5 июля 2025
18:42
Пушилин: в ДНР сформируют кадровый резерв из участников СВО
18:39
В Ленобласти легкомоторный самолет совершил вынужденную посадку на трассу
18:37
В Рио-де-Жанейро в преддверии саммита БРИКС стартовал научный фестиваль
18:29
Аэропорт Шереметьево принимает меры для стабилизации ситуации после ограничений
18:27
Умер физиолог Михаил Рощевский
18:27
В Минске отменили несколько рейсов в Москву из-за ограничений в аэропортах РФ
18:26 Бокс
Боксер Юновидов завоевал титул временного чемпиона мира WBA
18:12 Ближневосточный конфликт
Ynet: Израиль решил направить делегацию на переговоры по сделке по Газе
18:12
Движение автотранспорта по Крымскому мосту восстановлено
18:11
Опасность атаки БПЛА отменили в Ельце и Елецком районе
18:06 1/4 финала клубного ЧМ
Футболисты ПСЖ обыграли "Баварию" и вышли в полуфинал клубного чемпионата мира
18:05
Рютте считает логичным, что США перекладывают на Европу расходы на помощь Киеву
17:59
В Орловской области отменили авиационную опасность
17:59
В Крыму сварили 1 386 литров томатного супа
17:57
В Москве разыскивают устроивших стрельбу с балкона из пневматического оружия
17:56 Военная операция на Украине
Над регионами РФ за пять часов уничтожили 48 украинских БПЛА
17:52 Летние олимпийские виды спорта
Спортсмен погиб во время соревнований по триатлону в Москве
17:49
Рютте заявил, что сокращение военного присутствия США в Европе не обсуждается
17:49
Умер актер из сериала "Мухтар" Андрей Бордухаев
17:38
В центре Казани Porsche въехал в остановку после столкновения с Ford
17:36
Путин поприветствовал гостей XV Форума сообществ молодых специалистов "Форсаж"
17:30
В работе Telegram произошел сбой
17:30 Военная операция на Украине
Над Смоленской областью сбили три беспилотника
17:26
"Аэрофлот" предупредил о сложностях с обслуживанием в базовых аэропортах группы
17:25
Пушков назвал слова Рютте о КНР и РФ главной политической глупостью года
17:20
В Ессентуках открылся международный фестиваль детского кино "Хрустальный Источникъ"
17:20 Ближневосточный конфликт
Армия Израиля зафиксировала новый ракетный обстрел из сектора Газа
17:19
В Печорах разработали концепцию литературного клуба для запуска в Севастополе
17:17 1/4 финала клубного ЧМ
Футболист "Баварии" Мусиала получил тяжелую травму в матче с ПСЖ
17:12
На внутренней стороне 103-го км МКАД произошло ДТП с тремя машинами
17:03
Рютте: Россия производит в разы больше боеприпасов, чем все страны НАТО
16:55 Ближневосточный конфликт
Нетаньяху созывает узкий кабмин для обсуждения сделки по заложникам
16:54 Военная операция на Украине
Мирошник: за три месяца от ударов ВСУ пострадали 11 медработников
16:49
Транспортная прокуратура следит за ситуацией с задержками в московских аэропортах
16:43
Движение автомобилей по Крымскому мосту временно перекрыто
16:35
В аэропорту Сочи задержали 17 рейсов на прилет и вылет
16:33
Власти Украины не пустили Порошенко в Испанию и Италию
16:33
Косачев: "Поезд памяти" в следующем году соберет еще 200 школьников
16:31
В Пятигорске более 200 организаторов форума "Машук" проходят обучение
16:31 Уимблдон
Действующая чемпионка Уимблдона Крейчикова проиграла в третьем круге
16:21
В музее-заповеднике "Архангельское" высадили более 2,5 тыс. роз
16:21
Силовики в Челябинской области задержали районного прокурора по делу о взятке
16:20
В Ельце и Елецком округе объявили угрозу атаки БПЛА
16:18
В Омской области легкомоторный самолет совершил жесткую посадку
16:15
Лукашенко: Европа остервенело воюет против правды о Великой Отечественной войне
16:10
В восьми областях Украины объявили воздушную тревогу
16:09 Летние олимпийские виды спорта
Российский клуб "Корабелка" стал победителем международного турнира по волейболу
16:03
В "Аэрофлоте" напомнили об отказе от перевозки пассажирам задержанных рейсов
16:02
В Липецкой области объявили режим воздушной опасности
15:58
Глава МИД Британии объявил о восстановлении дипотношений с Сирией
Все новости

