В 2014/15 учебном году в сфере образования произошел ряд изменений, например, введение обязательной школьной формы и новое условие допуска к ЕГЭ – сочинение.
Какие нововведения ждут школьников в 2015/16 учебном году и какие изменения планируются в будущем – в спецпроекте ТАСС.
- Досрочный этап стартует с 21 марта 2016 года.
- Основной этап традиционно начнется с учебных предметов по выбору: географии и литературе, с 27 мая 2016 года.
- Впервые для экзамена по обществознанию предусмотрен отдельный день, что позволит значительному числу участников ЕГЭ завершить экзаменационный период в основные сроки.
- Кроме того, наряду с резервными сроками для проведения ЕГЭ по отдельным учебным предметам, предусмотрен дополнительный резервный день для проведения экзаменов по всем предметам.
- Пересдать обязательные предметы можно будет в сентябре 2016 года.
Проект расписания. Полная версия
Источник: официальный информационный портал единого государственного экзамена
С 2015 года школьники могут сдавать единый госэкзамен по обязательным предметам (русский язык и математика) до трех раз. Если выпускник получает результат ниже минимального количества баллов по одному предмету, то он имеет возможность пересдать экзамен в резервные дни основной волны, предусмотренные расписанием ЕГЭ. Также существует вариант пересдачи проваленных обязательных экзаменов в сентябре и октябре текущего года. Конечно, в этом случае ребенок не сможет представить результаты ЕГЭ в вуз, так как необходимые сроки пройдут, однако он все же получит аттестат.
Правила для предметов по выбору остались прежними - пересдача возможна только на будущий год.
К осенней пересдаче ЕГЭ допускаются:
С 2020 года экзамен по иностранному языку планируется сделать обязательным наряду с русским и математикой. В связи с этим Минобрнауки планирует увеличить число учителей иностранного языка и количество часов по предмету.
Есть также предложения добавить в список обязательных предметов историю и литературу. По мнению главы Минкультуры Владимира Мединского, это организационно сложный процесс, требующий апробационного и адаптационного периода, но "такие изменения года через три уже будут возможны".
"Я глубоко убежден, что преподавание истории является смыслообразующим элементом образования каждого человека, - в первую очередь, в школе", - подчеркнул Мединский.
Список госэкзаменов с устной составляющей планируется постепенно расширять. В первую очередь это касается гуманитарных предметов: русского языка, истории и литературы.
В ЕГЭ-2015 впервые был добавлен устный компонент по иностранным языкам - раздел "Говорение". Несмотря на то, что эта часть была добровольной, она напрямую влияла на получение максимальной оценки. Только успешное прохождение обеих частей ЕГЭ по иностранному языку давало возможность получить 100 баллов (максимальные баллы за письменную часть - 80, за устную - 20).
В 2016 году тестовой части не будет в семи предметах. Соответствующие задания исчезнут из ЕГЭ по истории, обществознанию, географии и информатике.
Мы будем уходить от заданий с выбором одного из четырех ответов, чтобы устранить факт случайности — Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки
В 2015 году такое решение было принято в отношении экзамена по русскому языку, математике и литературе. В перспективе задания с выбором ответа исчезнут из всех предметов. Задания будут переформулированы, чтобы ученики сами писали ответ, а не выбирали его случайно.
По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, отказ от тестовых заданий сделал единый госэкзамен эффективным. "Отказ от тестовой системы не позволит наугад отвечать на предложенные задания. Также это способствует развитию творческого мышления", - уверен он. "Важно смотреть даже не на результат, хотя это тоже нужно, а на процесс и ход решения какой-либо задачи", - резюмировал Кравцов.
В 2016 году планируется повышение порогового балла, который необходим для поступления в вуз. "Если на 2015 год мы повысили проходные баллы по математике, иностранному языку и обществознанию, то в последующем будут повышения по другим предметам", - пояснил Ливанов. При этом для разных специальностей минимальные баллы будут разными.
