10 марта 2017, 07:15

Южная Корея после импичмента: кто может стать следующим президентом?

Пак Кын Хе. Pool Photo via AP
Пак Кын Хе

Конституционный суд Республики Корея отправил Пак Кын Хе в отставку. ТАСС объясняет, кто придет на ее место

Скандал вокруг президента Пак Кын Хе ознаменовал падение одной из самых могущественных правящих династий Республики Корея (РК). Теперь страна готовится к новой политической эпохе, а значит, к приходу на руководящие должности новых лиц. ТАСС объясняет, кто может занять место Пак Кын Хе после ее окончательного ухода. 

Нелегкая отставка

Конституционный суд (КС) Южной Кореи утвердил импичмент президента Пак Кын Хе. Об этом говорится в вердикте КС по итогам голосования его членов. Таким образом, 10 марта стало ее последним днем в должности главы государства. Пак Кын Хе будет лишена президентской неприкосновенности и должна будет освободить занимаемую ей государственную резиденцию "Голубой дом" в центре Сеула. Однако в связи с отсутствием прецедентов, не ясно, в какие сроки она должна будет это сделать. Ожидается, что после выселения экс-президент отправится в свой дом в столичном районе Самсон-дон, в котором она проживала до 2013 года на протяжении 23 лет. Досрочные выборы нового президента, согласно закону, состоятся в течение последующих 60 дней — скорее всего, 9 мая.

Пропрезидентская партия "Сэнури" уже признала решение суда по импичменту главы государства. "Мы уважаем вердикт суда и принимаем его", — говорится в сообщении, распространенном политическим объединением. В нем также указывается, что партия, которая привела к власти Пак Кын Хе, "разделяет ответственность за последствия импичмента" и приносит искренние извинения за то, что не оправдала ожидания избирателей. Партия с окончательным отстранением от власти Пак Кын Хе утратила статус правящей.

С импичментом экс-президент лишается привилегий, полагающихся бывшим главам государства: пожизненной пенсии в размере 70% от зарплаты (около 12 млн вон или $10,4 тысячи), трех помощников, личного водителя и бесплатного медицинского обслуживания в государственных клиниках. Кроме того, ей будет предоставлена охрана на протяжении лишь пяти, а не 10 лет.

Экс-президент также теряет иммунитет от уголовного преследования. Это позволит южнокорейской прокуратуре, наконец, допросить Пак Кын Хе по многим интересующим следствие вопросам, в частности, по громким коррупционным делам ее близкой подруги Чхве Сун Силь и фактического главы группы компаний Samsung Ли Чжэ Ёна. Прокуратура полагает, что президент могла быть непосредственно вовлечена в эту преступную деятельность. Ранее Пак Кын Хе отказывалась сотрудничать со следствием, обвиняя его в предвзятости и выполнении "политического заказа".

До последнего момента сохранялась теоретическая возможность, что КС не отправит Пак Кын Хе в отставку, поскольку шестеро из девяти судей — ее назначенцы. Ни один президент Южной Кореи не покидал свой пост в результате импичмента, хотя попытки сместить главу государства подобным образом предпринимались. В 2004 году депутаты парламента РК проголосовали за отставку Но Му Хёна (9-го президента страны) в связи с нарушением избирательного законодательства, но решение не было поддержано КС. Тогда доказательную базу посчитали слишком слабой, чтобы отправить его на досрочную пенсию. На сей раз, с учетом роста негативных настроений среди корейцев и масштабов скандала, решение КС может быть иным.

Вслед за Пак Кын Хе, вероятно, покинет свой пост исполняющий обязанности главы государства премьер-министр Хван Гё Ану, который, как и действующий президент, ассоциируется с правящей консервативной партией "Сэнури", дискредитированной в связи со скандалом. В конце февраля он отказался продлить сроки расследования дела о коррупции в окружении лидера страны еще на месяц, несмотря на то, что эта работа еще не завершена. Поэтому противники "Сэнури" хотят объявить ему импичмент — эту идею поддержали три крупнейшие оппозиционные партии. Вместе они контролируют 166 мест в 300-местном парламенте, чего достаточно для того, чтобы отправить Хван Гё Ана в отставку.

Пан или пропал

Главной надеждой консерваторов до недавнего времени оставался бывший генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун — СМИ называли его заведомым лидером президентской гонки, с учетом его 10-летнего опыта в Организации, а до этого — службы на посту министра иностранных дел РК. Бывший генсек фактически начал предвыборную кампанию, хотя официально об этом не объявил: он провел целую серию встреч с представителями различных политических сил, а также осуществил визиты в несколько регионов Кореи.

Однако в начале февраля Пан Ги Мун неожиданно отказался от президентских амбиций. По его словам, причиной стало разочарование в некоторых политиках, работу с которыми он считает невозможной. Ряд южнокорейских СМИ предполагает, что реальной причиной выхода Пан Ги Муна из предвыборной гонки мог стать имеющийся у оппозиции компромат на него. Ранее в его адрес звучали обвинения в коррупции: он якобы получил от корейского бизнесмена $230 тыс. в 2005 и 2007 годах. Затем прокуратура США предъявила официальные обвинения во взяточничестве брату и племяннику политика. 

