2 октября 2015, 00:57
Банкротство "Трансаэро"

"Трансаэро" не улетела от банкротства

Сергей Бобылев/ ТАСС
По мнению эксперта, денег на текущее поддержание деятельности авиакомпании нет ни у "Трансаэро", ни у "Аэрофлота"

МОСКВА, 2 октября. /Корр. ТАСС Андрей Ковалевский/. "Аэрофлот", который в начале сентября взял под управление авиакомпанию "Трансаэро" с долгом в 250 млрд рублей, после проведенного совета директоров отказался от покупки акций перевозчика. По словам источника ТАСС, все решения, принятые на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева и на совете директоров "Аэрофлота" по "Трансаэро" - отказ Аэрофлота" от оферты, остановка продажи авиабилетов - неминуемо со временем приведут к остановке операционной деятельности авиакомпании. "По сути, это означает плановое банкротство перевозчика", - говорит он.

Семейных акций не хватило

Совет директоров "Аэрофлота" 3 сентября 2015 года по директиве Минэкономразвития РФ одобрил покупку 75% плюс 1 акция "Трансаэро", задолжавшей около 250 млрд рублей кредиторам и контрагентам, за символический 1 рубль. 7 сентября "Трансаэро" перешла под операционное управление "Аэрофлота". Сделку намечалось завершить в конце сентября. Но собрать акции для продажи "Аэрофлоту" к запланированному 28 сентября акционеры так и не успели.

Консолидатором в рамках оферты выступал один из совладельцев авиакомпании Александр Плешаков. Его жена - Ольга Плешакова и дочери передали ему свои доли в авиакомпании. В то же время из состава акционеров вышла председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина (мать Плешакова - прим. ред.), которая владела 3% акций "Трансаэро". Но этих акций не хватило, чтобы собрать необходимый пакет, в итоге оферта была сорвана. Другие миноритарии расставаться со своими акциями не спешат. Кроме того, как писал "Коммерсантъ", 25% акций находятся в залоге у ВТБ. Как заявил на днях заместитель министра транспорта Валерий Окулов, теперь у "Аэрофлота" появляется развилка, как поступить с офертой - продлить изменить или вовсе не принять.

Подготовка почвы

Примерно в это же время начались разговоры о банкротстве "Трансаэро". Срок оферты по покупке компании "Аэрофлотом" истек, пакет акций не был консолидирован, судьба "Трансаэро" будет зависеть от решений кредиторов, сказал министр транспорта Максим Соколов. Он добавил, что не исключает банкротства перевозчика.

Не исключил банкротства авиакомпании и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, который изначально ратовал за продажу перевозчика "Аэрофлоту". При этом Шувалов подчеркнул, что в первую очередь необходимо руководствоваться не спасением компании, а судьбой работающих в ней людей.

Источники ТАСС в банковских кругах говорили, что переговоры о реструктуризации долга ни к чему не привели. Источник в Сбербанке, например, сообщил, что окончательного решения по долгу авиакомпании "Трансаэро" перед Сбербанком пока не принято. Банк МФК вообще считает нецелесообразным банкротство "Трансаэро", учитывая масштабы и объем бизнеса компании, социальную значимость и задолженность перед ведущими кредитными учреждениями. Решение правительства РФ о банкротстве "Трансаэро" вызовет проблемы у "ВЭБ Лизинга" как одного из основных лизингодателей этой авиакомпании, сообщил ТАСС источник в авиационной отрасли и подтвердил источник в банковской сфере.

Но, несмотря на противоречия, решение о банкротстве "Трансаэро", по информации ТАСС, все равно считалось единственным выходом из сложившейся ситуации. Принять его планировалось 1 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.

В принципе, "Трансаэро" была успешной компанией, и вдруг происходит банкротство, надо разбираться, и "Аэрофлот", думаю, будет настаивать на объективном расследовании
Анатолий Аксаков
председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

По словам министра транспорта Максима Соколова, банки и другие финансовые кредиторы не смогли прийти к консолидированному решению по реструктуризации существующей задолженности "Трансаэро" и дальнейшему взаимодействию. "Сегодня нет решения о выделении дополнительной финансовой поддержки со стороны государства. Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, когда компания не может выполнять свои финансовые обязательства", - сказал он.

