Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Главы МИД "нормандской четверки" обсудят в Берлине ситуацию на Украине

12 сентября 2015, 0:33 UTC+3 БЕРЛИН БЕРЛИН 12, сентября. /ТАСС
В ходе переговоров особое внимание будет уделено реализации политических положений минских соглашений
Материал из 1 страницы
Встреча лидеров "нормандской четверки", архив

Встреча лидеров "нормандской четверки", архив

© Николай Петров/БелТА/ТАСС

БЕРЛИН, 12 сентября. /ТАСС/. Главы МИД Германии, России, Украины и Франции обсудят в пятницу в Берлине вопросы урегулирования украинского конфликта. Эти консультации пройдут в рамках подготовки к саммиту "нормандской четверки", который запланирован на 2 октября в Париже.

Последняя такая встреча канцлера Ангелы Меркель и президентов Владимира Путина, Петра Порошенко и Франсуа Олланда, состоявшаяся в Минске в феврале 2015 года, ознаменовала настоящий прорыв в мирном процессе. Тогда с одобрения глав "нормандской четверки" участниками контактной группы был подписан Комплекс мер по выполнению минских соглашений, ставший подробной "дорожной картой" урегулирования конфликта. Это соглашение, получив впоследствии поддержку Совбеза ООН, стало обязательным международно-правовым документом, в рамках которого с тех пор осуществляются все шаги по разрешению украинского кризиса.

За прошедшие семь месяцев украинские проблемы не раз были предметом телефонных переговоров стран-гарантов Минского процесса. Дважды - в апреле и в июне - для обсуждения этой темы встречались главы их внешнеполитических ведомств.

Тот факт, что лидеры "нормандской четверки" вновь сочли необходимой личную встречу, с одной стороны, свидетельствует о серьезных проблемах в реализации мирного плана. С другой, внушает надежды на придание нового импульса процессу урегулирования.

Встречи в "нормандском формате". Досье

Почти без результатов

В последнее время мирный процесс откровенно пробуксовывал. Два с половиной месяца после встречи глав МИД, прошедшей 23 июня в Париже, почти не принесли результатов. Участники берлинских переговоров подчеркнули тогда "особую актуальность" стабилизации военной ситуации и поставили задачу добиться демилитаризации Широкина и выйти на достижение договоренности по вопросу отвода вооружений калибром менее 100 мм.

Однако, несмотря на полный отвод из Широкина подразделений провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР), подтвержденный уже 4 июля замглавы миссии ОБСЕ Александром Хугом, вооруженные силы Украины по-прежнему занимают свои позиции в районе поселка и не собираются оттуда уходить.

Не удалось до сих пор подписать и документ об отводе вооружений калибром менее 100 мм. По словам представителей провозглашенных республик, этому мешает позиция Киева, уже не раз срывавшего парафирование очередного согласованного варианта.

Вместе с тем, настоящим прорывом в ходе мирных переговоров стало достижение соглашения о прекращении огня на состоявшейся в конце августа встрече контактной группы в Минске. Стороны оказались единодушны в необходимости обеспечить перемирие к началу нового учебного года. И, как подтверждают наблюдатели ОБСЕ, впервые за многие месяцы на линии соприкосновения установилась тишина.

Эксперты усматривают связь этого успеха с состоявшейся за два дня до Контактной группы встречей в Берлине канцлера Германии и президента Франции с президентом Украины.

В Москве приглашение Порошенко в Берлин назвали попыткой воспитательного воздействия на украинскую сторону с целью заставить выполнять минские соглашения. Именно по итогам переговоров в Берлине было заявлено о необходимости проведения очередного саммита в "нормандском формате".

Повестка дня

В состоявшемся 9 сентября телефонном разговоре Владимир Путин, Франсуа Олланд, Петр Порошенко и Ангела Меркель приветствовали установившийся на юго-востоке Украины режим прекращения огня и обозначили круг главных проблем, стоящих на повестке дня в процессе урегулирования.

Участники разговора, как сообщили в Кремле, отметили, что "задачам дальнейшей деэскалации ситуации и созданию предпосылок для экономического восстановления пострадавших регионов Донбасса отвечал бы отвод по всей линии соприкосновения бронетехники, минометов до 120 мм и артиллерийских орудий до 100 мм", и выразили надежду, что в самое ближайшее время будет завершено согласование и оформление соответствующей договоренности.

"Особое внимание, - указали в Москве, - было уделено реализации политических положений минских соглашений, прежде всего проведению на Украине конституционной реформы, включая законодательное оформление особого статуса регионов Донбасса, а также организации местных выборов и принятию закона об амнистии". Владимир Путин "в очередной раз акцентировал необходимость скорейшего налаживания полноценного прямого диалога между киевскими властями и представителями юго-востока".

Вокруг выборов

Министры иностранных дел "нормандской четверки" на встрече в Берлине сосредоточатся на политической части минских соглашений. "Лидеры наших стран договорились о том, что эта встреча будет посвящена, прежде всего, политическим аспектам Минских договоренностей, - сообщил на днях глава МИД РФ Сергей Лавров. - Это касается и выборов, и статуса, и изменений в конституцию, проблем амнистии, обмена задержанными лицами. Всего того, что необходимо для создания правильной атмосферы для реализации всех политических аспектов Комплекса мер от 12 февраля".

