"Майские указы". Как реализуются поручения президента

Михаил Метцель/ ТАСС
О ходе реализации указов президента 2012 года и возникающих при этом проблемах – в специальном материале ТАСС

Новая страница 1

7 мая на заседании Комиссии по выполнению "майских указов" 2012 года, президент РФ  Владимир Путин отметил, что "пройдена половина пути, важно подвести промежуточный итог, анализ того, что сделано и не сделано".

Майские указы

11 указов президента были подписаны Путиным  7 мая 2012 г., после вступления в должность президента РФ. В них  были обозначены основные направления развития страны. Документы, за которыми впоследствии закрепилось название "майские указы", касаются экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования государственного управления, развития Вооруженных сил.

Среди целевых показателей, которые запланировано достичь к 2018 г: рост реальной зарплаты в 1,5 раза, обеспечение доступным жильем 60% семей, создание 25 млн "высокопроизводительных" рабочих мест, рост в 1,5 раза производительности труда, переоснащение армии на 70%.К 2017 г. предписывалось увеличить объем инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП). В рамках реализации указов правительству необходимо было исполнить 218 поручений, в том числе в 2012-2013 гг. - 131, а в последующие семь лет - 87. 11 июля 2012 г. указом президента для контроля за выполнением указов была создана Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. Ее возглавил Владимир Путин.

"Оценивать качество реализации этих указов нужно, конечно, не по числу принятых решений, документов и даже законов, а по тому, как меняется жизнь наших граждан, насколько улучшаются условия ведения бизнеса, изменилось ли состояние социальных отраслей и т.д.", - отметил Путин.

Президент призвал федеральные и региональные власти не просто реализовывать "майские указы", но делать это не формально. Сводный отчет о состоянии исполнения "майских указов" правительство РФ публиковало пять раз: в мае, августе и декабре 2013 г, в мае 2014 г, и в мае 2015 года. Ранее, сегодня, пресс-служба  правительства сообщила, что кабмин  на 80% выполнил поручения, которые, должны быть реализованы к сегодняшнему дню.

О ходе реализации указов и возникающих при этом проблемах – в специальном материале ТАСС. 

11 указов: отчет правительства-2015 

11 указов: коррекция планов и региональные проблемы

11 указов: критика хода исполнения

 

Новая страница 2

11 указов: отчет правительства-2015 

Как сообщила пресс-служба правительства 7 мая, в настоящий момент выполнено и снято с контроля 137 поручений - 81,5% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени.

В кабмине отметили, что "в настоящее время на исполнении находится 81 поручение".  "В это число входят поручения, не выполненные в первоначально установленные сроки - для них установлены новые сроки исполнения либо определена периодичность представления докладов, т.е. они переведены в "длящийся" режим", - пояснили в правительстве.

Из 81 находящегося на исполнении поручения до конца года правительству предписано отчитаться по 19. Причем по 11 поручениям доклады об исполнении уже находятся на рассмотрении президента РФ, отметили в кабмине.

По 43 поручениям сроки отчетов наступят в 2016 - 2020 годах, а по еще 19 поручениям определен не конечный срок исполнения, а ежеквартальная, полугодовая или годовая периодичность представления докладов.

Из поручений, остающихся на исполнении, наибольшее количество находится в Минэкономразвития (19), Минобрнауки (14), Минтруде (10), Минстрое и Минобороны (по 9).

В правительстве отметили, что "по 43 поручениям из числа снятых с контроля министерствами обеспечивается мониторинг их последующей реализации, в том числе по таким вопросам, как уровень оплаты труда бюджетников, движение электронной очереди в детсады, достижение целевых показателей в сферах образования, науки, здравоохранения и культуры, обеспечение системы здравоохранения медицинскими кадрами, улучшение качества предоставления услуг в сфере ЖКХ, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, увеличение производительности труда".

Новая страница 3

11 указов: коррекция планов и региональные проблемы

На заседании Комиссии в четверг глава государства потребовал выискивать резервы и применять нестандартные решения для выполнения задач, сформулированных в "майских указах", подчеркнув, что "трудности текущего этапа должны стать дополнительным стимулом для поиска резервов и нестандартных решений, для более рачительного, акцентированного использования средств".

Корректировка бюджета-2015

Согласно поправкам Министерства финансов РФ в федеральный бюджет 2015 года, бюджетные ассигнования на реализацию "майских" указов президента на 2015 год могут сократиться на 152,9 млрд рублей, или на 20,7% по сравнению с прежней редакцией бюджета текущего года - с 738,5 млрд до 585,6 млрд рублей.

Расходы на повышение зарплаты отдельным категориям работников сокращаются на 2,8 млрд - до 66,7 млрд рублей, при этом половина этого сокращения приходится на зарплаты медработников (сумма допассигнований снижена до 12,9 млрд рублей).

Дотации регионам для компенсации расходов по повышению зарплат бюджетникам сокращаются на 20 млрд рублей - до 60 млрд рублей.

Имущественный взнос в Фонд ЖКХ будет сокращен на 4 млрд рублей, до 46,9 млрд рублей. Расходы на развитие Сибири и Дальнего Востока предлагается сократить на 22,2 млрд рублей - до 54,7 млрд рублей.

