МОСКВА, 23 сентября. /ТАСС/. Торжественная церемония премьерного показа документального фильма "Русская пятерка" (The Russian Five) режиссера Джошуа Риля состоялась в воскресенье в Москве. В США презентация фильма прошла еще 11 апреля 2018 года.
Знаменитую "Русскую пятерку" сформировал главный тренер клуба Национальной хоккейной лиги (НХЛ) "Детройт" Скотти Боумэн, объединив осенью 1995 года в одно звено защитников Вячеслава Фетисова, Владимира Константинова и нападающих Вячеслава Козлова, Игоря Ларионова, Сергея Федорова.
На торжественной церемонии в Москве, которая прошла в воскресенье в кинотеатре "Октябрь" на Новом Арбате, присутствовали Фетисов, Ларионов и Федоров, а также продюсеры фильма Дэн Мильштейн и Дженни Фетерович.
"Данная лента не про русских в США, не про отношение американцев к русским и наоборот, а о людях, которые покорили НХЛ", - сказала Фетерович.
Сам показ проходил в самом большом зале кинотеатра, который вмещает порядка 1500 человек. Свободных мест практически не было. Во время представления игроков легендарной пятерки зрители встречали своих кумиров стоя и громкими аплодисментами. Аналогично они реагировали на эмоциональные моменты по ходу фильма.
"Я считаю, что создателям фильма удалось раскрыть русскую душу в американском стиле", - отметил Фетисов.
Многие в беседе с бывшими хоккеистами признавались, что именно благодаря их игре они полюбили хоккей. Девушки не скрывали своих симпатий к внешности игроков в прошлом и даже вспоминали свои первые походы на матчи, когда Фетисов и Федоров еще были молоды и выступали за ЦСКА.
История "Русской пятерки"
В 1997 году "Детройт" выиграл Кубок Стэнли после 42-летнего перерыва. В двух предыдущих сезонах "Детройт" был близок к победе в Кубке Стэнли, но сначала проиграл "Нью-Джерси" в финале, а затем "Колорадо" в полуфинале. В самом фильме подробно рассказывается о постепенном формировании "Русской пятерки" глазами очевидцев - генерального менеджера Джима Девельяно, главного тренера Скотти Боумэна, самих действующих лиц и их партнеров по команде, известных канадских аналитиков.
В начале 80-х "Детройт" оказался в кризисе, для исправления ситуации в 1982 году был приглашен Девельяно, который имел опыт формирования чемпионской команды в "Нью-Йорк Айлендерс". В "Детройте" выстраивать боеспособный коллектив он начал вокруг молодого Стива Айзермана.
В начале фильма Девельяно говорит о том, что всегда думал, как привлечь в "Детройт" сильнейших хоккеистов планеты. Он был уверен, что лучшие игроки есть в России, очень много сильных хоккеистов находятся за "железным занавесом", а шансов, что они в итоге приедут, было мало. На драфте 1989 года "Детройт" в четвертом раунде выбрал Сергея Федорова, на тот момент это был самый высокий выбор для хоккеиста из СССР. В том же году в 11-м раунде был выбран Владимир Константинов, на тот момент у клуба уже был опыт по переманиваю игроков из стран социалистического лагеря - в 1985 году удалось привезти защитника Петра Климу из Чехословакии.
В августе 1989 года сборная СССР проводила сборы в Финляндии, "Детройт" уже тогда был готов переманить к себе Федорова и Константинова. Через десять месяцев Федоров во время Игр доброй воли в Сиэтле сообщил представителям "Детройта", что он готов к переменам. "Понял, что в СССР хоккей закончился так, как я его понимаю и привык, грезили перемены, я понимал, что что-то нарушится и меня это не очень устраивало. Поездка на Суперсерию 1989 года в Северную Америку была очень захватывающей, я увидел 20 тысяч человек, которые поддерживают свою команду, уже тогда понял, что было бы интересно поиграть в этой лиге", - рассказал Федоров.
Константинов перебрался в НХЛ позже, он получил разрешение выезжать за пределы страны только в 1991-м. Козлов был выбран в третьем раунде драфта 1990 года, а первый матч в НХЛ провел в марте 1992-го. В 1993 году в команду был приглашен Боумэн, считавшийся одним из лучших тренеров мира, который считал, что российские хоккеисты смогут играть вместе лучше, если вся пятерка будет состоять из россиян. В концовке сезона-1994/95 у "Нью-Джерси" был приобретен Вячеслав Фетисов, проведший пять сезонов в НХЛ. Ларионов присоединился к "Детройту" в 34-летнем возрасте в результате обмена из "Сан-Хосе".
"История "Русской пятерки" была одной из самых ярких в НХЛ за 100 лет. "Город машин" [Детройт] привык видеть именно машину, а мы показали, что такое игра и насколько в хоккей могут играть по-другому. Конечно, это благодаря Скотти Боумэну, который сложил пазл. Был большой риск, потому что это было впервые, но зная человека, понимающего игру досконально, я решился на этот шаг, он оказался феноменальным", - отметил Ларионов перед презентацией фильма.
Трагедия Константинова в фильме
Карьера 30-летнего Константинова трагически прервалась 13 июня 1997 года, когда автомобиль, в котором ехали он, Вячеслав Фетисов и массажист Сергей Мнацаканов, попал в аварию. В тот вечер игроки проводили последний совместный день перед отпуском и отдыхали в гольф-клубе, отмечая победу в Кубке Стэнли. Возвращались хоккеисты на лимузине, который выскочил с дороги и на огромной скорости влетел в дерево.
Уже позднее будет установлено, что водитель лимузина находился под воздействием марихуаны. Водитель позже сядет в тюрьму, но тогда было не до этого. Сам водитель и Фетисов отделались ушибами. А вот Константинов и Мнацаканов разбили головы о перегородку в салоне. Обоих госпитализировали в бессознательном состоянии, каждый провел по несколько недель в коме.
"После этой аварии от него отвернулись, сказав, что это не было командным мероприятием. С моей точки зрения, там не все так однозначно, я был в этой машине. В фильме это тоже все симпатично, я никогда не забуду тысячи людей в госпитале. Все время, что мы там находились, они молились за нас, за русских парней, которые доставили им радость", - отметил Фетисов.
Константинов после выхода из комы оказался прикован к инвалидному креслу. Вследствие тяжелых травм головы, у него оказались нарушены речь и память. В концовке фильма показана сцена, как болельщики и хоккеисты "Вашингтона" и "Детройта" стоя устроили овации Константинову, увидев того в инвалидном кресле на матче финальной серии Кубка Стэнли 1998 года.