Коляска-"танк", для которой 20 этажей — не препятствие

Выпускник Новосибирского технического университета придумал инвалидные коляски, которые сами поднимаются и опускаются по лестницам, реагируют на движения человека и включают "ангельские глазки"
Юрий Ларин показывает, насколько легко управлять коляской Ростислав Нетисов/ТАСС
Описание
Юрий Ларин показывает, насколько легко управлять коляской
© Ростислав Нетисов/ТАСС

Инвалидные кресла могут быть не только средством передвижения, но и удобным современным гаджетом. Они могут стать и помощником, так как делают человека самостоятельным, менее зависящим от сторонней помощи. О том, какой путь прошли новосибирские разработчики оборудования для маломобильных людей, — в материале ТАСС.

Коляска на гусеничном ходу

Иван Невзоров, руководитель компании, производящей коляски-ступенькоходы, вспоминает, что создать первую такую коляску его подстегнуло не что иное, как уязвленное самолюбие инженера.

"Мой друг, инвалид-колясочник, пожаловался на то, что невозможно перемещаться по лестницам без сопровождающего. Тебя обязательно должен кто-то тащить, причем желательно — вообще нести на руках. И какие-то приспособления казались фантастикой, говорили, что их сделать невозможно. И я, имея инженерное образование, решил что-то придумать, это просто задело мое эго", — говорит Невзоров.

Иван Невзоров Ростислав Нетисов/ТАСС
Описание
Иван Невзоров
© Ростислав Нетисов/ТАСС

Идея превратилась в классический стартап: шесть лет назад Иван арендовал гараж и начал там вместе с женой придумывать коляску, которая могла бы сама подниматься и спускаться по лестницам. Как признается Иван, ничего у них на первом этапе не получилось: конструкции на колесах отказывались взбираться на ступеньки. И лишь когда решили совместить в одном устройстве гусеницы и колеса, коляска поехала.

"Мы сделали такой трансформер: на ровной поверхности коляска перемещалась на колесах, а на лестницах превращалась в танк и на гусеницах поднималась. Вот сейчас мы с такой концепцией и живем", — говорит изобретатель, показывая на готовый агрегат, и правда напоминающий большое массажное кресло, готовое превратиться в мини-танк.

Чтобы создать второй прототип, команда энтузиастов решила собрать деньги на одной из краудфандинговых платформ. Нужной суммы не собрали, но неудача обернулась успехом: благодаря краудфандингу о маленькой новосибирской компании "Катэрвиль" узнали, и ребятам заказали первую коляску, которая уехала в Пермь. С этого времени коляски стали разъезжаться по всей стране, заказов было все больше, и старый гараж пришлось сменить на что-то более масштабное. 

По ровной поверхности коляска перемещается на колесах, по лестницам –– на гусеницах Ростислав Нетисов/ТАСС
Описание
По ровной поверхности коляска перемещается на колесах, по лестницам –– на гусеницах
© Ростислав Нетисов/ТАСС

Сейчас компания переехала в бизнес-инкубатор Новосибирска, где на окраине Ленинского района на арендованных 123 м2 и располагается теперь производство. Отвечают здесь за все восемь человек — пока такого количества работников компании хватает. В двух небольших и аккуратных комнатах собирают коляски, которые покупают теперь не только в России, но и в Испании, Германии и Венгрии.

"Ангельские глазки"

"Интересная у меня работа, творческая", — говорит, не переставая работать за фрезерным станком, Виталий Иванович, или "многостаночник", как называют его в компании. Сразу на нескольких станках он готовит детали, которые в будущем составят каркас коляски. Потом ее соберут, проверят, подгонят и установят самое важное — электронику. Небольшой блок, который будет управлять движениями аппарата, Иван Невзоров показывает с особой гордостью.

"Это изначально разработанная нами электроника, это мозг, он отвечает за движение, за смещение центра тяжести, за управление и плюс микроконтроллер, в котором зашито наше программное обеспечение", — объясняет Иван.

