Новая страница 1
Даже во время Великой Отечественной войны советские люди не забывали о спорте. Занятия физической культурой, увлечение футболом, хоккеем и другими видами спорта помогали им сохранять оптимизм и присутствие духа.
Спортивная жизнь Москвы, Ленинграда и Сталинграда в годы войны - в материале ТАСС.
Специальный проект ТАСС: Дождаться Победы
Новая страница 2
Спорт в военной Москве
Несмотря на тяжелые условия военного времени, спортивная жизнь в Москве не прекращалась. Первенство и Кубок по футболу среди команд мастеров проводились в Москве на протяжении четырех военных лет, начиная с 1941 года.
Через месяц после начала войны 32 команды включились в кубковый турнир, который был проведен менее чем за полтора месяца. К 1 сентября, дню решающего матча, остались "Динамо" и команда завода имени Фрунзе, основу которой составляли футболисты "Крыльев Советов". В итоге чекисты разгромили рабочих - 8:0.
За день до финала начался осенний чемпионат Москвы. Среди восьми команд, которые сыграли в один круг, оказалось две команды мастеров – "Торпедо" и "Динамо", - которые с легкостью громили своих соперников. Однако победитель так и не был выявлен. Решающая игра, запланированная на 19 октября, была отменена. Официальная причина – резкое похолодание, однако всем очевидно, что в Москве тогда было не до футбола. Гитлеровцы максимально близко приблизились к столице, и до конца месяца из города было эвакуировано около 2 млн человек.
В 1942 году московский футбол вместил в себя три турнира - весеннее первенство, Кубок Москвы, осеннее первенство. Весной победили динамовцы, осенью - "Спартак". Кубок также достался спартаковцам.
В 1943 году фактически разыгрывалось открытое первенство Москвы. В "Динамо-2" играли в основном минские динамовцы, которых прописали в Москве еще в 1941, в "Зените" - ленинградцы. Составы щедро разбавлялись футболистами московских команд, что, к примеру, существенно ослабило "Спартак", который утратил завоеванные в прошлом году позиции.
В 1944 году к жизни вернулась главная спортивная арена Москвы – стадион "Динамо", который с первых дней войны превратился в центр подготовки молодых бойцов к боям, в военный учебный лагерь. Уже 27 июня 1941 года на нем начали формироваться особые отряды ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения), которые затем засылались в тыл врага. Бригада была укомплектована чекистами, слушателями Высшей пограничной и центральной школ Народного комиссариата внутренних дел, ведущими спортсменами динамовского и других спортивных обществ, а также студентами Центрального государственного института физической культуры. На стадионе, в помещении тира развернулась подготовка снайперов и стрелков.
На следующий день после начала войны были остановлены огромные часы на Восточной трибуне. Сам стадион был замаскирован от налетов вражеской авиации и тщательно охранялся. Зимой 1942 года на футбольном поле с целью маскировки были высажены молодые ели. Сегодня эта попытка выдать для немецких летчиков стадион за парк выглядит наивной и не совсем разумной, но она наглядно демонстрирует заботу государства о сохранении главной спортивной достопримечательности столицы.В итоге фашистские бомбы миновали арену, и весной 1944 года "Динамо" стало жить прежней жизнью. В марте из Канады пришла посылка с семенами различных трав, и к началу лета стадион вновь обрел первоклассный газон. 18 июня матч чемпионата Москвы "Динамо-1" - "Торпедо" собрал 35 тысяч зрителей.
А вот на международную встречу "Крыльями Советов" и английской командой зрителей на "Динамо" не пустили. Советская сторона не очень хотела проводить матч, учитывая невысокие шансы на успех против команды, усиленной профессионалами из Лондона, однако отказывать союзникам было бы неправильно. В итоге игра прошла в 11 утра на закрытом на все замки стадионе, оцепленном милицией и войсками НКВД. Англичане оказались совсем не страшными – профессионалы не рискнули лететь через линию фронта, и команду составили из представителей различных дипломатических миссий в СССР. Матч завершился со счетом 19:1 в пользу советских футболистов.
