МОСКВА, 17 марта. /корр. ТАСС Алина Евстигнеева/. Российское правительство стоит перед рядом сложных решений, которые должны сбалансировать бюджет Пенсионного фонда и предотвратить кризис пенсионной системы. По мнению чиновников и экспертов, решить такую задачу можно только за счет непопулярных или дорогих решений, таких как повышение пенсионного возраста или ставок социальных взносов, отказ от льгот или от накопительной пенсии.
Трансферт ПФР в 2016 году составляет 1,8 трлн руб. - это 13% от всех расходов бюджета. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин оценил такое положение дел как неудовлетворительное в ходе Пенсионного конгресса. По его мнению, разбалансировка пенсионной системы - это проблема №1 среди всех структурных вызовов для России.
Из-за демографического кризиса нынешний уровень бюджетных вливаний в ПФР не позволит в ближайшие годы сохранить ту долю от зарплаты, которую граждане получают на пенсии. Сейчас этот коэффициент замещения составляет 38% при рекомендованном минимальном уровне в 40% и в ближайшие 15-20 лет он снизится до 28%, прогнозирует Кудрин.
"Если бы мы сегодня поставили задачу не отступать от нынешнего уровня коэффициента замещения, то мы должны будем увеличить бюджетный трансферт ПФР примерно с 2,1% до 3% ВВП", - подсчитал он. Такой трансферт в условиях рецессии и бюджетного дефицита невозможен. Таким образом, необходимо экономить.
Победа соцблока
Судьба накопительной пенсии может быть определена в апреле, когда Минфин представит свое видение бюджета на следующую трехлетку. Мораторий на передачу пенсионных накоплений в НПФ вводился уже три года подряд и, по мнению большинства участников дискуссии, в этот раз должно быть принято решение не на один год, а окончательное.
Фактически это вопрос: будет накопительная пенсия или нет. До моратория 6% от фонда оплаты труда шли в НПФ или ВЭБ (у "молчунов") в качестве пенсионных накоплений граждан, после - все 22% направляются в солидарную систему на выплаты текущим пенсионерам. Это позволяет несколько лучше балансировать бюджет ПФР, но вызывает нехватку "длинных" денег в экономике, которые НПФ могли бы вложить в реальный сектор.
По информации РБК и Reuters, главные апологеты обязательной накопительной пенсии - Минфин и Центробанк - теперь кардинально изменили свою позицию и готовят предложения по плавному переходу к добровольной накопительной, которая предполагает самостоятельное накопление гражданами себе на старость. Это позволит снизить бюджетный трансферт ПФР на 300-400 млрд руб. ежегодно.
Минфин и ЦБ официально отказались подтвердить или опровергнуть факт подготовки таких предложений. В правительстве только Минэкономразвития продолжает публично защищать накопительную пенсию в ее обязательном формате. "Очень хочется верить, что в очередном году такого решения не случится", - прокомментировал очередную "заморозку" замглавы МЭР Николай Подгузов.
Позицию Минэкономразвития разделяет Кудрин. "Я считаю, что нельзя уходить от обязательного накопительного элемента", - заявил он. По мнению Кудрина, вопрос создания эффективной добровольной накопительной системы потребует времени, поскольку сопряжен с созданием новой инфраструктуры, а также качественно нового уровня развития финансовой грамотности и культуры.
Социальный блок, несколько лет выступающий за отказ от обязательной накопительной компоненты, готов "категорически поддерживать все предложения, направленные на развитие накопительной пенсии, прежде всего в ее добровольном формате", заявил замглавы ПФР Николай Козлов. Он поспорил с Кудриным о степени интереса россиян к такой системе. По мнению Козлова, интерес может быть довольно высоким, если серьезно заняться развитием системы.
Мотивировать граждан копить на пенсию самостоятельно, можно было бы за счет налоговых льгот, считает Кудрин, например, по налогу на доходы физлиц, ставка которого сейчас составляет 13%.
Решений нет
Пока никаких решений о пенсионной системе не принято - это подчеркивают как финансово-экономическом, так и в социальном блоке. Речь идет о целом наборе решений - манипуляции с одним только накопительным компонентом решить структурную проблему не могут. По мнению Кудрина, сбалансировать систему может, прежде всего, повышение пенсионного возраста, хотя удачный момент для этого шага упущен. "В 2010 году пенсия была повышена на 50% в течение одного года. Тогда был самый удобный момент для перехода к повышению пенсионного возраста. Это было бы воспринято обществом достаточно сбалансировано", - уверен он. Повышение пенсионного возраста, скорее всего, не случится до выборов.
Другим способом балансировки является повышение нагрузки на фонд оплаты труда, который сейчас составляет для бизнеса 30% (из которых 22% - направляются в ПФР, 2,9% и 5,1% - в ФСС и ФОМС). Ставка в 30% является льготной, с 2018 года она прекращает действовать, и нагрузка вырастает до 34%. Впрочем, министр финансов РФ Антон Силуанов дал понять, что льгота, скорее всего, будет продлена, а значит, балансировать ПФР придется за счет других решений.
"У нас пенсионная система была расчетно сбалансирована при ставке страховых взносов в 34%. Об этом никто сейчас почему-то не вспоминает, но с 2018 года льгота 30% прекращается и должны действовать ставки взносов в 34%. Это по законодательству. Конечно, мы сейчас понимаем, что это серьезное увеличение налоговой нагрузки. Наверно, мы на это не пойдем", - сказал министр.
Отказ от льгот - еще один способ снизить трансферт ПФР. "В этой системе слишком много льгот, включая досрочный выход на пенсию, льготные отрасли и категории граждан", - считает Силуанов.
По информации "Ведомостей", Минфин предлагает отменить порог годовой зарплаты, выше которой не взимаются страховые взносы. Сейчас она составляет 796 тыс. руб. Министр финансов сообщил, что повышение страховых взносов сверх этого порога годового дохода "нужно просчитывать", причем этот вопрос пока отдельно не обсуждается.
Наконец, необходимо решить вопрос о том, как будет индексироваться пенсия в ближайшие годы. Пока денег в бюджете на индексацию по фактической инфляции (11,9% в этом году, 7-9% в следующем) нет. По мнению Кудрина, в ближайшие годы пенсии будут расти незначительно и проигрывать инфляции. Пока в 2016 году пенсии индексировались на 4%, однако правительственный план поддержки экономики допускают возможность повторной индексации во второй половине года при наличии средств.
"Когда говорилось о дополнительной индексации, говорилось о том, что если условия будут благоприятными, если исполнение бюджета будет успешным. Сегодня мы, конечно, видим еще меньше возможностей для дополнительной индексации. У нас нет таких ресурсов", - уверен экс-глава Минфина.