v

"Экспо" по-советски:

от неоклассики до конструктивизма



Сто лет назад, в 1923 году, на обширной территории от Крымского Вала до Воробьевых гор в Москве собрались рабочие, крестьяне, более шестиста иностранных государственных и частных компании, десятки художников, скульпторов и архитекторов. Общими усилиями создавался проект международного значения — Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Как Советскому Союзу удалось провести первую выставку такого масштаба сразу после окончания Гражданской войны, какое значение придавало этому событию партийное руководство и лично Владимир Ленин и почему оно навсегда останется в истории авангарда — об этом в нашем материале к юбилею ВСХВ 1923 года.



От дефицита зерна до экспорта 

Период после Октябрьской революции и до введения новой экономической политики (НЭПа) часто описывают как времена "военного коммунизма". Тогда государство подчинило себе средства производства (в том числе национализировало заводы и предприятия), чтобы добиться окончательной победы революции.

В действительности "военный коммунизм" привел к обеднению населения и голоду. Жителей страны нужно было чем-то кормить, и это бремя несли крестьяне, которые были обязаны сдавать хлеб и другие продукты питания в казну в рамках продразверстки. Если в крестьянском хозяйстве были излишки, их зачастую отбирали силой. Это по понятным причинам привело к забастовкам в деревнях.

Впрочем, продразверстка не спасла от голода ни крестьян, ни рабочих, ни Красную армию. В особой опасности оказались жители Поволжья — туда в совокупности с другими бедами пришла засуха. В воспоминаниях Джеймса Гудрича, американского общественного деятеля, прибывшего с визитом в молодую страну Советов, остались такие свидетельства: "Не было обнаружено ни одной собаки. В Саратове все собаки были убиты на колбасу".

В городах ситуация тоже была тяжелой. Продукты выдавались строго по карточкам. Электричество в первые годы после революции было роскошью и встречалось лишь в больших городах. В январе 1918 года электричество в Москве и Петрограде давали не более чем на три часа в сутки, а первый государственный план электрификации, охватывавший губернии, был предложен только в 1920 году. К тому же в стране вспыхнули эпидемии сыпного тифа и испанки, от которой умерли миллионы человек по всему миру.

По свидетельству Марины Цветаевой, которая жила в Москве в 1919 году, то была не жизнь, а "железная школа, из которой выйдут — герои", а "не-герои погибнут".



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



В начале 1920-х в попытках стабилизации ситуации был сформулирован и введен НЭП. Он быстро дал результаты: производство почти вдвое выросло с 1921-го по 1922-й, система пайков была отменена. Еще через год был восстановлен экспорт хлеба, который стал основным источником бюджетных средств. При этом Советский Союз оставался отсталым государством с аграрной экономикой. И как сельское хозяйство могло показывать производительность, если в деревнях не было комбайнов и другой сельскохозяйственной техники? Нужен был индустриальный рывок.



От Гайд-парка до Парка Горького

Начиная с середины XIX века в передовых промышленных странах Европы и в США проводились всемирные выставки, на которых государства демонстрировали новейшие достижения в науке и технике. Первой "Экспо" в истории считается Великая выставка промышленных работ всех народов, которая прошла в лондонском Гайд-парке в 1851 году. Одним из самых ярких экспонатов выставки был Хрустальный дворец архитектора Джозефа Пакстона — первое здание в мире таких масштабов, построенное с применением модульных конструкций из железа и стекла. Далее череда международных выставок прошла в больших городах Европы и США. Они проводятся до сих пор: последняя "Экспо" состоялась в Дубае в 2020 году, а следующая пройдет в японском городе Осака в 2025-м.



