ВОЛГОГРАД, 9 июля. /ТАСС/. Замороженные ранее в банке "ВТБ Франция" по иску ЮКОСа счета российских компаний разблокированы. Об этом сообщил журналистам в Волгограде президент-председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов.
"Все требования были опротестованы, и буквально в течение одного дня счета были разблокированы", - уточнил Задорнов.
Информацию об аресте счетов российских компаний во французской "дочке" ВТБ (VTB Bank (France) SA) президент банка подтвердил 18 июня. За несколько дней до этого бельгийские судебные приставы направили ряду российских компаний, работающих на территории страны, а также банкам, обслуживающим их, предписание в 15-дневный срок представить список активов, которыми эти компании распоряжаются, для последующего исполнения решения третейского суда в Гааге, принятого в июле 2014 года.
Решение третейского суда
Тогда постоянная палата третейского суда обязала Россию выплатить почти 50 млрд долларов компаниям, аффилированным с бывшими акционерами компании.
Суд решил, что действия России в отношении ЮКОСа можно расценить как экспроприацию инвестиций, нарушающую 45-ю статью Энергетической хартии, которую Россия подписала, но не ратифицировала. Наибольшую сумму - 39,97 млрд долларов - должен получить кипрский офшор Hulley Enterprises Limited, связанный с бывшим контролирующим акционером ЮКОСа Group Menatep Limited (впоследствии переименован в GML), говорится в решении суда по одному из трех исков. Выплата еще 8,2 млрд долларов присуждена кипрской Veteran Petroleum, которая выполняла роль пенсионного фонда бывших сотрудников ЮКОСа. Размер компенсации для зарегистрированного на острове Мэн офшора Yukos Universal Limited суд определил в размере 1,9 млрд долларов.
Россия уже высказала категорическое несогласие с этим решением третейского суда в Гааге.
Как говорилось в заявлении Минфина в конце июля прошлого года, выводы суда вступают в прямое противоречие с заключениями составов двух палат Европейского суда по правам человека. По мнению Минфина, ЕСПЧ дважды заключил, что ЮКОС совершил масштабное уклонение от уплаты налогов, руководство компании знало об имевших место нарушениях, доначисление практически всех налогов в адрес компании было законным и правомерным, ЮКОС не был подвергнут дискриминации, а также, что действия российских государственных органов не носили политический характер. Кроме того, по мнению Минфина, третейский суд в Гааге не обладал соответствующей юрисдикцией для принятия такого решения.