Dongfang было подписано 20 мая 2014 года в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Шанхай. Компании договорились о сотрудничестве в сфере ремонта, технического перевооружения и реконструкции существующих объектов генерации и сетевого комплекса - китайцы могут предложить для этого новые энергоэффективные технологии. Оборудование Dongfang возможно использовать для строительства ПГУ на Владивостокской ТЭЦ-2. Причем Dongfang Electric окажет содействие "РАО ЭС Востока" в проведении переговоров с китайскими банками по привлечению необходимого на проект финансирования. По словам Сергея Толстогузова, азиатские партнеры также обладают отличными компетенциями в энергоремонтной отрасли.

Компании из АТР рвутся на наш рынок ВИЭ, Дальний Восток для них — бесценный опыт для испытания своих сил в экстремальных условиях — Сергей Толстогузов, Генеральный директор "РАО ЭС Востока"

Японская Komaihaltek совершенно бесплатно поставила "РАО ЭС Востока" три ветряных установки суммарной мощностью 900 кВт (две в "холодном" исполнении, одна - в "арктическом") для использования в изолированном от центральной энергосистемы поселке Усть-Камчатске Камчатского края - исключительно для того, что проанализировать данные о работе такого оборудования в данных природно-климатических условиях. Первый ветряк был установлен в январе, два других еще монтируются.

Еще одно направление - реализация проектов по применению когенерационных технологий. В настоящее время "РусГидро" и "РАО ЭС Востока" совместно с японскими компаниями Kawasaki и Sojitz Corp. анализируют, где на Дальнем Востоке (и не только) можно было бы построить когенерационные электростанции малой и средней мощности с применением газотурбинных установок производства Kawasaki. Проектные работы по таким стройкам ведутся в приморских городах Артеме и Владивостоке. Японская Sojitz в данных проектах выступает финансовым партнером. Впрочем, пока проектирование и оценка стоимости проектов не закончены.

Поделиться:
Информация для проекта предоставлена ПАО «РусГидро»