В годы войны Москва жила не только футболом. Весной 1942 года, когда враг отступил от границ столицы, состоялась традиционная эстафета по Садовому кольцу. А в сентябре того же года стадионе "Динамо" стайер из Феодосии Ванин в забеге на 20 км установил сразу три рекорда — два всесоюзных и один мировой.
В апреле 1942 года состоялось первенство Москвы по плаванию, а уже в апреле 1943 года в столице проели учебно-тренировочный сбор сильнейших пловцов и личное первенство СССР. Многие пловцы были для этого вызваны из действующей армии и из окруженного Ленинграда.
В декабре 1941 года, в разгар битвы за Москву на Пионерских прудах в столице состоялись соревнования по конькобежному спорту с участием прославленных Кудрявцева и Капчинского, а также прошел открытый чемпионат по шахматам на первенство города.
Особое место в жизни спортивной столицы занимала традиционная эстафета по академической гребле. Впервые подобные соревнования были проведены в 1933 году.
Военная эстафета на приз "Вечерней Москвы" состоялась 16 августа 1942 года у гранитных трибун Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Соревнования проходили в дождливую погоду, и газеты на следующий день писали, что условия были приближены к той естественной обстановке, которая может возникнуть у спортсменов-бойцов. Первую военную эстафету выиграли спортсмены "Буревестника", которые стали победителями популярного соревнования до начала войны.
О войне напоминал и один из этапов соревнования - гребцы оспаривали первенство в противогазах.
Спустя год курс эстафеты пролег от Каменного моста мимо "Дома на набережной" к Стрелке. Теперь в лодках находились сплошь военные - офицеры, сержанты и рядовые. Победителями стали гребцы клуба "Крылья Советов", увезшим главный приз - "Серебряную ладью".
Об эстафете 1943 года писал Лев Кассиль, который сравнивал гребцов на Москве-реке со скромными лодочниками Сталинграда, перевозившими на рыбачьих лодках боеприпасы, раненых и краснофлотцев с боевых кораблей Севера. В своем рассказе об эстафете Кассиль вспомнил и перевозчиков Севастополя, невских лодочников, крымских рыбаков, ставших партизанами. "Их упрямо гребущие сильные руки как будто отражаются в московской воде", - писал он.
Майская эстафета 1945 года - одно из первых соревнований после долгожданной Победы. Большинство военных еще не вернулись домой, поэтому в составах команд, стартовавших у гранитных трибун столичного ЦПКиО, мужчины еще оставались в меньшинстве: эстафету венчал заезд женских восьмерок.
Подготовил Олег Кошелев
Новая страница 3
Спорт в блокадном Ленинграде
Ленинградская блокада – одна из героических страниц Великой Отечественной войны. В осажденном городе не хватало продовольствия, не было электричества, но при этом даже в самые страшные месяцы продолжали работать театры и проводились спортивные соревнования.
В мае 1942 года переживший блокадную зиму Ленинград открыл спортивный сезон традиционным весенним легкоатлетическим кроссом. Бойцы городского гарнизона пробежали километровую дистанцию в повседневной форме одежды. В июле в Ленинграде прошли соревнования по строевой подготовке, гимнастике и метанию гранат, а в Доме Красной Армии прошли показательные выступления с участием боксеров и штангистов.
Первый военный чемпионат состоялся в блокадном Ленинграде 6 сентября. На стадионе имени В.И. Ленина (ныне – "Петровский") 262 легкоатлета оспаривали награды чемпионата города. Результаты были невысокими, но само проведение соревнований было настоящим подвигом.
В городе на Неве до войны проводилось множество традиционных турниров, но в блокаду не прерывалась только легкоатлетическая эстафета. Правда, она стала военизированной, и вместо эстафетной палочки передавалась командирская планшетка.
Вслед за легкоатлетами на старт городского чемпионата 20 сентября вышли велосипедисты. Гонки прошли на дистанциях 10 км у мужчин и 5 км у женщин. Победителями стали представители ДСО "Зенит" Николай Петров и представлявшая ДСО "Буревестник" Валентина Кузнецова.
