МОСКВА, 27 ноября. /Корр. ТАСС Дмитрий Анзулис/. Немец Нико Росберг из "Мерседеса" финишировал вторым на заключительном Гран-при сезона в Абу-Даби и впервые в карьере стал чемпионом мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 31-летний немец смог взять реванш у партнера по команде британца Льюиса Хэмилтона за поражения в борьбе за титул в двух предыдущих сезонах.
Чемпионство Росберга оставит неоднозначное впечатление как у болельщиков, так и у экспертов "Формулы-1". С одной стороны, он провел стабильный сезон и своими результатами целиком и полностью заслужил победу в чемпионате. С другой, этого успеха могло и не быть, избеги Хэмилтон множества проблем с машиной. Именно эпизод со сгоревшим мотором на болиде британца на Гран-при Малайзии, когда он лидировал в гонке и в случае победы возглавил бы личный зачет, стал ключевым моментом в борьбе за титул.
Да, вины Росберга в проблемах Хэмилтона нет, но в те моменты, когда британец в форме и с его машиной все в порядке, немец ничего не может ему противопоставить. История не врет: за три года доминирования "Мерседеса" в чемпионате Росберг ни разу на трассе не обогнал Хэмилтона; он опережал его в квалификациях, на стартах, по итогам гонок, но чтобы обогнать его в борьбе колесо в колесо - такого ни разу не было. Да и в соперничестве с другими пилотами Росберг не всегда преуспевает в этом компоненте: стоит ему добавить немного агрессии к маневру и дело заканчивается штрафом, как это дважды случилось в прошедшем сезоне.
Если же в расчет брать только статистику, то этот сезон является лучшим в карьере Росберга. В 2014 и 2015 годах он одержал в сумме 11 побед, три из которых пришлись на период, когда Хэмилтон уже обеспечил себе титул и фактически выступал без мотивации. В нынешнем же сезоне на его счету девять финишей на первом месте, при этом у Хэмилтона - 10. Показателен и другой момент: за четыре этапа до конца сезона стало понятно, что Росбергу для титула не нужно побеждать в оставшихся гонках, и он в них особо и не усердствовал, каждый раз спокойно доезжая на втором месте позади напарника.
Кеке и Нико Росберги - вторая пара отец-сын, ставшая чемпионами
Как бы то ни было, Росберг вписал свое имя в историю, став 33-м чемпионом "Формулы-1" и принеся Германии 12-й титул (семь на счету Михаэля Шумахера, четыре - Себастьяна Феттеля). А вот для семейства Росбергов это чемпионство стало вторым - в 1982 году отец Нико Кеке по итогам сезона стал первым. При этом Росберг-старший, как и его сын, завоевал титул во многом благодаря стабильному выступлению и проблемам у других пилотов.
Одним из фаворитом того сезона считался Жиль Вильнев, однако канадец трагически погиб на пятом этапе в Бельгии. А за пять гонок до финиша чемпионата из-за перелома обеих ног на Гран-при Германии досрочно завершил карьеру француз Дидье Пирони, который на тот момент был лидером личного зачета. В итоге для завоевания титула Росбергу хватило всего одной победы (ни одному из гонщиков в том сезоне не удалось выиграть более двух гонок), а залогом чемпионства стали стабильные финиши на подиуме и в очковой зоне.
Таким образом, Росберги стали второй парой отец-сын, на счету которых чемпионство в "Формуле-1". Первыми подобное достижение установили Грэм и Дэймон Хиллы. Причем в обоих случаях сын выигрывал титул спустя 34 года после отца - Грэм Хилл первое из двух своих чемпионств завоевал в 1962 году, Дэймон стал первым в 1996-м.