Краткая история выставочной деятельности в России



Когда после революции заговорили о необходимости устроить первый в истории Советского Союза смотр достижений, отечественные архитекторы уже были подготовлены. Наши специалисты не только следили за международными выставками, но и участвовали в них, а также строили павильоны на местных выставках и ярмарках. Среди них были и достаточно заметные мероприятия, оставившие след в истории науки и технологий. Например, в 1872 году в Москве прошла Политехническая выставка, на которой впервые экспонировались телеграф, фотоаппарат, гальванопластики и электрические приборы Якоби, а в 1896 году в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская выставка, специально для которой было построено 172 сооружения из дерева, металла и стекла.

Однако первая советская выставка отличалась от всех проходивших до нее. Всероссийская выставка задумывалась как событие, которое покажет гражданам первые результаты НЭПа, сплотит рабочих и крестьян и даст им надежду на светлое будущее, с одной стороны. С другой — станет витриной новой страны, ведь на выставку были приглашены представители иностранных компаний.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка была открыта в августе 1923 года в Москве на территории между Крымским валом и Воробьевыми горами. Сегодня там находится Парк Горького, Нескучный сад и Музеон.



От “Машиностроения” до “Кооперации” 

На входе посетители покупали за 10 рублей газету "Смычка" с подробным планом выставки. То, что им предстояло увидеть, сильно отличалось от привычных одноэтажных серых зданий. Их взгляду открывался огромный "острокрыший, островерхий, колючий город-павильон" — такие свидетельства оставил писатель Михаил Булгаков, который в то время готовил репортаж для берлинской газеты "Накануне".

"На этом болоте лет пять надо было строить, а они в пять месяцев построили!" — продолжал свои заметки Булгаков. За 10 месяцев до открытия Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) призывал работу над выставкой признать "делом чрезвычайной государственной важности" и обязал исполнительную власть (центральные наркоматы и местные учреждения) "в порядке безусловной срочности" подготовиться к открытию. Все было готово в рекордные сроки. Там, где еще вчера была свалка и огороды москвичей, архитекторы возвели 255 построек: 150 павильонов и других зданий, среди которых были представительства банков, газет, трестов, синдикатов, железных дорог, всевозможные киоски и даже ресторан с театром.



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Главным архитектором выставки был назначен Алексей Щусев, выдающийся российский и советский зодчий, широко известный сегодня благодаря таким проектам, как Казанский вокзал в Москве, Мавзолей Ленина на Красной площади и станция московского метро "Комсомольская". Другой ключевой фигурой выставки был Иван Жолтовский, автор дома работников НКВД на Смоленской площади. Жолтовский победил в закрытом конкурсе Московского архитектурного общества (МАО) на составление проекта Генерального плана выставки.

Гуляя сегодня по Парку Горького, можно представить, как 100 лет назад выглядела Всероссийская выставка, ведь планировка пространства (особенно центральная часть парка) почти не изменилась с тех пор. На месте Кустарного павильона, созданного по проекту Щусева, сегодня располагается Музей современного искусства "Гараж". Единственный павильон, частично сохранившийся до наших дней, — "Машины и орудия". Строение располагается рядом с "Гаражом" и ожидает реставрации.



Генеральный план Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки

Газета "Смычка", №5. Москва, 1923 год. Архив Музея современного искусства "Гараж"



Всего на выставке было 18 отделов разной тематической направленности: "Земледелие", "Машиностроение", "Кооперация", "Труд" и другие тематические зоны.

Помимо хозяйственных достижений, демонстрировались успехи советских республик.

Свои павильоны были у Абхазии, Армении, Азербайджана, Башкирии, Белоруссии, Грузии, Дальневосточной области, Киргизии, Украины, Крыма и еще девяти союзных республик и автономий.


 

А.И. Крылов. Часть выставки. Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. 1923 г. Музей Москвы



Отдельно располагался обширный Иностранный отдел, в котором участвовали более 600 зарубежных частных и государственных компаний. Молодой Советский Союз возлагал на них большие надежды как на инвесторов, покупателей и соучредителей. Председатель ВЦИК Михаил Калинин говорил, что партия осознает, что советское хозяйство — неотъемлемая часть мировой экономики, и, значит, необходима "смычка земледельческой России с промышленным Западом". 




.

