МОСКВА, 14 января. /Корр. ТАСС Дмитрий Анзулис/. Очередной ралли-марафон "Дакар" завершился триумфом российских гонщиков - в зачете квадроциклов первую в истории страны победу одержал Сергей Карякин, а в классе грузовиков в 14-й раз успех праздновала команда "КамАЗ- мастер".
В классе автомобилей снова не было равных французу Стефану Петеранселю на "Пежо", для которого эта победа стала уже 13-й на легендарном ралли-марафоне. Среди мотоциклистов первым к финишу пришел британец Сэм Сандерленд на КТМ, принесший своей стране первую победу на "Дакаре". В зачете багги, который впервые был представлен отдельной категорией, победу одержал бразилец Леандро Торрес, россиянин Равиль Маганов финишировал третьим.
В нынешнем году дистанция ралли пролегала по территории Парагвая, Аргентины и Боливии. Изначально участники должны были проехать 12 этапов общей протяженностью 8800 км, 3900 км из которых составляли спецучастки. Однако два этапа были отменены из-за погодных условий.
Тяжелый старт, уверенный финиш
На старт в классе квадроциклов вышли 37 пилотов, в этот раз среди них не было аргентинцев братьев Маркоса и Алехандро Патронелли, которые на двоих побеждали на "Дакаре" пять раз. В их отсутствие фаворитами считались другие победители ралли-марафона - поляк Рафал Соник и чилиец Игнасио Касале, а также Карякин, для которого прошедший "Дакар" стал четвертым в карьере.
У поляка дела не заладились с самого начала, и уже к середине дистанции он проигрывал лидеру более двух часов. Тон в гонке задавали Касале, Карякин, а также французы Симон Витс и Аксель Дютрье. Россиянин поначалу держался в тени, испытывая определенные трудности на дистанции, но уже после четвертого этапа впервые в этой гонке вышел в лидеры. На следующем спецучастке Витсе смог контратаковать и сместил Карякина с первой строчки.
Вторая часть ралли-марафона прошла полностью под диктовку 25-летнего гонщика из Екатеринбурга - он выиграл четыре этапа из пяти, и на финише его преимущество над Касале составило более часа. Эта победа стала первой не только для Карякина, но и для страны в зачете квадроциклов, который ведется с 2009 года. Ранее российские гонщики побеждали только в классе грузовиков. Третье место на пьедестале занял аргентинец Пабло Себастьян Копетти.
Вице-премьер РФ Виталий Мутко дал высокую оценку выступлению российского гонщика, сравнив его с тезкой шахматистом Сергеем Карякиным, который в ноябре оспаривал звание чемпиона мира с норвежцем Магнусом Карлсеном. "Это наш второй Сергей Карякин - и тот бился в своем матче, и этот, молодцы. Победа характеризует его мастерство, уровень и квалификацию. Выиграть в такой дисциплине крайне приятно, здорово, что новый год начинается с побед в технических видах спорта", - сказал Мутко.
Карякин четвертый год подряд принимал участие в "Дакаре". В год дебюта (2014) он смог выиграть один из этапов, а на финише занял седьмое место. Следующая гонка сложилась для россиянина неудачно - сход после четвертого этапа из-за технических проблем, а в прошлом году Карякин упустил место на подиуме на заключительном спецучастке, завершив гонку четвертым. И вот долгожданная и заслуженная победа.
Реванш "КамАЗов"
Похожим образом складывалась гонка и для экипажей "КамАЗ-мастер", которых на старте "Дакара" было четыре из 50 заявленных участников. После каждого из первых пяти этапов лидер общего зачета менялся, а отставания были незначительными. Среди тех, кто значился во главе гонки, были и экипажи Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова. Однако лидером первой половины дистанции стал прошлогодний победитель голландец Жерар де Рой на "Ивеко", который после пяти этапов опережал вышеуказанных пилотов на 2 и 6 минут соответственно; другие два экипажа "КамАЗ-мастер" - Айрата Мардеева и Антона Шибалова - шли на четвертом (+16 минут) и седьмом (+42 минуты) местах.
Однако сохранить преимущество голландец не смог - вторую часть ралли Николаев с Сотниковым провели куда увереннее его. После восьмого этапа де Рой еще сохранял шансы на победу, проигрывая лидеру 2 минуты, но на 10-м (девятый был отменен) "КамАЗы" просто разгромили соперника, "привезя" ему на финише спецучастка более 20 минут. Главной же интригой оставшихся этапов был спор за победу между Николаевым и Сотниковым: перед 11-м этапом их разделяли всего 5 минут.
Победу в этом противостоянии одержал Николаев, который на предпоследнем этапе опередил партнера по команде почти на 12 минут. Заключительный спецучасток был коротким и Сотников не смог отыграться. Де Рой в этот раз довольствовался третьим местом. Мардеев финишировал пятым, Шибалов шел во втором десятке, но на предпоследнем этапе остановился на дистанции для того, чтобы отбуксировать до бивуака российский экипаж Равиль Маганов/Кирилл Шубин, выступающий в зачете багги, и в результате занял 19-е место.
