21 октября 2016, 16:13,
обновлено 21 октября 2016, 16:52

Инвестпрограмма РЖД на 2017 год запланирована в объеме 436 млрд рублей

Александр Щербак/ ТАСС
Планируемые инвестиции в текущем году ранее планировались в размере 424 млрд рублей, затем цифра была скорректирована до 412 млрд рублей

МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Инвестиционная программа ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на 2017 год запланирована в объеме 436 млрд рублей, говорится в материалах компании.

"Что касается самой инвестпрограммы, там есть определенные нововведения. Часть локомотивов покупаются через механизм лизинга, поэтому сама цифра 389 млрд рублей кажется меньше, чем обычно привыкли видеть в инвестпрограмме, но если добавить цифру лизинга локомотивов, которая составляет 47 млрд рублей, мы выходим на параметры, сопоставимые с уровнем инвестпрограммы предыдущего периода", - уточнил на брифинге старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов.

Инвестпрограмму утвердят в ноябре

Компания в 2016 году не использовала механизм лизинга для закупки локомотивов, поэтому затраты на него вынесены отдельным пунктом.

Ранее инвестпрограмма РЖД на 2016 год была скорректирована с 424 млрд рублей до 412 млрд рублей. По словам Михайлова, это связано с графиком строительства по крупным проектам - это БАМ и Трансссиб, Междуреченск- Тайшет, обход Украины, обход Краснодара, подходы к портам Северо-Запада, развитие Московского транспортного узла. "Все проекты будут закончены в срок", - заверил Михайлов.

По его словам, всего на обновление тягового подвижного состава заложено 80 млрд рублей, в том числе 47 млрд рублей на лизинг. "Мы заложили в инвестпрограмму пополам - лизинг и закупка через собственный баланс. Мы объявляем конкурс, собираем заявки", - сказал он.

Рассмотрение инвестпрограммы РЖД на 2017 год в правительстве традиционно запланировано на ноябрь.

Ранее вице-президент компании, начальник Дирекции тяги - филиала РЖД Олег Валинский сообщал, что компания рассматривает возможность покупки до половины локомотивов в лизинг. По его словам, лизингодатель будет выбираться на конкурсе, и РЖД уже имеют 5-6 соответствующих предложений.

Всего в парке компании в настоящее время находится более 20 тыс. локомотивов. Инвестпрограмма РЖД на 2016 г. предусматривает закупку 507 новых локомотивов, в 2017 г. объем закупок может сократиться до 430-450 единиц.

Как будут индексироваться тарифы

Михайлов также сообщил, что РЖД намерены сдержать рост реальных транспортных расходов грузоотправителей при индексации грузовых тарифов в 2017 году выше 4% (заявленная индексация в прогнозе Минэкономразвития - прим. ТАСС).

Так, по его словам, в 2016 году при индексации грузовых железнодорожных тарифов на 9% и договоренности с ФАС о реальной индексации не выше 7,5%, ставка выросла всего на 3%.

"Я более чем уверен, что в 2017 году будет такая же история: те решения, которые будут приняты по тарифам - все равно до этого уровня мы не доберем, все равно нагрузка на грузоотправителей будет меньше. Меньше 4% она не будет, но если будет принято какое-то решение выше 4%, она будет ниже этого принятого решения", - отметил он.

Варианты индексации тарифов

Всего РЖД предлагают рассмотреть три варианта индексации грузовых тарифов в 2017 году, однако все они предполагают повышение тарифов выше 4%, предложенных Минэкомразвития, сообщал ранее ТАСС со ссылкой на протокол заседания комитета по тарифному регулированию Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД.

Так, в случае отказа от точечных изменений в тарифный прейскурант и отмены экспортных надбавок потребуется индексация грузовых тарифов на 9,6%. Другой вариант предполагает общую индексацию грузовых тарифов на 6,8% "при условии внесения всех точечных изменений в базу 2016 года" и отмене экспортных надбавок в размере 13,4%, срок действия которых истекает в январе 2017 года.

Если же ограничения по сроку действия экспортных надбавок будут сняты и применена дифференцированная индексация, РЖД предлагают общую индексацию тарифов на 4,5%.

Точечные изменения тарифной базы, предлагаемые РЖД, предусматривают дополнительную индексацию тарифов на перевозки в собственных полувагонах на 2,2% (для высокодоходных грузов третьего класса) и на 4,2% для грузов первого и второго классов.

Кроме того, монополия предлагает дополнительно индексировать порожний пробег грузовых вагонов на 2,75%, а перевозки в контейнерах - на 4,2%. Унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов предусматривает перевод части номенклатуры (газовый бензин и дистилляты газового конденсата) из первого во второй тарифный класс, газойля - из третьего во второй тарифный класс. В качестве альтернативы предлагается перевести все нефтяные грузы во второй тарифный класс.

Дифференцированный подход к индексации грузовых тарифов РЖД на 2017 год поддерживают ФАС и Минэкономразвития.

Гибкая политика

РЖД с начала 2013 года имеют право оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС понизила нижнюю границу тарифного коридора до минус 25%. До этого максимальный размер скидки к тарифу составлял 12,8%. Уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне - 13,4%. Срок действия экспортных надбавок истекает в январе 2017 года.

Министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью ТАСС заявлял, что РЖД нужно дать право повышать тариф в рамках тарифного коридора на 25% по некоторым из направлений, которые не являются приоритетными для российской грузовой базы. Кроме того, по словам Соколова, действие экспортных надбавок к тарифам на грузовые железнодорожные перевозки нужно продлить на четыре года.

В свою очередь МЭР считает, что экспортные надбавки к тарифам следует продлить как минимум на 2017 год, говорил замминистра Николай Подгузов. При условии включения в инвестпрограмму РЖД обязательств по расшивке узких мест Минэкономразвития поддерживает продление действия надбавок на срок до трех лет.

Потребители возражают

Предложения РЖД по индексации грузовых тарифов на 2017 год не нашли поддержки у Совета потребителей РЖД - он выступает за общую индексацию без "точечных поправок" в прейскурант 10-01. Такого же мнения придерживаются железнодорожные операторы. Некоммерческое партнерство "Совет операторов железнодорожного подвижного состава" намерено направить в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича, ФАС и Минэкономразвития обращение о целесообразности в 2017 году "плоской" индексации грузовых тарифов РЖД не более чем на 4,5%.