Согласно распоряжению Рособрнадзора в 2015 году минимальное количество баллов ЕГЭ (по стобалльной шкале), необходимое для поступления в вуз, установлено на следующем уровне:
Введение ЕГЭ в целом сделало процедуру поступления в университеты более открытой и более честной, раздвинуло возможности для школьников из самых удаленных уголков нашей страны, которые хорошо, успешно окончили школу и получили возможность в региональных и федеральных вузах продолжать образование — Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ
Объединение выпускных школьных и вступительных университетских экзаменов в систему ЕГЭ позволило облегчить поступление в высшие учебные заведения. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в январе 2015 года. Эту точку зрения в большей степени разделяют учителя (60%) и преподаватели вузов (64%), нежели сами студенты (45%).
В том, что при поступлении в вуз ключевую роль играют результаты ЕГЭ, а не прочие факторы, убеждено большинство родителей выпускников (58%) и представителей студенчества (66%). Этой позиции придерживаются также около половины учителей (46%) и преподавателей высших учебных заведений (52%).
Вместе с тем, согласно другому опросу ВЦИОМ, более половины россиян (54%) считают, что для успешной сдачи ЕГЭ объема школьных знаний недостаточно, необходимы дополнительные занятия.
В 2017 году у выпускников появится возможность сдавать экзамен по информатике на компьютере. По словам главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, все методические вопросы решены, очередь за технической подготовкой регионов. "Понятно, как будет проходить экзамен, как его проверять, вопрос только в том, что нужно обеспечить необходимое количество персональных компьютеров, мониторов для всех, кто экзамен будет сдавать", - заявил министр.
В октябре 2015 года Рособрнадзор провел первую апробацию модели единого госэкзамена по китайскому языку, в которой приняли участие около 3 тыс. учащихся 8-11 классов из 16 субъектов РФ. В 2016 году ведомство проведет вторую апробацию, которая предполагает проведение срезов знаний и подготовку экспертов по проверке экзаменационных заданий. Предполагается, что для введения экзамена в штатный режим потребуется два-три года.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов добавил, что в ЕГЭ по иностранному языку могут также включить итальянский.
В 2015 году выпускники сдавали единый экзамен по английскому, французскому, испанскому и немецкому языкам.
В 2015/16 учебном году девятиклассники впервые помимо двух традиционных обязательных экзаменов по русскому языку и математике будут сдавать два дополнительных экзамена по выбору в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА-9).
В дальнейшем планируется каждые два года добавлять по одному экзамену. В итоге в 2020 году учащиеся 9-х классов будут сдавать в общей сложности шесть экзаменов: два обязательных и четыре по выбору.
Ранее все экзамены, кроме русского и математики, являлись для девятиклассников добровольными, и ученики их игнорировали. В целом необязательные экзамены сдавало порядка 10% от общего числа, что, по мнению экспертов, плохо для оценки качества образования в регионе.
В Рособрнадзоре пояснили, что в наступающем учебном году для получения аттестата необходимо успешное прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не будут влиять на получение аттестата. А уже со следующего, 2016-2017 учебного года, основанием для получения аттестата станет успешная сдача экзаменов по четырем предметам - обязательным и по выбору.
Девятиклассники, получившие неудовлетворительные результаты более чем по двум предметам, а также повторно не сдавшие один из экзаменов в дополнительные сроки, смогут пересдать ГИА-9 не ранее 1 сентября 2017 года.
Выпускной экзамен в 9-х классах появился в некоторых регионах в 2002 году, однако обязательным для всех учеников стал только в 2014 году.
Обязательные предметы – математика и русский язык. Предметы по выбору - физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика и информационно-коммуникационные технологии.
Проведение государственной итоговой аттестации девятиклассников относится к компетенции региональных властей, в отличие от единого государственного экзамена (ЕГЭ) для 11-классников, который организуется на федеральном уровне.
Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов считает, что с 2020 года обязательный экзамен по иностранному языку необходимо ввести и для девятиклассников. "Мне кажется, что поскольку ЕГЭ по английскому будет для нас обязательным к 2020 году, то и девятиклассники должны будут также сдавать иностранный язык в обязательном порядке", - сказал министр.