9 октября 2018, 04:00
Статья

В Орловской области живет человек, который перекладывает классическую музыку на "малиновый звон" и нашел связь между звучанием колокола и частотой колебаний Земли. Зовут его Александр Чайка

Сергей Бобылев/ ТАСС

Звонарь силен не только хорошим слухом, но и крепким телом. Он подобен цирковому артисту, который стоит на одной ноге и жонглирует. Нужны изрядная сила и ловкость, чтобы заставить звучать многотонные колокола. Но далеко не каждому такая сила дана. Понимая это, Александр Чайка пустился в изобретательство.

"Для монахинь я сделал специальный стульчик. Они же тощие как козы, прям еле ноги волочат, а им надо наверх подняться, а там они еще должны на одной ноге стоять, педали какие-то нажимать. Вот я им сделал такую систему. Попробовали — ага, мышцы не болят, поясницу можно расслабить и заняться творческой работой", — рассказывает звонарь.

Чайке скоро 55. Родился в столице, рос как все: учился в медицинском, занимался спортом. У него звание чемпиона Москвы среди юниоров по плаванию, также Александр участвовал в научно-исследовательских медицинских разработках. Но в 1990-х пошел учиться на курсы церковных звонарей, и жизнь круто изменилась. Что привело к такому повороту — не говорит. Это личное.

На частоте Земли

"Есть научно доказанный факт, что Земля звучит на частоте 7–8 герц. Частота очень низкая, мы ее слышать не можем, но чувствуем. И то же самое с колоколами происходит. Там есть сочетания, которые мы явно не слышим, но тело наше их фиксирует", — говорит звонарь.

По словам Александра, диапазон звучания колоколов настолько велик, что затрагивает и эту "космическую" частоту. "А иначе как объяснить ситуации, когда человек, загруженный своими делами, шел с пакетами из магазина, но услышав колокольный звон, вдруг останавливался и начинал плакать", — рассуждает он.

Чайка уверен, что звон приходит свыше: "Ему больше просто неоткуда взяться. Только с матрицы, с некоего информационного поля, которое, безусловно, присутствует. Есть глобальное поле, есть галактические потоки, а есть какие-то вещи, которые сама Земля формирует, — все это ритмы, пульсации, тембры".

Уже больше 20 лет Александр работает настройщиком. Имеет дело и с современными колоколами, и с древними. Разницы в звучании между ними почти нет, есть разница в качестве литья. Сейчас во время отливки колокола газ автоматически отсасывается из сплава, и металл получается плотнее. Отсутствие микрополостей влияет на длительность звучания. Кроме того, нынешние технологии позволяют колоколам очень четко попадать в ноту. Но есть и образцы XIX века, которые ничем не уступают современным.

Звонарь уверен, что самое главное при производстве — спроектировать именно нужный профиль. "Невозможно отлить колокол, если в голове не звучит его голос", — считает Чайка.

В здоровом теле здоровый звук

Говоря точнее, Чайка — мастер-настройщик колоколен и создатель эргономичных систем управления колокольным звоном. Среди его разработок — консоль, которая настраивается под рост звонаря, под его антропометрические особенности. "Только идеально выстроенная система подвесов позволит получить настоящий малиновый звон", — уверен мастер.

За годы работы колокольным мастером он настроил больше 50 колоколен. Большая часть находится в России, но есть проекты и в Казахстане, на Украине и даже в Греции. "Мы грекам поставили настоящий русский звон, такую типично русскую модель колокольни. Дело в том, что в Греции на колокольнях в основном висят по три колокола, звон там сигнальный. Специально для монастыря Архангела Михаила на острове Тасос завод "Литэкс" отлил 11 колоколов, которые мы потом установили и настроили. Атмосфера получилась потрясающая — монастырь с тысячелетней историей, классическая русская колокольня с малиновым звоном, а в пятнадцати километрах Афон", — рассказывает Чайка.

Александр работал на колокольнях в северных широтах — в Санкт-Петербурге, например. Качество звука не зависит от широты, большее влияние имеет погода. "Если воздух сырой, то звук распространяется хуже. И наоборот, если небольшой мороз, 5–7 градусов, то в такие дни звук более полетный, искристый", — говорит он.

Ференц Лист и робот на православной колокольне

Десять лет назад Александра позвали в Орловскую область настраивать колокола. Так и остался здесь, в маленьком провинциальном Болхове — городе старинных церквей. Дом себе выбрал в центре, между трех колоколен.

Но даже в глубинке не спрятаться от цивилизации. Роботизация проникла и в православные церкви. Все чаще колокольни оборудуют системой "Электронный звонарь". Если раньше за веревки, привязанные к языкам колоколов, мог дергать только человек, то сейчас за него это делает специальная система, подключенная к компьютеру. В памяти "Электронного звонаря" может быть несколько десятков композиций. Чайка признается, что сначала цифровизация колокольного звона заставила его попереживать. "Я сначала был взволнован, а потом, когда посмотрел, как играет робот и что это за машина такая, понял — фишка скучная. Она же не может импровизировать", — смеется Александр.

Он уверен, что импровизировать может только человек, да и то лишь если как следует подготовится. "Необходимо сначала вышколить свой исполнительский уровень, чтобы композиция не повисла на нитке в какой-то момент", — говорит звонарь. У самого Чайки желание сочинять музыку возникло именно после того, как он освоил искусство импровизации. Сегодня у Александра написано несколько десятков симфоний, целые альбомы. Идеи для композиций он порой черпает из самых неожиданных источников. "Например, если послушать Ференца Листа, то вы услышите там колокольный бой. Я очень многие вещи скопировал у него. Он так играет, что это по энергетике очень близко к колокольному звону", — говорит Чайка.

У Александра есть свой видеоканал в YouTube, где он, например, играет Wish you were here группы Pink Floyd на колоколах. Основная сложность записи для звонаря заключается в том, чтобы правильно расположить микрофоны. "Звук у колоколов объемнее, чем у других музыкальных инструментов", — говорит Чайка. А еще он никогда не сводил треки: естественность важнее технологий.

Анастасия Богдашова