8 декабря 2023, 11:00
Статья
Сергей Карпухин/ ТАСС

Российский внутренний валовый продукт (ВВП) по итогам года может вырасти сильнее, чем он рос до введения антироссийских санкций. Об этом заявил Владимир Путин на форуме ВТБ "Россия зовет!". В свою очередь и глобальные международные финансовые институты пересмотрели прогнозы по развитию отечественной экономики. Как отмечается в аналитическом обзоре Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, Международный валютный фонд (МВФ) оценивает рост российского ВВП по итогам 2023 года в 2,2%, хотя еще в конце июля ожидал на 0,7% меньше.

О том, чем вызван нынешний позитив и как он отражается на жизни россиян, рассказываем в нашем материале.

Впереди Европы всей

"Россия — крупнейшая экономика Европы и по темпам роста сейчас опережает все ведущие страны Евросоюза", — объявил президент России и добавил, что по итогам года ВВП может вырасти на 3,5% (за 10 месяцев вырос на 3,2%). Этот рост окажется сильней, чем было до введения 11 пакетов санкций против нашей страны.

Похоже, аналогичного мнения придерживаются и международные финансовые структуры — МВФ и Всемирный банк (ВБ), хотя они оперируют более скромными, чем у нашего президента, цифрами. Как следует из прогноза МВФ, который приводится в аналитическом обзоре Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, по итогам 2023 года ВВП России вырастет на 2,2%, хотя еще в конце июля ожидалось, что на 0,7% меньше. В этом своеобразном соревновании Россия опередила все страны, входящие в ЕС, а в мире стала третьей после Бразилии и Турции. Обе эти страны в прогнозе роста ВВП, сделанном в октябре, получили по +1% к предыдущим ожиданиям.

Еще более позитивный (по сравнению со своим же летним) прогноз дал Всемирный банк (ВБ). Если в июне там считали, что ВВП России упадет на 0,2% за год, то в конце октября речь уже идет о приросте на 1,6%. То есть пересмотр прогноза составил +1,8%. В данном обзоре наша страна и вовсе оказалась лидером, обойдя те же Бразилию (+1,4%) и Турцию (+1%).

Как так получилось?

Анализируя "осенний взгляд" международных институтов на российскую экономику, эксперты ИПЭИ РАНХиГС называют его следствием проведения финансовыми властями "стимулирующей бюджетно-налоговой политики, а также устойчивого роста инвестиций и потребления в условиях растущих реальных зарплат". В свою очередь директор практики по работе с компаниями финансового сектора компании "Рексофт Консалтинг" Александр Калякин добавляет, что иностранные прогнозисты даже минувшим летом еще недооценивали те меры, которые принимало российское правительство для поддержания экономической активности населения и бизнеса. "Кроме того, не полностью был оценен фактор имеющихся запасов сырья и материалов. И, по-видимому, плохо просчитана возросшая (в результате ранее вводимых санкций, а также опыта пандемии) гибкость логистических цепочек и возможностей экспорта и импорта через альтернативные каналы, — рассуждает он. — Зато был переоценен эффект от уже введенных на момент составления прогноза и запланированных к вводу санкций". Активную роль государства, своевременно предпринявшего нужные шаги, отмечает и руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая: "Рост в экономике поддерживается последствиями сильного бюджетного импульса конца 2022 — первого полугодия 2023 года, увеличением прибылей компаний, ростом доходов населения и по-прежнему высокими темпами роста кредитования". По ее словам, октябрьская статистика от Росстата показала, что даже повышение ключевой ставки Банка России пока практически не привело к торможению роста экономической активности.

Но что же все эти выводы значат в потребительском смысле? Например, это значит, что в стране много работы и за нее вовремя и щедро платят. Неслучайно в октябре уровень безработицы обновил очередной минимум, опустившись до 2,9%. "Рост занятости означает, что несколько сотен тысяч потребителей (а с домохозяйствами — миллионов) почувствовали рост уверенности в завтрашнем дне из-за роста спроса на труд и снижения безработицы, — говорит Александр Калякин. — Также Минэкономразвития сообщает о росте реальной зарплаты с января по октябрь 2023 года к аналогичному периоду 2022 года на 7,4%, а номинальной — на 13,2%. Да, довольно быстро растет инфляция, но доходы растут еще быстрее".