Для 32-летнего Николаева эта победа стала второй на "Дакаре", в первый раз он выиграл в 2013 году. Для "КамАЗ- мастер" этот успех стал 14-м в знаменитой гонке. Однако будущее выступление российской команды в ралли-марафоне находится под вопросом.
Как ранее заявил ТАСС генеральный директор "КамАЗа" Сергей Когогин, команда может приостановить выступления на "Дакаре" на несколько лет из-за действий организаторов, часто меняющих технический регламент. С 2013 года регламент "Дакара" позволяет грузовикам использовать моторы до 16,5 литра, из-за этого "КамАЗ-мастер" пришлось отказаться от мотора Тутаевского завода, перейдя на двигатели Libherr. Но не прошло и пяти лет, как правила снова поменялись - с 1 января 2018 года объем двигателей грузовиков на "Дакаре" не должен превышать 13 литров. "КамАЗ" и Libherr только начали разрабатывать 12-литровый мотор с шестью цилиндрами, в то время как у конкурентов уже есть необходимые двигатели.
Виталий Мутко отметил, что "КамАЗ-мастер" в очередной раз продемонстрировал всему миру свой высокий класс, несмотря на постоянные внесения изменений в правила ралли- марафона. "Я поздравляю Николаева и другие экипажи, мы ждали этой победы и были в ней уверены. Команда "КамАЗ- мастер" на протяжении многих лет была лидером, хотя происходили смены поколений, сегодня это настоящий коллектив, команда, они подтвердили свой уровень, мастерство, техническую мысль. Хочется, чтобы во всех видах спорта требования были одинаковы для всех, а изменения вносились заранее, чтобы можно было на них реагировать", - сказал вице-премьер.
Хет-трик "Пежо" и 13-я победа Петеранселя
Главный вопрос перед стартом "Дакара" состоял в том, сможет ли кто-нибудь навязать борьбу в зачете автомобилей команде "Пежо" в составе 12-кратного победителя ралли- марафона француза Стефана Петеранселя, его соотечественника пятикратного чемпиона гонки Сириля Депре, а также чемпионов мира по классическому ралли Себастьяна Леба из Франции и испанца Карлоса Сайнса, который побеждал на "Дакаре" в 2010 году.
Основными претендентами считались представители "Тойоты" - двукратные победители "Дакара" катарец Нассер Аль-Аттия и испанец Нани Рома, а также один раз выигравший ралли-марафон южноафриканец Жинель де Виллерс. Однако надеждам японского коллектива не суждено было сбыться. До середины дистанции пилоты "Тойоты" еще на равных конкурировали с "Пежо", но затем французская команда захватила уверенное лидерство. К этому моменту коллективы потеряли по одному пилоту - сошли с дистанции Аль-Аттия и Сайнс.
Вопрос победителя гонки решался в противостоянии Петеранселя и Леба и закончился успехом первого. Девятикратный чемпион мира по классическому ралли, всего второй год участвовавший в "Дакаре", перед заключительным этапом проигрывал самому титулованному гонщику ралли- марафона чуть более пяти минут, однако опыт Петеранселя и короткая дистанция заключительного спецучастка не позволили французу отыграть отставание. Тройку лучших замкнул Депре.
51-летний Петерансель в 13-й раз стал победителем "Дакара" - шесть раз в качестве мотоциклиста и семь раз - за рулем автомобиля. Для "Пежо", вернувшегося в ралли- марафон в 2015 году, этот успех стал шестым в истории.
Первая победа Британии
После перехода Депре в зачет автомобилей и завершения карьеры испанца Марка Комы, которые на двоих выиграли 10 "Дакаров" подряд в период с 2005 по 2015 годы, класс мотоциклов каждый год получает имя нового победителя. В прошлой гонке первую победу своей стране принес австралиец Тоби Прайс, в нынешней - британец Сэм Сандерлэнд, который не считался основным фаворитом.
Предполагалось, что борьба за победу развернется между Прайсом на КТМ и испанцем Хоаном Барредой Бортом из "Хонды". Однако первый сошел с дистанции на четвертом этапе, сломав ногу, а второй получил часовой штраф за нарушение регламента и выбыл из числа претендентов на победу. Сандерлэнд же захватил лидерство после пятого этапа и вплоть до финиша никому его не уступил. Второе место занял австриец Маттиас Валькнер (КТМ), третье - испанец Херард Фаррес Гуэль (КТМ). Команда КТМ в 16-й раз подряд выиграла "Дакар" в зачете мотоциклов. В последний раз представитель другой команды праздновал успех в 2000-м году, это был француз Ришар Сан из БМВ.
Достойно выступили на "Дакаре" в этом классе и двое представителей России - Александр Иванютин стал 32-м, Анастасия Нифонтова - 75-й.
Впервые в истории "Дакара" автомобили класса багги были вынесены в отдельный зачет. Старт в гонке приняли восемь экипажей, из которых добрались до финиша ровно половина. И третье место среди них занял российский экипаж Маганов/Шубин на "Полярисе". Победу праздновали бразильцы Леандро Торрес и Луривал Ролдан, вторым стал китайский дуэт Ван Фуцзян/Ли Вэй.