МОСКВА, 6 мая. /ТАСС/. Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд при реализации консервативного прогноза будут полностью израсходованы к концу 2019 года. При этом само министерство считает необходимым сохранить объем фондов не менее 2 трлн рублей к концу 2019 года. Об этом сообщается в социально-экономическом прогнозе РФ.
"В консервативном варианте использование средств Фонда национального благосостояния в целях балансировки федерального бюджета начнется уже с 2017 года. Минэкономразвития России исходит из необходимости сохранить объем фондов не менее 2 трлн рублей к концу 2019 года. Вместе с тем по консервативному варианту ресурсы бюджетных фондов к концу 2019 года будут полностью исчерпаны", - говорится в документе.
Кроме того указывается, что во всех вариантах прогноза наблюдается дефицит федерального бюджета на протяжении всего прогнозного периода, что потребует мобилизации всех доступных ресурсов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом прогноз предусматривает финансирование дефицита федерального бюджета до 2019 года за счет использования средств суверенных фондов.
Экспорт газа
Экспорт газа в дальнее зарубежье в текущем году сократится на 0,8% по сравнению с 2015 годом - до 184 млрд куб. м в связи с намерениями стран Евросоюза снизить зависимость от импорта российского газа замещением газа другими видами топлива, в том числе углем и возобновляемыми источниками энергии. "При этом в условиях сложившихся взаимоотношений с Украиной поставки российского газа на Украину в 2016 году оцениваются не выше 11 млрд куб. м", - говорится в документе.
Россия увеличит объем добычи нефти в 2016 году до 538 млн тонн. Министерство также рассчитывает, что в этом году произойдет снижение экспорта нефти на 0,6%.
"В 2016 году объем добычи нефти оценивается на уровне 538 млн тонн, при этом, несмотря на экономическую привлекательность экспорта нефти по сравнению с нефтепродуктами из-за принятого "налогового маневра", ожидается снижение экспорта нефти (99,4% к 2015 году), что обусловлено тенденциями мировой конъюнктуры на рынке нефти", - говорится в прогнозе.
Кроме того, в базовом прогнозе МЭР добыча нефти РФ в 2019 году сократится до 532 млн тонн.
В 2015 году добыча нефти в РФ составила 534 млн тонн нефти.
Индексация тарифов на газ для промышленности
Правительство закладывает на 2017-2019 годы индексацию тарифов на газ для промышленности на уровне 2% ежегодно. Индексация тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам будет осуществлена тоже на уровне 2% ежегодно. Для населения в этот период индексация тарифов на газ составит 3% ежегодно.
При этом в прогнозный период будут внесены изменения в Методику расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, позволяющие более точно осуществить распределение затрат на транспортировку газа на экспорт и внутренний рынок.
В прогнозный период в целях стимулирования роста потребления газа в РФ целесообразно разработать механизм расширения пропускной способности участков Единой системы газоснабжения, предусматривающий первоочередной порядок таких инвестиций со стороны ее собственника, говорится в документе.
В макропрогнозе также отмечается, что индексация тарифов на электроэнергию на оптовом рынке в 2017 г. составит 7,5%, в 2018 и 2019 гг одинаково - 5,5-6,5%. "Превышение роста цен на оптовом рынке уровня инфляции в 2017 году в основном обусловлено продолжением ввода новой мощности по договорам о предоставлении мощности", - отмечается в документе.
По предварительной оценке, в 2017 году конечные цены на электроэнергию на розничном рынке вырастут для всех категорий потребителей на 7,1 % в среднем за год, в 2018 году - на 5,4-5,9%, в 2019 году рост цен на электроэнергию составит 5,1-5,6%.
Индексация тарифов на грузовые и пассажирские перевозки составит в 2017 году 4,5%, в 2018 г. - 4,5%, в 2019 г. - 4,2%.
Добыча угля
Объем добычи угля в 2016 году ожидается на уровне 375 млн тонн, что на 0,8% выше, чем в прошлом году. "В 2016 году добыча угля оценивается на уровне 375 млн тонн (100,8% к 2015 году), при этом объем угля для коксования составит 83 млн тонн (101% к 2015 году)", - говорится в обзоре.
Уточняется, что внутриреспубликанское потребление ожидается на уровне 200 млн тонн, экспорт угля в 2016 году с учетом внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения потребностей внутреннего рынка и транспортных возможностей составит 158 млн тонн, что на 1,3% больше, чем в 2015 году.
Согласно прогнозу, инвестиции в добычу угля сократятся. Однако девальвация рубля является положительным фактором увеличения экспорта угля, что, возможно, отразится на активизации инвестиционного климата. Среднегодовые темпы роста объемов инвестиций в угольную отрасль в 2017-2019 годах составят 101,9%.
