Группа КОМПАНИй "РИКИ"
Рассказывает Илья Попов,
генеральный продюсер ГК "Рики", президент Ассоциации анимационного кино
генеральный продюсер ГК "Рики", президент Ассоциации анимационного кино
Наша компания появилась 18 лет назад. Поначалу мы не создавали анимацию, а работали в направлении промышленного дизайна детских товаров, занимаясь созданием настольных и компьютерных игр, книжных проектов и дизайном детских игрушек.
В 2003 году мы вели уже достаточно большое количество проектов и решили выбрать один, базовый, и сосредоточиться на нем. Таким проектом впоследствии и оказались "Смешарики". Прообразом персонажей стала игра "Сластены", которую мы разрабатывали в начале 2000-х. Ее героями были зверушки, живущие на конфетной фабрике и обожающие все сладкое, из-за чего они стали все круглыми.
Под запуск производства сериала была создана небольшая студия. В ней работало около 20 человек. Затем студия начала разрастаться. Сейчас в группе компаний "Рики" работает около 500 человек, и в состав группы входит уже не одна, а несколько анимационных студий.
В проекте "Смешарики" есть оригинальность и честность, он не похож на другие и не заигрывает с детьми. Создавая проект, мы ориентировались в равной степени и на детей, и на взрослых, понимая, что они будут смотреть "Смешариков" вместе. В каждой серии проекта поднимаются очень важные темы, в том числе и философские. Здесь мы можем говорить, по сути, о развивающей драматургии как о важном элементе содержательной основы проекта.
Можно сказать, что "Смешарики" в каком-то смысле — современное перевоплощение "Винни-Пуха". Художественный руководитель проекта Анатолий Прохоров некоторое время назад даже ввел такой термин — "винни-пуховская философия". Все мы знаем, насколько любимым стал советский "Винни-Пух" Бориса Заходера и Федора Хитрука. В то же время популярен и "Винни-Пух" американский. Популярность персонажа и мультфильма объясняется отсутствием в сюжете героя-антагониста и историей, исключающей тему борьбы добра со злом.
В этом смысле "Смешарики" продолжают эту добрую традицию. "Смешарики" — не про войну и сражение, а про умение находить и видеть в каждом свою оригинальность. На стыке этой оригинальности из-за разницы во взглядах и темпераментах рождаются конфликты и здесь же находят свое решение. По этому принципу построен весь сериал. При этом советская классика, бесспорно, оказала и продолжает оказывать влияние на проект.
Раскадровка серии "Приятные новости"
Почти десять лет мы очень активно занимались развитием "Смешариков", поскольку на момент запуска это был проект-пионер. С одной стороны, мы были первопроходцами, создавшими рынок с нуля. С другой стороны, как и любая компания, прошедшая столь тернистый путь, мы смогли получить максимум от рынка, поскольку подобного масштаба сериальных анимационных проектов до нас не делал никто.
Существовал на тот момент, конечно, всем известный и уважаемый "Союзмультфильм", некоторые проекты которого можно отнести к сериалам (тот же "Винни-Пух" или "Ну, погоди!"), но серии выпускались в лучшем случае по одной в год. Фактически то, что делалось 17 лет, дало нам 17 серий.
Мы же запустили в производство первый анимационный сериал и первыми представили и реализовали широкую лицензионную программу. Успех к проекту пришел где-то через три года: на горизонте 2005/2006 годов "Смешарики" набрали популярность.
С 2011 года мы начали развитие в форме группы компаний, параллельно начав инвестировать в один из ключевых проектов, которым мы сейчас занимаемся, — "Фиксики". Мы сотрудничали со студией Тимура Бекмамбетова, затем инвестировали в анимационную студию Toonbox.
На сегодняшний день нами создана такая структура, в которую входят и анимационная студия, и крупное лицензионное агентство. Шесть лет назад мы заключили эксклюзивное соглашение с американским холдингом Viacom и долгое время являлись мастер-лицензиатом всех брендов телеканалов Nickelodeon и MTV. В настоящий момент мы сосредоточились на своих проектах, так как их число стало слишком большим, чтобы рассеивать внимание.
