Дебош ударит по карману: будет ли эффективно ужесточение наказания для авиахулиганов

Валерий Шарифулин/ ТАСС
Минюст предлагает в разы увеличить штрафы для авиадебоширов. ТАСС рассказывает, какие санкции грозят им и пассажирам, отказывающимся подчиняться требованиям командира воздушного судна

Штраф для дебоширов на борту самолета может быть увеличен в десять раз. Поправки в законодательство подготовил Минюст. Сейчас за "невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна" штраф составляет 2–5 тыс. руб.

К этой категории правонарушений относится, например, курение на борту, попытка открыть аварийные двери во время полета, а также отказ застегнуть ремни безопасности при взлете и посадке, пояснил ТАСС исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Санкции за такие правонарушения могут возрасти до 20–40 тыс. руб., следует из законопроекта Минюста. Альтернативой может служить административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток.

Кроме того, Министерство юстиции предлагает ввести отдельное наказание за мелкое хулиганство на транспорте — штраф 30–50 тыс. руб. или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

К этой категории правонарушений относится агрессивное поведение пассажира, при котором он толкает кого-то на борту, оскорбляет, грубит, рвет одежду, может ударить, пояснил Олег Пантелеев. "За оторванную пуговицу не будут назначать реальный срок, — говорит он. — Эти санкции будут применяться тогда, когда поведение пассажира влияет на безопасность полета".

Экипаж — не полицейские

По данным Генпрокуратуры, в 2013 году было выявлено 7,2 тыс. правонарушений на воздушном транспорте, а в 2016 году — уже более 8 тыс.

При этом в арсенале экипажа, столкнувшегося с дебоширом, совсем немного мер воздействия. "Экипаж — не полицейские. Единственное, что они могут сделать, — это сообщить о происшествии на землю и сдать нарушителя полиции", — сказал ТАСС руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Никаких других прав у них нет и никогда не будет, категоричен он.

"Они должны уговорами и убеждениями заставить человека сесть на место, — пояснил Пантелеев. — Но, как показывает практика, стюардессам порой приходится прибегать к помощи других пассажиров, которые помогают скрутить дебошира".

Спецсредств у членов экипажа нет. Хотя еще несколько лет назад гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев предлагал разрешить экипажу иметь средства сдерживания: пластиковые наручники и ремни. "Пока есть возможность связать дебошира пледом, которые раздают пассажирам", — говорит Пантелеев.

Деньги — это серьезный аргумент

Рост штрафов поможет снизить количество правонарушений на борту, говорит Борис Рыбак.

"Деньги — это серьезный аргумент, — отметил он. — Вот камеры повесили на дорогах, и люди перестали гонять, получили по десять "писем счастья" со штрафами и успокоились. И вдруг оказалось, что русский, как и немец, не любит быстрой езды". И парковаться в неположенных местах автолюбители перестали, добавил он.

Прямой зависимости между размером штрафа и частотой противоправных действий на борту нет, отметил в беседе с ТАСС директор Института воздушного и космического права "Аэрохэлп" Олег Аксаментов. Правонарушители не думают о последствиях, когда хулиганят на борту. "Но, возможно, на какой-то процент сознательного населения рост штрафов и боязнь быть привлеченным к ответственности повлияют", — сказал он.

Олег Пантелеев говорит, что эффект от ужесточения наказания будет, но далеко не сразу. "Должно произойти достаточное количество инцидентов, после которых будет неминуемое и строгое наказание", — уверен он. Тогда в голове у каждого авиапассажира отложится, что некорректное поведение на борту, нарушение правил приведут к строгому наказанию.

Он напомнил, что 13 сентября впервые в России авиадебошир был привлечен к уголовной ответственности. Следующие шесть месяцев виновный проведет в колонии-поселении. "Так что уже есть инструмент, с помощью которого можно наказать виновных при тяжелых правонарушениях", — говорит Пантелеев.

Пока в России штрафы для хулиганов на борту слишком низки — несколько тысяч рублей, в то время как за рубежом — это тысячи долларов, подчеркнул Пантелеев.

Между тюрьмой и электрошокером

Действительно, меры, которые применяются к авиадебоширам в развитых странах, куда жестче российских. Так, в США хулиганам на борту грозит штраф до $10 тыс., а за нападение на членов экипажа можно сесть в тюрьму.

Во Франции штраф достигает $170 тыс. В Великобритании экипаж не может скрутить неадекватного пассажира. Стюардесса может лишь просить человека успокоиться, а потом объявить о вызове полиции. На земле хулигану придется заплатить штраф — 2 тыс. фунтов стерлингов.

В Южной Корее дебоширу грозит не только штраф, но и телесное наказание. При неадекватном поведении пассажира, его попытках повредить самолет стюарды имеют право применить электрошокеры.

Мария Селиванова