Впрочем, Ольга Беленькая напоминает и о другом аспекте. По ее словам, с экономической точки зрения слишком низкая безработица создает напряженность на рынке, что в конечном счете сказывается на показателях. "Как сообщает Росстат, в обрабатывающих отраслях увеличивается число руководителей, отмечающих дефицит персонала как одну из основных причин, препятствующих выполнению производственных планов", — поясняет она.

Мировой аттракцион

В 2022 году страны мира ввели почти 3 тыс. новых ограничений на международную торговлю по сравнению с менее чем 1 тыс. в 2019 году, говорится в обзоре ИПЭИ. Последствия этой тактики логично привели к спаду в мировой торговле. По прогнозу МВФ, рост мирового ВВП замедлится и после 3,5% по итогам 2022 года в 2023-м составит 3%. Успехи лидеров по приросту: Индии (+6,3%), Индонезии и Китая (по +5%) не смогли компенсировать показатели аутсайдеров: Аргентины (-2,5%), Германии (-0,5%) и Великобритании (+0,5%).

Еще пессимистичнее оценивает глобальные экономические результаты за 2023 год Всемирный банк. Хотя прогноз на 2023 год осенью был улучшен сразу на 0,4%, он составил всего 2,5% за год.

Затяжное восстановление экономики Китая, возобновившийся рост цен на энергоносители, жесткая монетарная политика во многих ведущих экономиках, сворачивание бюджетной поддержки из-за высоких уровней государственного долга и напряженная геополитическая ситуация — эти негативные факторы продолжают действовать, в связи с чем МВФ и ВБ ухудшили свой прогноз на мировой ВВП в 2024 году. По мнению аналитиков Всемирного банка, мировая экономика вырастет на 2,1%, что на 0,3% меньше, чем ожидалось ими же летом. США при этом окажутся в выигрыше (+0,9% к предыдущему прогнозу), а вот Евросоюзу, наоборот, прогноз понизили на 1%, поскольку устойчивая инфляция и рост стоимости заимствований в сочетании с охлаждением рынка труда оказывают негативное давление на спрос. В свою очередь МВФ прогнозирует: вместо роста на 3% общемировой ВВП прибавит 2,9%. Лидеры и аутсайдеры останутся практически теми же, что и в 2023 году. К первым будут относиться Индия (+6,3%), Индонезия (+5%) и Китай (+4,2%), а ко вторым — Британия (+0,6%), Италия (+0,7%) и Германия (+0,9%)

Что будет дальше

По прогнозам экспертов (как международных, так и отечественных), российская экономика в 2024 году не удержит нынешний темп и вырастет всего на 1,1% (МВФ) или 1,3% (ВБ). Эксперты называют сразу комплекс причин, который может привести к этому, причем как объективных, так и управляемых. Во-первых, в значительной мере исчерпал себя фактор восстановления ВВП после его сокращения (-2,1% в 2022 году, по данным Росстата). "Следует вспомнить и опыт предыдущего десятилетия: до недавних корректировок Росстата средние темпы роста российской экономики не превышали 2% ВВП в год. Дефицит кадров и технологий также будет оказывать сдерживающее влияние, а попытки ускорить рост за счет расходов бюджета способны привести к ускорению инфляции и утрате макроэкономической стабильности", — напоминает Александр Калякин.

Эксперты ожидают, что Банк России продолжит жесткую денежно-кредитную политику, где наиболее наглядным, хотя и далеко не единственным инструментом выступает двукратное повышение ключевой ставки за четыре месяца (с 7,5% в июле до 15% в октябре). В результате кредиты, как потребительские, так и корпоративные, в скором времени могут стать еще дороже, что в свою очередь приведет к замедлению роста потребления в 2024 году. "Ограничения роста со стороны ресурсных возможностей и жесткая денежно-кредитная политика, скорее всего, приведут к существенному торможению роста экономики в будущем году, до 1–1,3%", — прогнозирует Ольга Беленькая. "Не следует забывать и о санкциях — они могут усилиться", — добавляет Александр Калякин. По его мнению, прогноз роста ВВП на 2024 год сегодня находится в довольно широком коридоре от 0,7 до 1,8%. Впрочем, он напоминает, что из-за влияния множества внеэкономических факторов надежность прогнозов сейчас не слишком велика. Как и все последние три года.

Евгений Мазин