Более того, сам "Аэрофлот", который весь сентябрь ежесуточно тратил на поддержание деятельности "Трансаэро" порядка 200 млн рублей, принял решение прекратить оплату заправки самолетов "Трансаэро" с 00:00 2 октября. Соответствующее письмо "Аэрофлот" разослал аэропортам.

В четверг аэропорт турецкого города Анталья из-за долгов не выпустил три чартерных рейса "Трансаэро" в Москву, Омск и Екатеринбург. "Не выпускали около 700 пассажиров. И это только первый звоночек. В Анталью "Трансаэро" ежедневно выполняет семь рейсов. Другие аэропорты тоже спохватятся", - рассказал ТАСС источник, знакомый с ситуацией.

Плавное банкротство

После совещания у премьера Медведева министр транспорта Соколова сообщил, что Росавиация уже направила уведомление "Трансаэро" о запрете продажи билетов, хотя лицензия пока не отозвана. "Мы считаем, что компания не может в дальнейшем осуществлять политику в части продажи билетов на рейсы, которые она осуществляла до настоящего времени, - сказал Соколов журналистам. По его словам, фактически вопрос финансового оздоровления и решение всех вопросов, связанных с кредитной задолженностью, находится в активной стадии. "То есть мы не говорим об остановке работы компании Трансаэро", - сказал Соколов.

Между тем, источник ТАСС в авиационных кругах сообщил, что принципиальное решение о банкротстве "Трансаэро" принято. Даже несмотря на то, что министр транспорта РФ сообщил, что исков от кредиторов "Трансаэро" о банкротстве авиакомпании пока нет. Процедуру банкротства запускать могут не только кредиторы, но и сама компания.

Прямо о банкротстве сейчас не говорят ни чиновники, ни "Аэрофлот". "Аэрофлот гарантирует выполнение обязательств перед пассажирами "Трансаэро": пассажирам будет обеспечена перевозка или возврат денежных средств в случае, если перевозка будет отменена", - заявил гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, слова которого передала пресс-службе авиакомпании. Совет директоров разрешил менеджменту "Аэрофлота" использовать собственные средства ПАО "Аэрофлот" для нормализации ситуации с "Трансаэро" в рамках установленных лимитов.

Между тем, как сообщил ТАСС источник в одном из банков-кредиторов, "Аэрофлот" сможет получить активы "Трансаэро" после процедуры банкротства. "Банки-кредиторы проведут реструктуризацию. После завершения процедуры банкротства "Аэрофлот" сможет получить все активы "Трансаэро". "Аэрофлот" - наиболее очевидный покупатель, кто еще. И не надо бояться процедуры банкротства", - сказал собеседник.

Надежда на государство

"Целый месяц затяжки вопроса по банкротству "Трансаэро" ни к чему хорошему не привел", - говорит редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров. Решение все равно пришлось принимать, и теперь важно, чтобы банкротство прошло плавно. По его мнению, если о банкротстве говорить открыто, аэропорты, заправщики, и другие поставщики услуг сразу откажутся обслуживать авиакомпанию без предварительной оплаты. "Самолеты авиакомпании встанут массово, ее деятельность окажется парализованной", - говорит Гусаров.

По мнению эксперта, денег на текущее поддержание деятельности авиакомпании нет ни у "Трансаэро", ни у "Аэрофлота". Между тем, переговоры Минтранса и Росавиации о перевозках пассажиров "Трансаэро" самолетами S7, "Уральских авиалиний" и "Таймыра" пока ни к чему не привели. Об этом ТАСС сообщил источник, знакомый с ходом переговоров. "Разговор был предварительный. В случае банкротства "Трансаэро" цепная реакция неминуема: рейсы отменят, и нужно будет обеспечить вывоз пассажиров. Но авиакомпании должны понимать, какую компенсацию или премию они получат", - сказал он.

"Избежать коллапса, - а билеты "Трансаэро" купили 1,5-2 млн человек - реально только в случае, если государство возьмет на себя финансовые обязательства. Минтранс обязан разработать программу предотвращения мгновенной остановки авиакомпании", - говорит Роман Гусаров из Avia.Ru.