Кошмарный сезон Квята
Для болельщиков единственного российского пилота в "королевских гонках" Даниила Квята, как и для самого гонщика, прошедший сезон получился ужасным. Итоги чемпионата 2015 года для россиянина были обнадеживающими - дебютный подиум в карьере, опережение в личном зачете партнера по "Ред Буллу" австралийца Даниэля Риккьярдо, множество хвалебных отзывов... Относительно неплохо для уфимца начался и сезон-2016. После двух не очень удачных гонок в Австралии (сход из-за технических проблем) и Бахрейне (7-е место) последовал подиум (третье место) в Китае, однако затем все пошло по наклонной.
По иронии судьбы, роковым для Квята стал домашний этап в Сочи. Незадолго до старта Гран-при России в паддоке "Формулы-1" пошли слухи, что руководство "Ред Булл" рассматривает возможность замены Квята на 18-летнего талантливого гонщика младшей команды коллектива - "Торо Россо" - голландца Макса Ферстаппена, поскольку того якобы могли увести к себе конкуренты. Чтобы помешать этому, руководитель "Ред Булл" Кристиан Хорнер и советник команды Хельмут Марко считали нужным предоставить голландцу более быструю машину, но особо значимых причин для замены Квята у них не было. К сожалению, российский пилот предоставил их сам.
На старте гонки в Сочи Квят дважды подряд врезался в немца Себастьяна Феттеля; если первое столкновение к сходу не привело, то в результате второго четырехкратный чемпион мира отправился в стену. Причем в этом инциденте пострадал еще и Риккьярдо, для которого гонка была также испорчена. Отрицать вину россиянина в произошедшем было бессмысленно, а последующие извинения уже ничего исправить не могли. "Ред Булл" воспользовался условиями контрактов своих пилотов, которые беспрепятственно позволяют менять их местами между командами по ходу сезона, и уже на следующем этапе в Испании Квят был в "Торо Россо", а Ферстаппен - в "Ред Булле".
Возвращение в "Торо Россо", в которой уфимец начинал карьеру в "Формуле-1", далось россиянину непросто. Квят долго привыкал к новой для себя технике, никак не мог найти нужный баланс машины, проигрывал квалификации и гонки напарнику по команде испанцу Карлосу Сайнсу-младшему. Все это происходило на фоне успешных выступлений Ферстаппена в "Ред Булле" и, безусловно, не могло не сказываться на моральном состоянии российского пилота. Обидным для Квята был и тот факт, что его выдворение из главной команды пришлось на тот момент, когда коллектив получил новую версию мотора "Рено", которая заметно увеличила скорость и надежность болида.
Как итог Квят закончил сезон на 14-м месте, набрав 25 очков (21 из которых пришлись еще на момент выступления за "Ред Булл") и уступив Сайнсу (12-е место, 46 очков). Несмотря на не очень впечатляющее выступление, руководство "Ред Булл" решило продлить контракт с россиянином, оставив его в "Торо Россо" на следующий сезон. Однако расслабляться Квяту не стоит - при неудовлетворительных результатах "Ред Булл" вполне может заменить его на француза Пьера Гасли, который также входит в программу поддержки молодых пилотов команды.
Дерзкий малый
Что до Ферстаппена, то он стал главным открытием прошедшего сезона и самым обсуждаемым гонщиком как среди болельщиков, так и среди других пилотов чемпионата. В момент совершения рокировки "Ред Буллом" многие высказывали мнение, что руководство команды поторопилось и таким решением могло сломать карьеру не только Квяту, но и Ферстаппену, который в свои 18 лет мог не справиться с ролью пилота топ-коллектива. Однако голландец развеял все эти сомнения в первой же гонке за новую команду. На Гран- при Испании юное дарование одержало победу, и пускай она стала возможной благодаря столкновению Хэмилтона и Роберга на первом круге, это ничуть не умоляет заслуг голландца - в концовке гонки он хладнокровно и без ошибок отражал атаки чемпиона мира 2007 года финна Кими Райкконена, заслужив немало хвалебных отзывов в свой адрес.