В 1943 году спортивная жизнь стала активнее. Уже 6 января был проведен спортивный праздник, в котором приняли участие около трех тысяч школьников. На стадионе имени В.И. Ленина 31 января состоялись два матча по хоккею с мячом. Чемпионат города разыграли конькобежцы. Победителями его стали динамовец Павел Терехов и представляющая "Зенит" Лидия Чернова. После войны уже под фамилией Селехова она стала абсолютной чемпионкой мира.
В 1943 году в Ленинграде возобновили работу 17 спортивных обществ. Прошли чемпионаты города по боксу, баскетболу, шахматам. В шести из десяти всесоюзных соревнований, состоявшихся в 1943-м, принимали участие ленинградские спортсмены.
Особняком в спортивной истории города стоят блокадные матчи по футболу. Те, кто выжил самую страшную блокадную зиму, доказали, что в "городе мертвых", как окрестили Ленинград фашисты, жизнь продолжается. Первый блокадный матч состоялся на стадионе "Динамо" 31 мая. Соперниками динамовцев стали футболисты Н-ского завода (так в военное время был зашифрован Ленинградский металлический завод имени И.В. Сталина, который представлял в чемпионате СССР "Зенит").
"Динамо" практически полностью было представлено игроками, выступавшими за эту команду до войны. Своих одноклубников собрали Валентин Федоров и Аркадий Алов. Металлический же завод в годы войны частично был эвакуирован, и состав "рабочей" команды оказался достаточно разношерстным. Собрать 11 игроков довоенного "Зенита" не удалось, и пришлось привлекать в состав футболистов, никогда не игравших за команду мастеров. При этом так и не удалось найти голкипера, и место в воротах занял будущий капитан "Зенита-44", завоевавшего Кубок СССР, защитник Иван Куренков.
Встреча закончилась со счетом 6:0 в пользу "Динамо". Через неделю, 7 июня, эти команды играли вновь. Составы изменились, на трибунах появились зрители. Матч закончился вничью – 2:2.
На стадионе "Динамо", где до войны проводились матчи чемпионата СССР, из четырех имевшихся полей для игры оказалось пригодно только одно. На главную арену упал немецкий снаряд, а на двух других выращивали овощи. В блокадном Ленинграде под эти цели были отведены все пригодные площади, включая спортивные арены. Участников первого блокадного матча даже призывали не бить в аут. Вдоль поля тоже была посажена картошка.
Вокруг первых блокадных матчей сложено много легенд. По одной из них со стадиона "Динамо" велась прямая трансляция на немецкие позиции, чтобы показать несломленный дух Ленинграда. Этот эпизод даже вошел в сценарий фильма "Удар, еще удар", написанный Львом Кассилем при участии режиссера картины Виктора Садовского и Владимира Кунина.
"Никакого репортажа на вражеские окопы не было, - утверждает известный комментатор Кирилл Набутов, отец которого, Виктор Набутов, защищал ворота "Динамо" в блокадных матчах. – Немцы в таком случае мгновенно определили бы место проведения матча и обстреляли бы его. В действительности австрийский коммунист Фриц Фукс, который вел пропагандистские новостные выпуски на немецком языке, сообщил об этом матче через несколько дней".
Проведение футбольных матчей в городе, где люди умирали от голода, казалось невозможным. И все же в Ленинграде играли в футбол. С 1943 года возобновился розыгрыш прерванного войной старейшего футбольного турнира страны – чемпионата Ленинграда.
И свой первый трофей ленинградский "Зенит" завоевал в военном 1944-м, победив в финале Кубка СССР ЦДКА. Ленинградские футболисты собрались в родном городе сразу же после прорыва блокады. В кубковом розыгрыше они не считались фаворитами, а в финале – тем более. Им просто не хватало сил, чтобы противостоять мощной армейской команде. И тогда в перерыве матча курировавший команду нарком тяжелой промышленности Дмитрий Устинов дал футболистам витамины. Это не легенда, а факт, о котором рассказал журналистам капитан команды Иван Куренков. Команду, вернувшуюся в родной город с хрустальным кубком, встречали на Невском проспекте как героев.