Электронный блок, который позволяет управлять движениями коляски Ростислав Нетисов/ТАСС
Описание
Электронный блок, который позволяет управлять движениями коляски
© Ростислав Нетисов/ТАСС

В том числе и за счет этого "мозга" самоходная коляска — удовольствие дорогое. В базовой комплектации агрегат стоит около 430 тыс. рублей, что для многих — неподъемная сумма. И все равно, говорят в компании, это на 200−300 тыс. дешевле зарубежных аналогов, в чем заключается основное конкурентное преимущество.

В экспортных вариантах "вездеходов" установлен литиевый аккумулятор повышенной емкости, которого хватает на 25 км пробега, виброгасящие пневматические колеса и даже "ангельские глазки" — светодиодные фары, которые светят настолько ярко, что коляску трудно не заметить на дороге.

Колясочник Юрий Ларин самоходной конструкцией пользуется непостоянно — временами пересаживается на обычную и сразу же ощущает ограниченность в передвижениях: не отправишься на дальнюю прогулку, к тому же часто требуется посторонняя помощь.

"Бывало, я по 25 км в день проезжал, особенно летом. Зарядка аккумулятора в дороге иногда заканчивается, но подзарядить его можно от обычной сети и даже от автомобиля. Так что, если в дороге видишь, что зарядка заканчивается, можно просто в любое кафе заехать, кофе попить и подзарядить", — говорит Юрий, демонстрируя возможности коляски и готовясь съехать по лестнице.

Коляска медленно выпускает гусеницы, сменяя ими колеса, и начинает спускаться по ступенькам. Сидящему в ней Юрию очень хочется помочь и поддержать, потому что конструкция опасно наклоняется. Но он смеется и говорит, что все под контролем — управлять коляской просто, достаточно "пару раз подняться на 20-й этаж и спуститься вниз". Только на снегу она немного буксует, как и любой автомобиль. Но выбирается и едет дальше, разгоняясь до 8 км/ч — пока это предел скорости.

Юрий Ларин иногда проезжает на коляске 25 км в день Ростислав Нетисов/ТАСС
Описание
Юрий Ларин иногда проезжает на коляске 25 км в день
© Ростислав Нетисов/ТАСС

"Это сначала кажется, что эта коляска — что-то необычное. Когда привыкаешь — понимаешь, что все так и должно быть, потому что ты едешь, и все, ни о чем думать не надо. И очень сложно пересаживаться на простой вариант, если честно", — признается Юрий.

В надежде на расширение

Сейчас "Катэрвиль" выпускает до 30 колясок в год. Одни делают на заказ, другие — заранее, на случай непредвиденного обращения. Но уже в этом году компания надеется завершить процесс сертификации, после чего коляску можно будет включать в реестры медицинских изделий. Это значит, что их покупку людям с ограниченными возможностями сможет компенсировать государство.

"Мы на завершающей стадии процесса согласования, уже прошли большое количество испытаний, и в этом году мы точно добьем эту цель и получим сертификацию. Это значит, что тот же Фонд социального страхования сможет закупать эти коляски, и мы минимум в 10−20 раз увеличим объем производства. Тем более что коляски наши удобные — обычная весит 115 кг, экспортная — 95, да и в лифт входят без проблем", — уточняет Иван.

"Катэрвиль" выпускает до 30 колясок в год и планирует в 10–20 раз расширить производство Ростислав Нетисов/ТАСС
Описание
"Катэрвиль" выпускает до 30 колясок в год и планирует в 10–20 раз расширить производство
© Ростислав Нетисов/ТАСС

"Наши коляски ведь до сих пор вызывают удивление. Стоит кому-то выехать — и все, вокруг собираются люди. Особенно дети приходят в восторг и говорят: "Мама, я тоже такую хочу". Мамы, конечно, от такого пугаются ", — говорит Иван.

В надежде на будущее расширение компания уже арендовала соседнее помещение в городском бизнес-инкубаторе. Работать больше, лучше и дольше здесь готовы. В том числе и для того, чтобы таких колясок на улицах Новосибирска стало больше у тех, кто в них нуждается.

Татьяна Штабель

Этот материал также опубликован в разделе "Добрости" – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом "Жить", призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.