Не исключено также, что на решение выйти из гонки повлияли опубликованные недавно итоги социологических исследований, согласно которым бывший генсек не смог бы набрать необходимое для победы количество голосов. В глазах избирателя Пан Ги Мун ассоциируется с командой Пак Кын Хе, поэтому его популярность как политика в последнее время падает. Теперь он намерен заняться преподавательской деятельностью в Гарвардском университете.

После того, как экс-генсек ООН официально отказался от участия в выборах, в качестве главного вероятного кандидата на высший государственный пост от консервативного блока считают премьера Хван Гё Ана. Но и его шансы стать президентом невелики. Согласно итогам февральского опроса общественного мнения, премьер-министр является третьим по популярности среди остальных претендентов — за него отдали бы голоса 11,2% избирателей. Первое место занимает бывший глава оппозиционной Демократической партии Мун Чжэ Ин с 29,8%, за ним следует губернатор провинции Чхунчхон-Намдо Ан Хи Чжун с 14,2%.

Из оппозиции — в президенты

Мун Чжэ Ин — оппозиционер со стажем, хотя его политическая карьера началась с высоких государственных постов. С 2007 по 2008 год он был главой администрации при президенте Но Му Хёне, а затем выдвинулся кандидатом от оппозиции во время президентских выборов 2012 года. Набрав 48% голосов, он проиграл гонку Пак Кын Хе, за которую проголосовали 51,55% избирателей. С 2015-го по 2016-й он возглавлял партию "Демократический альянс за новую политику", а затем передал этот пост своему соратнику Ким Джон Ину.

63-летний политик известен как сторонник диалога с КНДР: в начале года он призывал отложить решение по размещению в РК комплексов ПРО США THAAD, а также в значительной мере смягчить политику в отношении Пхеньяна. Недавно стало известно, что в ходе голосования в Генеральной Ассамблее ООН в 2007 году он призывал не поддерживать резолюцию против ущемления прав человека в Северной Корее. И даже свой первый визит Мун Чжэ Ин обещал нанести в Пхеньян, и только затем — в Вашингтон. В партии "Сэнури" призывали начать расследование связей политика с севером, однако в оппозиции называли это попыткой переключить внимание общественности с коррупционного скандала. 

Мун Чжэ Ина также характеризуют как борца с чеболями — крупнейшими южнокорейскими конгломератами, занимающими центральное положение в экономике страны и тесно связанными c правящей верхушкой. Именно руководителей чеболей правоохранители считают фигурантами коррупционного скандала в Сеуле. К примеру, топ-менеджер Samsung Ли Чжэ Ён был арестован за "откаты" Чхве Сун Силь — близкой подруге президента страны Пак Кын Хе. Благодаря этим махинациям компания получала различные преференции со стороны властей для более эффективного ведения бизнеса. Помимо Samsung, Мун Чжэ Ин считает "источником нечестности" Hyundai, SK Group и LG Electronics и в случае победы на выборах обещает провести масштабную антикоррупционную реформу.

"Губернатор из бой-бенда" и "южнокорейский Трамп"

Стремительно набирает очки еще один кандидат в президенты — губернатор провинции Чхунчхон-Намдо Ан Хи Чжун. Как и Мун Чжэ Ин, он является членом оппозиционного "Демократического альянса", но при этом сам себя относит к центристам. Поэтому его избиратели — как заряженная на перемены молодежь, так и более консервативные люди старшего возраста. Ан Хи Чжун активно ведет Instagram, появляется в эфире развлекательных шоу, в общем, создает образ демократичного политика и "своего" парня. Фанаты даже прозвали Ан Хи Чжуна "EXO из Чхунчхон-Намдо" — в честь популярного в Южной Корее бой-бенда. 

Политик выступает за укрепление альянса с США, но при этом считает, что вопрос о размещении американского комплекса противоракетной обороны (ПРО) THAAD необходимо решить с учетом обеспокоенности России и Китая. Он также критикует некоторые инициативы Мун Чжэ Ина, в частности по увеличению штата госслужащих. Что касается северокорейского вопроса, Ан Хи Чжун называл линию Пак Кын Хе "жалкой", но при этом указал, что и предыдущие руководители не смогли решить эту проблему. 

Наконец, темная лошадка предстоящих выборов — это мэр города Соннам провинции Кёнгидо Ли Чжэ Мён. Западные СМИ называют его то "южнокорейским Берни Сандерсом", то "южнокорейским Дональдом Трампом", по-видимому намекая на склонность политика к громким и популистским обещаниям. "Американцы вынесли импичмент своему руководству, выбрав президентом Трампа, — заявил он в одном из интервью. — Наши собственные выборы сделают то же самое". Ли Чжэ Мён предлагает радикально улучшать отношения с Северной Кореей и даже устроить саммит с участием Ким Чен Ына. Политик также считает, что альянс с Америкой необходимо укреплять, а Японию, напротив, объявить врагом для безопасности страны, поскольку Токио недостаточно проявил раскаяние за агрессию против Кореи в начале XX века. Его экономическая программа предполагает повышение налогов для чеболей и ужесточение контроля над ними. 

Эксперты считают, что настроения против истеблишмента вполне могут приблизить Ли Чжэ Мёна к креслу президента. В конце концов, Восток не в меньшей степени, чем Запад, подвержен популистской волне — чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на прошлогодние выборы на Филиппинах, где победу одержал скандальный политик Родриго Дутерте. Поэтому результаты голосования в Республике Корея предсказать будет так же сложно, как и победу Трампа или Brexit.

Артур Громов