Подготовил Борис Ходоровский
Новая страница 4
Матч "На руинах Сталинграда"
Легендарный футбольный матч состоялся 2 мая 1943. Он был важен не только для жителей Сталинграда, где недавно отшумела величайшая битва XX века. Он был важен для всей страны, показав, что спортивная жизнь может возродиться даже после самых кошмарных трагедий. Поскольку сталинградские стадионы "Трактор" и "Динамо" были разрушены, игра прошла на арене "Азот", рассчитанной лишь 3000 человек. На поле "Азота" встретились сталинградское "Динамо", по сути являвшееся городской сборной, и московский "Спартак". Матч вызвал у сталинградцев широчайший интерес. Так, стадион был переполнен более чем в три раза - собралось около 10 тысяч зрителей. К футбольной встрече "Азот" был тщательно подготовлен. Так, территория вокруг стадиона была разминирована, а блиндажи были переоборудованы в раздевалки.
Идея проведения матча родилась в Москве, во Всесоюзном спорткомитете. В числе защитников Сталинграда было немало футболистов, например - вратарь местного "Торпедо" Василий Ермасов. После окончания боев Ермасов был назначен ответственным секретарем областного совета общества "Динамо". Именно он и предложил отпраздновать в Сталинграде 1 мая футбольным матчем. Первый секретарь Сталинградского обкома Алексей Чуянов идею Ермасова развил, поручив организовать междугороднюю встречу, поскольку большинство футболистов ведущей сталинградской команды "Трактор" находились в Челябинске , где трудились на тракторном заводе. Сформировать команду для поединка со "Спартаком" было поручено Ермасову. С задачей он справился в кратчайшие сроки, набрав 13 игроков. Сам Ермасов вышел в стартовом составе "Динамо", заняв место в воротах. Капитаном же команды был другой фронтовик - Константин Беликов. За "Спартак" играли такие известные футболисты, как вратарь Анатолий Акимов (тот самый, ставший прообразом "Вратаря республики" у Льва Кассиля), защитники Серафим Холодков, Василий и Виктор Соколовы, полузащитники Олег Тимаков и Константин Малинин, нападающие Георгий Глазков и Борис Смыслов. Красно-белые были явными фаворитами. Однако сталинградская команда, несмотря на яростные атаки красно-белых, победила со счетом 1:0. Гол красивым ударом в "девятку" забил Александр Моисеев. Отлично играл Ермасов, буквально перед матчем награжденный медалью "За отвагу".
"Это похоже на чудо, но такой матч действительно состоялся, - вспоминал Анатолий Акимов. - Честно говоря, мы не ожидали встретить в лице наскоро сколоченной команды серьезных соперников. И жестоко ошиблись. Вчерашние фронтовики, а в прошлом опытные мастера Ермасов, Беликов, Шляпин, Плонский, Колосов смогли организовать надежную оборону своих ворот, а моментами остро контратаковали. Во время одной из таких атак Шляпин красивым продольным пасом вывел в нашу штрафную Моисеева. Последовал сильнейший удар. Мяч шел в правый верхний угол. Я попробовал достать его, но не смог. Хозяева повели 1:0. Этот успех вызвал на трибунах такую бурю оваций, которую мне никогда больше слышать не доводилось".
"И все-таки в этой игре не было проигравших – все чувствовали себя победителями. Это был, наверное, единственный случай, когда побежденные не испытывали огорчения", - писал знаменитый спартаковец.
Матч в разрушенном Сталинграде получил международный резонанс. "Сталинград снова удивляет мир. Второе чудо Сталинграда". "Если русские могут играть в футбол в Сталинграде, то это свидетельствует, что они уверены в будущем", - писала лондонская The Times.
В Волгограде неоднократно проходили реконструкции прославленного матча, названного "На руинах Сталинграда". Последний раз такая реконструкция прошла 9 мая 2013 года на Центральном стадионе Волгограда. Сейчас Центральный стадион демонтирован, на его месте к ЧМ-2018 будет построен 45-тысячник "Арена-Победа".
Подготовил Илья Андреев