От столицы до окраин

Тут и там на выставке разгорались диспуты. На одном из таких — "Трактор и электрификация в сельском хозяйстве" — побывал и корреспондент Булгаков.

"Дорогие товарищи, — энергично обращался к аудитории оратор. — Тут мы слышали разные слова — "электрификация", "машинизация", "механизация" и тому подобное, и так далее. Что должны означать эти слова? Эти слова должны обозначать не что иное, товарищи, что нам нужны в деревне электричество и машины. <...> Мы голые и босые победили наших врагов, а теперь, когда мы хотим строить, нам говорят ученые — не надо? Ковыряй, стало быть, землю лопатой? Не будет этого, товарищи".

Впереди было много работы по модернизации сельского хозяйства. Считалось, что осовременить его можно только одним способом: если рабочие и крестьяне объединятся, то есть образуется "смычка" деревни и города. Отсюда лозунги "Лицом к деревне!" и "Смычка города и деревни, столицы и окраин". 


 

Оскар Грюн. Плакат Главного выставочного комитета ВСХВ. 1922 г. Архив Музея современного искусства "Гараж"



Рабочий должен был помочь крестьянину расстаться с дедовскими методами обработки земли и освоить многополье (выращивать разные виды сельскохозяйственных культур на одной территории); дать технику для работы, например машины для орошения и уборки полей; наконец, принести в деревню городские блага — свет и тепло.

На выставке информация была представлена в разных форматах, доступных, в частности, для неграмотного населения, — не только в прессе, но и в агитках и лекциях. Сельских жителей обучали, например, "рациональным приемам" кормления скота и ухода за животными и отбору семян. Отдельно на выставке была представлена "Старая и Новая деревня (Деревня настоящего и будущего)". Это были деревянные постройки в натуральную величину. Деревня будущего противопоставлялась традиционным крестьянским избам и на практике показывала, как стоит устраивать быт по-новому. Это была деревня с более правильно организованной застройкой, более аккуратными домами с электричеством и отдельными хозяйственными постройками. 


 

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}



Идею кооперации рабочих и крестьян продвигал Ленин. Владимир Ильич, кстати, должен был быть и главой выставочного комитета, но из-за продолжительной болезни не участвовал и скончался через полгода после открытия выставки. Хоть вождь и не присутствовал физически, его дух витал повсюду — Ленин присутствовал на выставке в виде скульптур, бюстов и даже в виде цветника.




.

От неоклассики до конструктивизма  

Помимо того что Всероссийская выставка сельского хозяйства и кустарной промышленности была масштабным политическим, экономическим и просветительским проектом, она еще была уникальным архитектурно-художественным явлением. Алексей Щусев позже отметил, что ВСХВ 1923 года дала архитекторам колоссальный опыт применения дерева в экспозиционных целях: "Весь мир не знает такого опыта в строительстве ярмарок и выставок (из дерева — прим. ред)". Опыт возведения деревянных сооружений в краткие сроки заложил основы новых архитектурных принципов, которые пригодились во времена обширных строек первых пятилеток.

Для целого поколения молодых архитекторов 1920-х годов выставка стала площадкой для первого применения теоретических знаний на практике. Ладовский, Мельников, Кокорин, Гинзбург, Голосов, Колли и многие другие архитекторы получили возможность реализовать свои творческие замыслы. Это было особенно ценно, ведь после революции практически ничего не строили, и многие остались без работы.



Какие институции и сообщества связывали создателей выставки



На выставке были представлены объекты самых разных направлений — от неоклассики до конструктивизма. Неоклассики считали образцом для подражания античные памятники и постройки эпохи итальянского Возрождения. В частности, архитектор Иван Жолтовский вдохновлялся творчеством итальянского зодчего XVI века Андреа Палладио. Главная входная арка Всероссийской выставки, созданная его по проекту, напоминала триумфальные арки Древнего Рима. Четкие пропорции и гармония в архитектурной конструкции выдавали любовь зодчего к классическим формам.