В этой гонке Ферстаппен переписал сразу несколько рекордов "Формулы-1" с приставкой "самый молодой". В возрасте 18 лет и 228 дней он стал самым молодым пилотом, лидировавшим в гонке (предыдущий рекорд принадлежал Феттелю - 20 лет 89 дней), финишировавшим на подиуме и одержавшим победу (предыдущий рекорд в этих категориях также принадлежал Феттелю - 21 год 73 дня). В концовке сезона он превзошел достижение Росберга (20 лет 258 дней), показав быстрый круг на Гран-при Бразилии в возрасте 19 лет и 44 дней. Ранее голландец стал самым молодым гонщиком, принявшим участие в Гран-при (17 лет 4 дня, до полноценного дебюта в "королевских гонках" - во время свободной практики Гран-при Японии 2014 года), стартовавшим в гонке (17 лет 166 дней), набравшим очки (17 лет 180 дней).
Агрессивное поведение на трассе при обороне позиции, абсолютная невозмутимость, непризнание авторитетов - все это сразу же пришлось по душе болельщикам, которые не раз выбирали Ферстаппена "гонщиком дня". Иногда это доходило даже до абсурда: так, на Гран-при США голландец сошел с дистанции, а до этого по ошибке заехал на пит-стоп, перепутав указания из боксов; несмотря на все это, болельщики все равно проголосовали за него. А вот у его коллег по цеху было иное мнение о голландце.
Хэмилтон, Росберг, Феттель и Райкконен не раз жаловались на агрессивные действия Ферстаппена на трассе, а именно на жесткую оборону своей позиции. Голландец при маневрах несколько раз менял траектории, что запрещено правилами, и жестко блокировал соперников, что иногда приводило к контактам. При этом за все время он был наказан только один раз, когда срезал поворот при отражении атак Феттеля в Мексике. Куда лучше у голландца выходили обгоны, что наглядно было видно в дождливой Бразилии, когда он за 15 кругов прорвался с 16 места на третье.
Своим выступлением голландец снял все вопросы относительно замены Квята. И если в его карьере не случится каких-то спадов, то он впишет свое имя в историю "Формулы-1" большими буквами.
"Ред Булл" снова впереди "Феррари", "Макларен" выбирается со дна
С обладателем Кубка конструкторов было ясно еще до старта чемпионата - доминирование "Мерседеса" продолжилось и в 2016 году. На сей раз команда обеспечила себе победу в чемпионате за четыре этапа до финиша. Куда интереснее события развивались для команд, шедших за "Мерседесом".
Первая половина сезона осталась за "Феррари", однако как только "Ред Булл" получил новые обновления и мотор, Феттелю и Райкконену стало гораздо сложнее попадать на подиум. Раз за разом Риккьярдо и Ферстаппен оказывались на пьедестале почета, тогда как гонщики итальянской "конюшни" довольствовались местами ниже третьего. Лучшим из этого противостояния в итоге вышел "Ред Булл", который спустя сезон вернул себе звание вице-чемпиона. Среди гонщиков этой четверки выше в личном зачете оказался Риккьярдо, Феттель стал четвертым, Ферстаппен - пятым, а Райкконен остался шестым.
Настоящим открытием стала "Форс Индия" - команда со скромным бюджетом, без серьезных обновлений болида по ходу сезона смогла занять четвертое место в Кубке конструкторов, обойдя "Уильямс", который в прошлом году был третьей командой в пелотоне. И это при том, что старт у "Форс Индии" получился не слишком удачным - всего 14 очков в первых пяти гонках. Но затем мексиканец Серхио Перес и немец Нико Хюлькенберг лишь раз не смогли набрать очков, дважды при этом взойдя на подиум (оба на счету Переса), тогда как Валттери Боттас и Фелипе Масса с середины сезона явно испытывали проблемы со скоростью и не смогли сохранить добытое на старте преимущество.
Некогда прославленная команда "Макларен" постепенно начинает выбираться со дна пелотона. Если в прошлом году британский коллектив, перешедший на моторы "Хонда", занял предпоследнее место, набрав 27 очков, то в прошедшем сезоне команда стала седьмой (75 очков). "Макларен" по-прежнему испытывает проблемы с надежностью болида, однако финиши в очках уже не воспринимаются как чудеса. Возможно, в следующем году команда сможет сделать еще один шаг вперед и включится в борьбу за более высокие места.