С учетом текущих тенденций спроса на уголь на внешнем рынке по базовому варианту прогнозируется увеличение добычи угля к 2019 году до 385 млн тонн, при этом объем экспорта угля увеличится до 165 млн тонн благодаря проводимой в стране политике по развитию морской портовой инфраструктуры.
Прогноз развития угольной промышленности до 2019 года разрабатывался с учетом продолжающейся реализации комплекса мер по стабилизации ситуации в угольной отрасли, предусматривающего модернизацию действующих предприятий на 31 основе инновационных технологий; создание новых центров угледобычи, а также системы планомерного выбытия неэффективных мощностей; развития внутреннего рынка угольной продукции, в том числе углехимии, и укрепления позиций России на мировом рынке.
Экспорт нефтепродуктов
Экспорт нефтепродуктов из РФ в 2016 году по базовому сценарию развития может составить 170 млн тонн, что на 1% меньше, чем в 2015 году.
В прогнозе отмечается, что в 2017 году этот показатель может составить 163 млн тонн, что на 5% ниже 2015 года, когда экспорт составил 171,5 млн тонн. В 2018 году ожидается дальнейшее снижение экспорта нефтепродуктов до 155,5 млн тонн, в 2019 году - до 147,5 млн тонн. "Прогнозируемое сокращение производства нефтепродуктов обусловлено не только снижением потребления топочного мазута в ЖКХ и переориентацией нефтяных компаний в действующих налоговых условиях с экспорта "темных" нефтепродуктов на более привлекательный экспорт нефти, но и плановой оптимизацией объемов переработки с учетом внутреннего спроса. Объем первичной переработки нефти уменьшится к 2019 году по сравнению с 2015 годом в базовом варианте на 11,2 млн тонн", - сообщается в документе.
Поясняется, что с учетом обеспечения внутреннего рынка моторными топливами в условиях кризисных явлений в экономике и снижения привлекательности экспорта "темных" нефтепродуктов, при высокой конкуренции на мировых рынках нефтепродуктов и снижении потребления, объем экспорта нефтепродуктов в 2016 году снизится на 1,5 млн т относительно предыдущего года, а к 2019 году указанная разница составит 17,0 млн тонн. "После стагнации внутреннего потребления нефтепродуктов в 2016 году, начиная с 2017 года, прогнозируется его умеренный рост", - говорится в прогнозе, и добавляется, что в структуре экспорта нефтепродуктов будет происходить замещение "темных" нефтепродуктов "светлыми" нефтепродуктами, при этом прогнозируется рост экспорта дизельного топлива.
Также Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее снижение инвестиций в производство нефтепродуктов в 2016 году, начиная с 2017 года, ожидается небольшой рост. Объем инвестиций нефтяных компаний в 2015 году в нефтепереработку составил 214 млрд рублей, что на 26% меньше показателя 2014 года - порядка 290 млрд рублей.
Ранее замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов сообщил журналистам, что объем переработки нефти в России с начала текущего года сократился на 3,5%, но потребности в нефтепродуктах удовлетворяются. Молодцов также заявлял, что ожидаемый объем переработки нефти в 2016 году составит около 280 млн тонн.
По данным Росстата, в России в 2015 г. первичная переработка нефти составила 287 млн т, что на 2,7% меньше, чем в 2014 г.
Сокращение неэффективных расходов бюджета
Минэкономразвития РФ предлагает придерживаться положения о сокращении расходов федерального бюджета в реальном выражении не менее чем на 5% ежегодно не только в 2017 году, но и в 2018-2019 годах за счет сокращения неэффективных затрат.
В документе отмечается, что бюджеты бюджетной системы РФ в среднесрочной перспективе являются с финансовой точки зрения сбалансированными по всем вариантам макропрогноза (базовый, целевой, консервативный), расходы в полном объеме обеспечены доходами и источниками финансирования дефицита.
Все варианты прогноза предполагают существенное снижение доходов федерального бюджета относительно проектировок, учтенных при подготовке утвержденного закона о федеральном бюджете на 2016 год. "Решение складывающейся ситуации не будет переложено на увеличение налоговой нагрузки - учитывается мораторий на повышение налоговых и таможенных ставок сверх установленных действующих законодательством", - отмечается в макропрогнозе.
По всем вариантам прогноза наблюдается дефицит федерального бюджета на протяжении всего прогнозного периода, что потребует мобилизации всех доступных ресурсов бюджетов бюджетной системы РФ, говорится в документе.
Вклад ослабления рубля в инфляцию
Вклад ослабления рубля в инфляцию в 2016 году в РФ составит 1,3-1,5 процентных пункта против 5,8 процентных пункта в 2015 году. При этом укрепление рубля в 2017 году будет способствовать снижению инфляции в РФ на 0,2-0,1 процентных пункта.