Параллельно начало формироваться противоположное направление в архитектуре. В 1910-е в экспериментальных мастерских Константина Мельникова, Николая Ладовского и других архитекторов началось становление конструктивизма. Термин "конструктивизм" происходит от constructio, что с латинского переводится как "построение". Сторонников этого направления вдохновлял технический прогресс: они считали, что функция здания должна быть воплощена в его облике и дизайне.

Конструктивные приемы воплотились в павильоне "Махорка" Константина Мельникова, который остался в истории как самый интересный архитектурный объект выставки. Это сооружение сильно выделялось на фоне всех остальных за счет сложной композиции строения, крыши, расположенной под углом, нетривиального остекления и открытой винтовой лестницы.

После дебюта на выставке 1923 года карьера Мельникова стремительно пошла в гору. Через два года архитектор представил СССР на Всемирной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже. Советский павильон, который архитектор создал вместе с художником Александром Родченко, был отмечен Гран-при выставки, и Мельников навсегда вошел в мировую историю архитектуры.



Павион "Махорка", созданный по проекту Константина Мельникова


.



Выставка 1923 года — пример коллаборации представителей разных творческих профессий: павильоны выставки вместе с архитекторами оформляли художники и скульпторы, и это сотрудничество приводило к интересным результатам.

Так, художница Александра Экстер в числе других павильонов оформляла и строение "Машины и орудия" — единственный павильон, частично сохранившийся до наших дней. Это тоже проект Ивана Жолтовского, созданный при непосредственном участии архитекторов Виктора Кокорина и Михаила Парусникова. Павильон с колоннами и неоклассическим абрисом (термин, означающий очертание, контур) приобрел совершенно новые смыслы благодаря росписи Экстер с изображениями новой техники и орудий труда в авангардной стилистике.

Архитекторы, скульпторы, художники работали вместе. Обмен идеями происходил в стенах творческих мастерских, художественных объединений и сообществ, таких как Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), Комиссия живописно-скульптурно-архитектурного синтеза (Живскульптарх), Институт художественной культуры (ИНХУК). Эта "смычка" была продиктована не интересами советского правительства, а естественным процессом, начавшимся еще в эпоху модерна, когда появилась концепция "единства искусств" (нем. Gesamtkunstwerk).



{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

.

От ВСХВ до ВДНХ

Уже на следующий год после революции градостроители и архитекторы задумали перепланировку Москвы. Первый обновленный план столицы в 1918 году начал разрабатывать Борис Сакулин, его дело продолжили Иван Жолтовский, Алексей Щусев и их ученики и коллеги из Моссовета, Наркомпроса и других архитектурных мастерских.

В результате в 1923 году появился план реконструкции столицы "Новая Москва". Архитекторы предложили благоустроить окраины столицы не хуже, чем центр, и развернуть города-сады (малонаселенные и малоэтажные поселения, которые сочетают преимущества города и деревни) на периферии столицы. Пример того, как это должно было выглядеть на практике, — поселок Сокол, известный как "деревня художников".

Генплан предполагал строительство отдельных домов для разных семей, однако это противоречило популярной в те годы идее коллективизма и не решало проблему переселения рабочих и крестьян в полноценные дома из бараков и других мест, непригодных для жилья.

Проект "Новая Москва" тогда не был осуществлен, но послужил вдохновением для более поздних планов реконструкции города. Впрочем, благодаря выставкам, проводившимся вдали от центра, постепенно начали благоустраивать и другие уголки столицы.



План развития столицы "Новая Москва"

Генеральный план "Новая Москва", 1923 год. Музей Москвы



Следующую большую выставку хотели приурочить к 20-летней годовщине революции, но не уложились в срок. Так, в 1939 году, спустя 16 лет после первой, была открыта Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (вторая ВСХВ) — теперь на другом конце Москвы. Подходящую территорию для выставки выбирали долго, среди потенциальных мест было Измайлово, Поклонная гора, участок на Ленинских горах, Лужники. В итоге выставку решили провести в местах около Останкинского парка. Экспертная комиссия посчитала, что именно там самый подходящий рельеф для строительства павильонов и удобное расположение железнодорожных путей, которые были важны для перевозки экспонатов.