"Хаас" - лидер аутсайдеров, Наср спас "Заубер" от позора
Американская команда "Хаас" бодро дебютировала в чемпионате, финишировав в очках в первых двух гонках благодаря стараниям француза Ромена Грожана. Однако затем он лишь трижды оказывался в очковой зоне, тогда как его партнер мексиканец Эстебан Гутьеррес и вовсе остался с нулем в личном зачете. Но набранных в начале баллов хватило дебютантам для того, чтобы стать недосягаемыми для остальных слабых команд. Следом за ними в Кубке конструкторов расположилась заводская команда "Рено", пилоты которой датчанин Кевин Магнуссен и британец Джолион Палмер только три раза финишировали в очках, набрав в общей сложности восемь баллов.
А вот борьба за то, чтобы не оказаться последней командой по итогам сезона, получилась драматичной. На экваторе чемпионата немец Паскаль Верляйн заработал очко для своего коллектива "Манор" и до предпоследнего этапа на дне Кубка конструкторов был "Заубер", который ни разу в своей истории не замыкал таблицу. Однако на дождливой трассе на своей родине бразилец Фелипе Наср смог финишировать девятым, принеся швейцарцам заветные два очка, а вместе с ними 10-е место и несколько лишних миллионов долларов.
Масса сказал прощай, Баттон - до свидания?
Сразу два ветерана "Формулы-1" покинули чемпионат по окончании сезона. Первым о завершении карьеры в "королевских гонках" объявил 35-летний Масса, на счету которого 13 сезонов в "Формуле-1", 250 проведенных Гран- при, 11 побед, 16 поул-позиций и один вице-чемпионский титул. Особенно трогательным получилось прощание Массы со своими болельщиками на домашнем этапе - гонщик разбил болид недалеко от главной трибуны, гонка была остановлена и бразилец, взяв флаг страны, со слезами на глазах медленно возвращался в боксы под аплодисменты родных трибун.
Если Масса дал четко понять, что возвращаться в "Формулу-1" не намерен, то чемпион мира 2009 года британец Дженсон Баттон так ясно не выражался. Перед заключительным этапом в Абу-Даби 36-летний пилот отметил, что у него есть контракт с "Маклареном" еще на два сезона, но на данный момент он чувствует, что не хочет больше гоняться в "Формуле-1". Быть может британец, на счету которого 17 сезонов, 305 гонок, 15 побед, 8 поул-позишн, еще передумает и при возможности захочет тряхнуть стариной.
На смену им приходит молодая поросль - Массу в "Уильямсе" заменит 18-летний сын канадского миллиардера Лэнс Стролл, а Баттона в "Макларене" сменит 24-летний бельгиец Стоффель Вандорн.
Дебют Азербайджана
Календарь чемпионата в прошедшем сезоне впервые в истории включал в себя 21 этап. Среди них был один дебютный - Гран-при Европы приняла у себя городская трасса в столице Азербайджана. Победителем первой в истории гонки в Баку стал Росберг, а промоутер "Формулы-1" Берни Экклстоун остался очень доволен организацией Гран-при. Планируется, что уже в следующем сезоне этап переименуется и будет носить название Гран-при Азербайджана.
Если Баку первый раз в истории принял у себя лучших гонщиков планеты, то Россия уже третий раз провела этап чемпионата. И здесь быстрейшим стал Росберг, прервав двухлетнюю гегемонию Хэмилтона.
В предварительном календаре следующего сезона Гран при России пройдет с 28 по 30 апреля, а этап в Азербайджане - с 16 по 18 июля. Всего чемпионат 2017 года на данный момент насчитывает 20 этапов - по сравнению с нынешним годом исключен Гран-при Германии. Окончательная версия календаря будет утверждена 30 ноября.