Согласно прогнозу, инфляция в 2016 году составит 6,5% против 12,9% в 2015 году, в 2017 году замедлится до 4,9%. При этом среднегодовой курс валюты в 2016 году ослабнет до 67,2 руб/долл с 61 руб/долл, в 2017 укрепится до 64,8 руб/ долл.
"Сдерживать рост цен также будет происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократилась почти в 1,5 раза, и влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию стало значительно слабее", - объясняется в документе.
В 2017 году замедление инфляции продолжится, но более умеренными темпами по сравнению с предшествующим годом. Основное сдерживающее влияние на рост инфляции будут оказывать проведение умеренно-жесткой денежной и бюджетной политики, дальнейшее укрепление рубля, говорится в макропрогнозе.
Учет сохранение антироссийских санкций
Макропрогноз российского правительства на 2017-2019 годы исходит из сохранения санкций в отношении РФ со стороны США и ЕС. "Прогноз рассматривает развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения к России на протяжении всего прогнозного периода санкционного режима со стороны ЕС и США, поддерживающего жесткие ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала, и ответных экономических мер", - говорится в документе.
В макропрогнозе также называются риски для российской экономики. С точки зрения финансовых ресурсов возможен риск двух типов, отмечает правительство.
"С одной стороны, он может быть связан с их внутренней нехваткой и сложностью привлечения заемных средств. С другой стороны, риск заключается в недостаточной эффективности использования финансовых средств или в возможных ограничениях на их инвестирование в определенные отрасли (из-за санкций)", - говорится в документе.
Производство сельхозпродукции
Производство продукции сельского хозяйства в России в 2016 г. вырастет на 1,5% по отношению к 2015 г., пищевой промышленности - на 2%. "Динамика развития сектора будет формироваться в условиях адаптации большинства рынков к текущей макроэкономической ситуации и ориентации на замещение отечественными аналогами объемов импортной продукции, попавшей под продовольственное эмбарго", - говорится в прогнозе.
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2016 г. в сельском хозяйстве снизится на 1,8% по отношению к 2015 г., а в пищевой промышленности - на 3%.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2015 году, по оценке Росстата, вырос на 3% по сравнению с 2014 г. и составил 5 трлн 037,2 млрд руб. Данная цифра включает в себя данные по всем сельхозпроизводителям - от хозяйств населения до крупных холдингов.
По итогам 2014 г. рынок АПК вырос чуть больше - тогда рост объемов производства составлял 3,5%.
Эффект импортозамещения
Положительный эффект импортозамещения в сельхозпроизводстве в 2016 году будет практически исчерпан. "Практически будет исчерпан положительный эффект импортозамещения в сельскохозяйственном производстве. Рост валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве в 2016 году замедлится до 1,1% против 3,1% в 2015 году", - говорится в документе.
МЭР также отмечает, что сохранение отрицательной динамики производства ВВП в 2016 году (спад 0,2%) будет являться результатом стагнации валовой добавленной стоимости в добыче полезных ископаемых (0,2%), в обрабатывающих производствах (-0,5%) и строительстве (2,0%) при продолжении ее снижения в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (-0,6%), оптовой и розничной торговле (-2,3%).
В сельском хозяйстве ожидается ускорение роста валовой добавленной стоимости до 1,3-2% с 2017 года.
Цены на продукты
Продовольственная инфляция в РФ замедлится в 2016 году более чем в 2 раза до 6,2% с 14% в 2015 году, в 2017 году составит уже 5,4%, в 2018 году - 4,7%, в 2019 году снизится до 4%. Согласно прогнозу, общая инфляция в 2016 году составит 6,5% против 12,9% в 2015 году, в 2017-2019 годах замедлится до 4,9%, 4,5%, 4% соответственно.
"В 2016 году наиболее сильно замедлится рост цен на продовольственные товары - до 6,2 %, после того как за 2014-2015 гг. цены выросли на 31,6%, превысив инфляцию в 1,2 раза", - поясняется в документе.
На непродовольственные товары рост цен будет ниже инфляции на фоне понизившегося потребительского спроса и слабого укрепления рубля. Умеренный рост цен будет обусловлен снижением товарных запасов, закупленных ранее по более низкому обменному курсу рубля, и стагнацией предложения импорта из-за предшествующего падения спроса.
Также на рост цен будет оказывать давление почти нулевая прибыль производства и реализации непродовольственных товаров в предшествующем году.
В 2017 году предусматривается чуть более высокая индексация регулируемых тарифов в коммунальном секторе - 4,8% (в 2016 г. - 4%) для покрытия операционных издержек и безубыточности деятельности организаций. Рост цен на электроэнергию также будет выше инфляции - на 7,5%, обусловленный вводом новых мощностей и поддержанием сетевого хозяйства. Вклад роста цен и тарифов инфраструктурных отраслей в инфляцию, так же как и в 2016 году, составит 0,5-0,6 процентных пункта.