В дальнейшем она не раз перестраивалась, в итоге получила название Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР) и стала работать круглогодично. Как и первая ВСХВ, она была призвана показать плоды аграрных, промышленных и технических возможностей Советского Союза. Выставки достижений народного хозяйства как жанр ушли в прошлое, но благодаря им Москва обрела парк Горького и ВДНХ, которые сегодня являются важными точками притяжения на современной карте столицы.



Для инфографики "Краткая история выставочной деятельности в России" мы совместно с экспертами отобрали ключевые международные и отечественные выставки XIX–XX веков.

На схеме Генерального плана выставки показаны крупные тематические зоны без учета деталей. План дополнен авторскими наименованиями отдельных участков экспозиции.

ТАСС выражает признательность экспертам: доктору исторических наук, главному научному сотруднику Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН​ Ольге Елиной, а также исследователю истории русской и советской архитектуры первой половины ХХ века Елене Желудковой. А также сотрудникам Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, которые выступили в качестве научных консультантов по инфографике: заведующей отделом хранения архитектурно-графических фондов XX–XXI веков Ксении Кокориной и главному научному сотруднику музея Юлии Старостенко.

ТАСС выражает благодарность за предоставленные цифровые копии фотографий и документов сотрудникам Музея современного искусства “Гараж” и Музея Москвы.

В материале использованы фотографии: Кислов Федор/ТАСС, Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images, Public Domain/Wikimedia Commons, а также архивные материалы из коллекций Музея современного искусства "Гараж" и Музея Москвы.

Источники: "ТАСС-ДОСЬЕ”. Большая российская энциклопедия. Вестник Главного выставочного комитета Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно‑промышленной выставки с Иностранным отделом. Москва, 1923 год. Первая Всесоюзная. К 100-летию Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года / КП "ВДНХ". — М., 2023. Булгаков М.А. Золотистый город (Из цикла "Путевые заметки"). Горлов В. Н. Главная выставка страны — символ советской эпохи, 2020; Шпаков В.Н. Россия на всемирных выставках, 1851–2000, 2000; портал открытых данных Правительства Москвы. Евстратова М.В., Колузаков С.В. Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана. М., 2012. Евстратова М.В., Колузаков С.В. и другие. Крымский вал, 9/45. Неизвестный памятник Парка Горького. — М.: Фонд “Связь Эпох”, 2018. Елина О.Ю. Наука и искусство на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 г. (по архивным документам). Ильиных В.А. НЭП: поиск оптимальной модели реформирования аграрного строя // Экономическая история. 2012. № 1 (16). С. 16–26. Казусь И.В. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 464 с. Латур А. Москва 1890–2000. Путеводитель по современной архитектуре. Латур А. — М.: "Искусство-XXI век", 2009. Корепанова C.А. Выставочная деятельность в России в XIX веке, 2005. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. История науки и техники. Музейное дело: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. 15–16 декабря 2020 г. — М.: Политехн. музей, 2021.

Источники для инфографики "Какие институции и сообщества связывали создателей выставки": Большая библиографическая энциклопедия; БРЭ; БСЭ; Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. — М.: Прогресс-Традиция, 2009; Каталог выставки картин общества художников "Бубновый валет". — С.-Пб., 1913; Толстой В.П. Выставочные ансамбли СССР 1920–1930-е годы. Материалы и документы. — М., 2006; Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет; Шухова Е.М. Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России. — М.: МГГУ им. И.Э. Баумана, 2003; Энциклопедия русского авангарда; сайты "Узнай Москву", Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки, Липецкого областного краеведческого музея, Национальной библиотеки Республики Карелия, Российской академии художеств, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. О. Гончара.

Над проектом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

© Информационное агентство ТАСС, 2023

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.