"Возможно, для решения некоторых задач (в указах) в силу объективных обстоятельств необходимо и больше времени, - признал Путин. - Но повторяю: резервы надо искать, они у нас есть".

В то же время достигнутые при выполнении "майских указов" результаты, в частности, по повышению зарплат, должны быть сохранены, считает президент РФ.

"По тем направлениям, где достигнуты целевые показатели - например, по заработным платам, мы обязаны эту планку держать. Никакого отката назад быть не должно", - сказал Путин. Глав государства также назвал недопустимым минимизацию задач, поставленных в указах.

Ранее, в апреле, выступая на медиафоруме ОНФ,  Путин указал, что указы могут быть скорректированы с точки зрения срока их выполнения, но намеченный ими результат все равно должен быть достигнут.

Путин призвал руководителей соответствующих ведомств не расслабляться "и не ссылаться ни на какие сложности", а выполнять то, что изложено в указах.

Проблемы регионального уровня

Вместе с тем, как утверждают представители региональной власти, не во всех субъектах РФ есть реальная возможность выполнить все указы из-за недостатка в финансировании региональных бюджетов и их слабой доходной части.

По состоянию на 1 февраля 2015 г., государственный долг регионов составил 2,14 трлн рублей. По оценке министра финансов РФ Антона Силуанова, дефицит бюджетов субъектов РФ может составить в 2015 г. порядка 600 млрд рублей.

В апреле 2014 г. глава Счетной палаты Татьяна Голикова подтвердила, что региональным властям не хватает средств для реализации указов и они нуждаются в дополнительной помощи федерального бюджета.

В ноябре 2014 года Общероссийский народный фронт (ОНФ) раскритиковал ряд регионов, в том числе Северную Осетию, Архангельскую, Ивановскую, Калининградскую области и Хабаровский край за плохое выполнение президентских поручений. 

Новая страница 4

11 указов: история вопроса

7 мая 2013 г. Владимир Путин на совещании в Кремле подвел итоги первого года реализации президентских указов. Исполнение указов, также, контролируется на федеральном и региональном уровнях.

На тот момент было выполнено в установленные сроки 111 поручений (73%).

Глава государства заявил, что за неисполнение указов нужна "публичная, политическая, персональная ответственность, в том числе каждого члена правительства".

После совещания вице-премьер Владислав Сурков, который курировал реализацию задач президента, подал прошение об отставке по собственному желанию, и президент удовлетворил его просьбу.

К 1 декабря 2013 г. было выполнено 115 поручений, на исполнении находилось 103 поручения, в том числе с установленным сроком исполнения: в 2013 г. - 16, в 2014 г. - 22, в 2015-2020 гг. - 49.

По 16 поручениям конечный срок исполнения определен не был.

23 декабря 2013 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Путин заявил, что "не все регионы активно включились в работу над выполнением указов 2012 г. Где-то виной этому объективные причины, а где-то налицо явные упущения и промахи".

Глава государства отметил, что выполнен (на 95-93%) единственный целевой показатель - рост заработной платы во всех звеньях образовательной системы. Самой сложной была названа ситуация с расселением аварийного жилья (выполнено на 4%).

24 апреля 2014 г. правительство РФ скорректировало 34 госпрограммы, в которые вошли 55 показателей, содержащихся в "майских указах", а также 88 дополнительных индексов, обеспечивающих выполнение намеченных задач. Параметры госпрограмм были приведены в соответствие с федеральным бюджетом и скорректированы с учетом изменившейся макроэкономической ситуации.

По состоянию на 30 апреля 2014 г. было исполнено и снято с контроля 121 поручение. На рассмотрении в Администрации президента РФ находились доклады об исполнении 17 поручений, главе государства были представлены 559 докладов.

"В работе" находились 97 поручений, в том числе с установленным сроком исполнения: в декабре 2013 г. - 3 поручения (доклады об исполнении находились на рассмотрении в администрации президента РФ), с завершением в 2014 г. - 25, в 2015 г. - 13, в 2016-2020 гг. - 39. Остальные - без срока исполнения. Из этих 97 поручений 22 находились в Минэкономразвития, 16 - в Минобрнауки, 15 - в Минрегионе, 14 - в Минстрое, 11 - в Минтруде, десять - в Минобороны и еще девять поручений - в других ведомствах. По 36 поручениям был установлен мониторинг их последующей реализации. На протяжении последующего года правительство об итогах деятельности по "майским указам" не отчитывалось.

В 2014 г. глава государства провел серию совещаний с членами правительства, неоднократно встречался с главами субъектов РФ. За недостаточно эффективную работу по исполнению "майских указов" в разное время были подвергнуты критике президента РФ, а затем лишились своих постов чиновники разного уровня.

В их числе министр регионального развития РФ Олег Говорун; губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин; министр РФ по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев; губернаторы Курганской и Волгоградской областей Олег Богомолов и Сергей Боженов.

2 апреля 2014 г. в нижнюю палату был внесен законопроект, предполагающий внесение изменений в статью 293 УК ("Халатность"), предусмотрев в ней уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, поручений и распоряжений президента.

19 июня 2014 г. законопроект был отозван после того, как Совет Госдумы счел данные меры сомнительными с точки зрения правовой обоснованности.