В 2011 году вышел первый полнометражный фильм "Смешарики. Начало", и это дало старт отдельному направлению деятельности — работе с большим анимационным кино.
В конце 2017 года мы выпускаем в прокат сразу два фильма наших студий: третью часть полнометражной франшизы "Смешарики" студии "Петербург" и первый полнометражный фильм о фиксиках студии "Аэроплан". Кроме того, в 2016 году совместно с ВГТРК мы запустили сериал "Тима и Тома", получивший в этом году приз как лучший анимационный сериал на Фестивале анимационного кино в Суздале. Этот проект я смело могу сравнить с "Чебурашкой и крокодилом Геной", потому что по атмосфере это мир добрых персонажей, на который мы всегда и ориентировались.
Партнером "Рики" стала известная американская компания Shout! Factory, достаточно долго присматривавшаяся к нашему проекту еще во время выхода первого полнометражного фильма.
Я задался вопросом, почему выбор пал именно на наш проект… Один из убедительных, на мой взгляд, аргументов заключается в том, что, несмотря на дублированную версию, нам удалось осуществить качественную локализацию с участием известных американских актеров и создать конечный продукт, который и в США смотрится как свой. Адаптация проекта коснулась имен персонажей, шуток, сюжетов и диалогов.
Многие американские компании, в том числе Disney, при адаптации для России и других рынков нередко заменяют шутки, иногда даже дорисовывают фрагменты и меняют героев. В этом смысле мы сделали то же самое, только в отношении американского рынка. Например, Копатыч — крестьянин в русской версии — превратился в фермера, а Пин — носитель образа немца-технаря — говорит по-английски, но с отчетливым немецким акцентом. Кстати, этот образ как раз таки попал в американскую аудиторию. Совунья в версии для США стала русской бабушкой Ольгой.
Прежде всего нам не хватает кадров. В нашей стране, к сожалению, пока еще слабо развита школа специалистов среднего звена и аниматоров, и подготовка кадров является существенной проблемой для всей отрасли. Кроме того, в России анимационная индустрия находится лишь на стадии зарождения, когда многие компании продолжают искать свою нишу и совершать эксперименты, далеко не все из которых оказываются успешными.
Большой бизнес и крупные инвесторы еще пока только внимательно присматриваются к анимационной отрасли. Больших денег на нашем рынке сейчас еще нет. Мы находимся в ранней индустриальной стадии, которую уже давно прошли наши заокеанские коллеги.
Я могу сказать, что в России за последние годы, в том числе при участии Ассоциации анимационного кино, было сделано очень много шагов в направлении международного развития и продвижения российской анимации на зарубежных рынках. Пока российские компании показывают только первые успехи в этом направлении, но главное — участники рынка в целом получили понимание о работе на зарубежных анимационных рынках как таковых.
Если взять любой удачный кейс известной анимационной компании, это на 100% будет компания, успешная не только на локальном рынке, но и за его пределами. Нам предстоит (и это одна из задач Ассоциации анимационного кино и государства, которое продолжает оказывать поддержку) сделать российскую анимацию одним из успешных экспортных продуктов наравне с другими продуктами, которыми известна наша страна. На мой взгляд, это вполне осуществимая задача.
За последнее десятилетие мы видели, как с нуля рванула корейская и китайская анимация. Россия в этом смысле имеет гораздо более глубокие корни, чем те же Корея и Китай, поэтому у нас есть все шансы решить эту задачу. Чем больше в индустрии будет компаний, создающих проекты для локального рынка и при этом успешно развивающихся на других территориях, тем крепче будет наша анимационная отрасль.
В материале использованы фотографии: группы компаний "Рики", студии компьютерной анимации "Петербург", Юрия Белинского/ТАСС, filmpro.ru.