При этом он подчеркнул ключевую роль вопроса о выборах на нынешнем этапе урегулирования. "Сейчас все вращается вокруг проблемы местных выборов в Донбассе. Украинские власти долгое время после того, как Минские договоренности вступили в силу и были одобрены резолюцией СБ ООН, отказывались выполнять ту часть договоренностей, которая предполагала прямые консультации с Донецком и Луганском по модальностям проведения местных выборов. И настаивают на том, чтобы эти выборы проходили по закону, который приняла Верховная рада, и при полном вовлечении ОБСЕ в лице БДИПЧ".

"Донецк и Луганск готовы проводить эти выборы на основе украинского закона, они готовы, чтобы наблюдатели ОБСЕ получили право мониторить этот процесс, но они хотят обо всем этом договариваться в консультациях с украинской властью", - пояснил министр. "Повторю, что первым условием подготовки выборов в Донбассе являются прямые консультации и согласование модальностей проведения этих выборов", - подчеркнул Лавров.

При этом "отсутствие прямого диалога", по его словам, наблюдается и по всем другим вопросам политической повестки: "и в том, что касается конституционной реформы, и в том, что касается введения в силу закона об особом статусе Донбасса".

Системная проблема, считают в МИД РФ, состоит в том, что "украинское правительство, в отличие от того, что было записано в Минских договоренностях, настаивает на том, чтобы все вопросы, касающиеся особого статуса Донбасса, конституционной реформы в отношении этих территорий, решались только после того, как будут проведены местные выборы". Однако "одновременно эти же украинские власти делают все, чтобы эти выборы там не состоялись", подчеркнул министр.

В Париже и Берлине ждут выборов

Ожидания Москвы в отношении выполнения политической части соглашений, судя по последним заявлениям, разделяют в Париже и Берлине.

Елисейский дворец, сообщая об итогах последнего телефонного разговора лидеров "нормандской четверки", акцентировал внимание на необходимости "достичь в самое ближайшее время соглашения об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров", полностью выполнять "договоренности об отводе тяжелого вооружения", а также "определить дату выборов в регионах Донецка и Луганска".

"Работа по выработке процедуры этих выборов должна вестись параллельно с принятием мер в интересах достижения местной автономии", - отметили в Париже.

На необходимость проведения выборов в Донбассе указал 9 сентября и официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт. "В ближайшие недели следует достигнуть договоренности о времени и условиях проведения местных выборов /в Донбассе/, которые должны пройти на основе украинских законов и стандартов ОБСЕ/БДИПЧ", - отметили в ФРГ.

Киев: особого статуса для Донбасса нет

Между тем Киев продолжает придерживаться позиции, по сути, заводящей ситуацию в тупик: особый статус Донбассу будет предоставлен только после выборов, а выборы будут проведены только после прекращения сопротивления региона, целью которого, собственно, и является законодательное утверждение особого статуса.

"Сейчас закон об особом статусе местного самоуправления даже не обсуждается, - сказал Порошенко, выступая на этой неделе на заседании Совета регионального развития. - Действие большей части статей закона приостановлено. Они могут заработать только тогда, когда в отдельных районах Донецкой и Луганской областей пройдут выборы в соответствии с украинским законодательством и под наблюдением ОБСЕ, а также после возвращения украинского контроля на всем протяжении российско-украинской границы".

Порошенко в очередной раз подчеркнул, что в предложенных изменениях в конституцию страны нет никакого "особого статуса" для Донбасса. "Как бы ни старались повесить лапшу на уши украинскому народу и какими бы мотивациями ни руководствовались те, кто пытается найти в конституции то, чего там нет, отдельного статуса для Донбасса в конституции нет. Найдете? Прошу очень - покажите народу", - заявил президент, словно специально приглашая западных гарантов Минских соглашений убедиться в том, что эти договоренности Киевом не выполняются.

Не меняется риторика Киева и в отношении требования наладить диалог с представителями провозглашенных республик. В интервью "Первому национальному" телеканалу Порошенко назвал глав ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого "лидерами боевиков" и наотрез отказался садиться с ними за стол переговоров.

Москва за последовательность действий

Москва продолжает со своей стороны напоминать Киеву о необходимости последовательного выполнения "Минска-2" и призывает не вычленять из договоренностей отдельные пункты.

"Если украинская сторона по-прежнему привержена обязательствам, которые президент Порошенко взял на себя 12 февраля в Минске, то в этих соглашениях четко прописана последовательность действий, - заявил накануне берлинской встречи глава МИД РФ Сергей Лавров. - Начинать надо с прекращения огня. Слава Богу, после многочисленных проволочек сейчас наметилась перспектива, что нынешнее затишье будет устойчивым".

"Затем должны последовать действия по согласованию с Донецком и Луганском вопросов проведения там местных выборов на основе украинского законодательства и с привлечением наблюдателей ОБСЕ, должно последовать вступление в силу закона об особом статусе этих территорий, затем - конституционная реформа, в которой особый статус должен быть закреплен на постоянной основе. Должна быть проведена амнистия, восстановлены экономические связи и многое другое", - отметил министр.

Что же касается передачи контроля над совместной границей украинским пограничникам, то, как отметил Лавров, это должно произойти на завершающем этапе реализации Минских соглашений. "Мы, безусловно, хотим, чтобы Украина оставалась единым, суверенным государством при наличии договоренностей о децентрализации, - сказал Лавров. - В конце процесса децентрализации, конституционной реформы этот контроль будет восстановлен".

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама