Узелок к узелку
Перемена в этой школе на первый взгляд мало чем отличается от перемен в других: раздается звонок, из учебных кабинетов выходят дети, коридор заполняют радостные голоса. Только названия классов продублированы шрифтом Брайля, на стекле в дверях — красные кружочки, а ступеньки лестниц помечены желтыми знаками.
Из соседнего кабинета выходят три девочки, выстраиваются друг за другом на расстоянии вытянутой руки, чтобы чувствовать плечо впереди стоящей одноклассницы, и двигаются к широкому окну. Там на солнечной стороне здания установлен каркас для плетения маскировочной сети. Ученицы подходят к подоконнику, где стоят коробки с надписью "Кисловодск Za Наших", нащупывают ленточки, и маленькие пальчики начинают ловко завязывать узелок за узелком. Так дети с тотальной слепотой и те, кто едва различает предметы и людей, плетут маскировочные сети для участников специальной военной операции.
"В первый раз, когда я начала плести сеть, у меня вместо узелков бантики получались. Сейчас уже быстро и легко плету. Я знаю, что, когда мы отправляем эти сети бойцам, мы им помогаем немного. Нам потом присылают видео солдаты, говорят нам "спасибо". Хочется еще им помочь, мы надеемся, что вот эта сеть кому-то поможет спасти жизнь", — делится 12-летняя Саният Каратова. Хрупкая школьница с высоким хвостом полностью незрячая, но педагоги называют ее главным передовиком по плетению маскировочных сетей.
Рядом с ней стоит бойкая 10-летняя Диана Семечева. У школьницы остаточное зрение (люди с таким зрением могут различать свет, контуры объектов, цвет, видеть отдельными участками поля зрения). Она не только активно плетет сеть, но и успела прославиться своим трогательным письмом. Его зачитал на видео боец и поблагодарил девочку за поддержку.
"Однажды с классом мы писали письма солдатам на фронт. У меня была такая красивая золотая ручка, я ею нарисовала танк с флагом России и написала письмо бойцу. Сказала, что очень хочу, чтобы он скорее вернулся домой к своей маме. Оно дошло до солдата, он зачитал мое письмо на видео и прислал нам его. Я буду еще много плести, вот закончим скоро эту сеть и попросим, чтобы новую принесли", — рассказывает Диана, сосредоточенно завязывая ленточку за ленточкой.
Ей подает коробку с ленточками 12-летний Алихан, еще один передовик по плетению масксетей. Отзывчивая Диана, не отвлекаясь от работы, продолжает рассказывать о своих увлечениях: "Еще я люблю лепить из пластилина. Мы так часто его покупаем, что продавцы в магазине шутят: "Ты что, его ешь?" Я за день могу использовать две-три пачки пластилина. Если солдаты захотят, я им могу из пластилина картины делать и тоже отправлять. Они же обрадуются им?" — спрашивает девочка.
"Дети, все строимся на обед", — доносится из другого конца длинного коридора. Школьники довязывают ленточки и идут в столовую с педагогом.
Интернат с 80-летней историей
Школа-интернат №18 работает в Кисловодске с 1943 года. В ней воспитываются около 200 детей со всего Северного Кавказа. Школа-интернат принимает ребят от рождения до 24 лет и разделена на начальное, среднее и старшее звенья. Вместо привычных 11 здесь 12 классов, есть коррекционные группы и группы детского сада. С ребятами работают воспитатели, дефектологи, тифлопедагог, логопед, психолог, специалист по адаптивной физкультуре и медработники. Выпускники получают государственный аттестат, как и ребята из обычной школы, сдают экзамены, ЕГЭ и поступают в средние и высшие учебные заведения.
Абсолютно каждый педагог школы-интерната убежден, что слепота или слабое зрение у воспитанников — не приговор, а повод открыть для себя новые возможности. Эту истину стараются прививать здесь каждому ученику, успешно развивая их и в творческом направлении.
Например, в интернате работает гончарная студия, где есть печь для обжига керамики и все необходимое для создания посуды и фигур из глины. Дети лепят фигурки животных, вазочки, цветы. Обычного посетителя этой мастерской поражает, насколько развита у воспитанников фантазия. Вот сидит подросток за гончарным кругом, который никогда ничего не видел своими глазами, но по тактильному контакту и по описанию он создает образ, который потом воплощает в глине.
"Наш мастер Александра учит детей чувствовать материал, лепить животных, которых они никогда не видели, раскрашивать фигурки красками, лишь представляя их. У наших педагогов есть правило — не нужно переделывать или вытачивать до иголочки того же зайчика, сделанного ручонками никогда его не видевшего парня", — делится замдиректора по воспитательной работе Светлана Телешева, которая не просто знает каждого ребенка лично, но и понимает, что чувствуют их мамы и папы.
"Более 30 лет назад у нас с мужем родилась слабовидящая дочь. Новость нас, конечно, шокировала, так как мы с супругом были абсолютно здоровы. Однако наша девочка успешно окончила вот эту самую школу-интернат, получила высшее образование, создала счастливую семью", — делится Светлана Телешева.
Светлана преподавала в вузе, стала кандидатом психологических наук, доцентом кафедры специального инклюзивного образования Ставропольского государственного педагогического института. Какое-то время удавалось совмещать две работы, но затем она полностью перешла в школу-интернат, чтобы помочь невидящим детям адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
В гончарной студии накопилась целая коллекция куколок, посуды и сувениров. У детей есть добрая традиция — каждому гостю они дарят кувшинчик желания — его здесь называют "шептунчик".
"Нужно открыть крышку кувшинчика, прошептать туда свое самое сокровенное желание и закрыть. Разрешается открывать крышку кувшинчика только тогда, когда желание сбудется", — объясняет воспитанник гончарной студии, передавая мне в руки подарок.
Еще в этом интернате дети активно занимаются музыкой в кабинете, больше напоминающем мини-музей: гитары, скрипка, пианино, гусли, барабаны. По спецзаказу для детей с инвалидностью изготовили баян почти за 700 тыс. рублей.
Ребята изучают нотную грамоту по специальным книгам с шрифтом Брайля. Музыку здесь преподает выпускник этой же школы Вячеслав Куликов, который окончил с красным дипломом Воронежский государственный институт искусств, факультет народных инструментов (баян). Сейчас в интернате учится его сын — Всеволод Куликов, который в прошлом году стал лауреатом Всероссийской общественно-государственной инициативы с международным участием "Горячее сердце" в номинации "Преодоление".
В соседнем кабинете — мини-типография, которая оборудована для выпуска продукции со шрифтом Брайля. Здесь дети под руководством педагога могут сами издавать учебники, журналы, делать принты на футболках. Среди техники — аппарат, способный печатать тысячу экземпляров в минуту. Педагогом мини-типографии, а также учителем математики и информатики работает еще один бывший воспитанник школы — Павел Рябов.
"Он первым в нашей стране разработал уникальную программу по изучению тифлоинформатики для обучения информационным программам незрячих детей. Его наработки используют в Институте коррекционной педагогики в Москве. Благодаря программе кисловодского учителя Рябова любой ребенок с тотальной слепотой может успешно заниматься сложным программированием", — гордится Светлана Телешева.
Полезно для моторики
"В Кисловодске работает фонд "Кисловодск.Zа Наших", который оказывает поддержку мобилизованным бойцам и их семьям. Наш преподавательский состав школы-интерната обратился к ним с инициативой присоединиться к плетению маскировочных сетей для бойцов СВО. Девочки и мальчики осознанно отнеслись к этому важному делу. Они одну за другой плетут сети и верят, что именно они могут спасти чью-то жизнь", — объясняет Светлана Телешева.
Педагог отмечает, что эта работа позволяет школьникам развивать навыки, которые очень важны для детей с особенностями здоровья. "Это занятие полезно детям не только в плане патриотического воспитания, процесс позволяет им развивать мелкую моторику рук. У нас в интернате по этой части проводится большая работа: есть урок социально-бытовой ориентировки, где мы учим воспитанников завязывать бантики, шнурки на обуви. Когда мы сеть впервые натягивали, нам казалось, что дети еще маленькие для такой работы, но нет. Они очень старались, каждую клеточку высчитывали, помогали своими ручонками взрослым натягивать ее", — вспоминает Телешева.
Каждый хочет помочь
Частыми гостями школы-интерната стали волонтеры фонда "Кисловодск.Zа Наших". Они следят за тем, что нужно детям для этого важного дела: привозят коробки с ленточками, новые полотна и хорошие новости с передовой.
"Радует, что вся эта важная работа по плетению защитных полотен — инициатива самих детей. Инициатива, которой можно гордиться. Помню, как переживали в первый раз дети, получится ли у них. Как воспитатели обучали правильно закреплять ленточки, направляя своими руками непослушные пальчики детей. Помню, как дети радовались, когда мы сообщали, что сделанные ими защитные полотна уже на передовой и помогают спасать жизни чьих-то пап, братьев. Уже более 30 маскировочных сетей и десятки трогательных писем отправлены на фронт. Уверен, что, помогая бойцам, плетя эти защитные сети, наши дети вносят свой неоценимый вклад в победу всей страны", — говорит руководитель фонда Гарик Кешишянц.
По словам главы города-курорта Евгения Моисеева, местные жители с первых дней СВО помогают бойцам на передовой. "В наших школах проходят благотворительные ярмарки в поддержку российских военнослужащих. Дети вместе с родителями изготавливают сувениры, пекут печенье, а все вырученные с их продажи средства отдают на поддержку нашим парням на фронт. Мы плетем маскировочные сети в школах, в Нарзанной галерее, на улицах города, потому что каждый житель и турист Кисловодска хочет быть сопричастным к этому важному делу", — делится он.
После обеда школьники возвращаются в класс, где начинается урок литературы. Четвероклассникам дали ответственное задание — подготовить сообщение про маршала Георгия Жукова. Сначала Саният и ее одноклассники рассказывают о жизни полководца, а потом школьница открывает объемную книгу и начинает читать пальцами — по Брайлю.
"Мы дополнительно к литературе читаем много об отечественной истории, показываем исторические фильмы, чтобы дети знали и рассказывали про патриотизм не заученными фразами, а осознанно гордились нашей историей и героями. Вместе устраиваем показы фильмов про Сталинград, битву за Москву, Брестскую крепость. Все это делаем для того, чтобы наши дети понимали, для чего мы пишем письма бойцам на фронт и так много плетем маскировочных сетей", — добавляет Светлана Телешева.
Ася Асрян