Все новости

Вместе безопаснее: власти позаботятся о попутчиках в совместных поездках

© Кирилл Кухмарь/ТАСС
Правительство и участники рынка занялись решением проблемы регулирования сервисов карпулинга

Сервисы карпулинга продолжают оставаться на границе официального регулирования и доверия между водителями и пассажирами. Власти разрабатывают меры, чтобы обезопасить и тех и других. СМИ рассказали о новых предложениях. 

Ранее сообщалось, что Минтранс планирует разработать нормы для деятельности сервисов по карпулингу. Изначально с таким предложением к ведомству обратилась французская компания BlaBlaCar, которая в 2017 году столкнулась с угрозой блокировки в России из-за обвинений в организации нелегальных перевозок.

Что такое карпулинг?

?

Карпулинг (от англ. car — "машина" и pool — "объединение") или райдшеринг (от англ. ride — "поездка" и share — "делиться") — это совместные поездки на автомобиле, когда пассажиры возмещают водителю часть расходов. При этом попутчики выбирают оптимальный для всех маршрут. Карпулинг может быть разнообразным: от дальних поездок между городами до ежедневных коротких маршрутов дом-работа и обратно.

Как возник сервис совместных поездок?

?

Впервые карпулинг зародился в США во время Второй мировой, когда встал вопрос об экономии топлива для армии и водителей обязали брать с собой попутчиков.

В современном виде он возник в 1970-е годы во время нефтяного кризиса, когда потребители стали искать способы сэкономить уже из-за роста топливных цен. После несколько потерял популярность и вернулся только в 2000-х с развитием интернета и мобильных технологий, облегчивших поиск попутчиков.

Какие у карпулинга есть плюсы?

?

Главным очевидным плюсом карпулинга остается экономия. На билетах — для пассажиров, на бензине — для водителя.

Это особенно актуально для россиян на фоне изменений цены на топливо. С начала года оно успело подорожать почти на 8%. Остановили рост только экстренные меры по снижению акцизов на бензин и дизель и отказ повышать их с 1 июля. Также правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо и увеличении поставок на внутренний рынок. Вместе с этим власти предупредили производителей о возможном повышении экспортных цен на нефтепродукты. Недавно президент Владимир Путин подписал закон, дающий правительству такое право.

Во-вторых, меньше машин — меньше трафик. Что позволяет сэкономить время на передвижении, решает проблему пробок и парковок.

Только за десять лет число легковых автомобилей в России выросло почти в два раза — с 28 млн машин в 2007 году до 42 млн в 2017 году, по данным аналитического агентства "Автостат". При этом больше всего автовладельцев закономерно оказалось в Москве и Санкт-Петербурге — 3,65 млн и 1,68 млн авто соответственно. Для улучшения ситуации с трафиком власти многих стран вводят выделенные полосы, доступные только для общественного транспорта и машин с двумя или более пассажирами. Россиянам пока доступен только первый вариант выделенных полос, куда также пускают такси с пассажирами.

Уменьшение числа автомобилей позволяет еще и снизить негативное влияние на экологию.

Карпулинг, по мнению участников рынка, выходит комфортнее, чем общественный транспорт, дешевле, чем такси, и безопаснее, чем автостоп.

Впрочем, по мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, карпулинг не является конкурентом тому же такси: "Этот сервис "соседских услуг" будет развиваться абсолютно независимо. Есть огромное поле форматов мобильности, которое очень сильно сегментировано — по привычкам и доходным возможностям. И потому они не конкуренты", — отметил эксперт.

Какие риски несет карпулинг?

?

Первый и основной минус — опасность наткнуться на недобросовестного водителя. Например, при встрече может оказаться, что вместо комфортабельного авто пассажиров ждет обычная маршрутка, в которой придется ехать несколько часов. Или в конце поездки водитель попросит заплатить больше, чем договаривались. 

Риски подстерегают и водителей. Например, на популярных маршрутах под видом попутчиков о поездке с ними могут договориться нелегальные извозчики. В результате на месте встречи водитель никого не находит, едет один, а пассажиров перехватывают. 

При регистрации многие сервисы требуют подтвердить, что автовладелец не собирается зарабатывать на поездке. Кроме того, сервисы могут в любой момент потребовать предоставить документы, необходимые для его использования. Но они заранее предупреждают пользователей, что не могут гарантировать полную достоверность данных. Таким образом, безопасность и водителя, и пассажиров в пути пока остается их личной ответственностью.

Что нужно помнить при поиске попутчиков?

?

•  Детально обсуждайте с водителем поездку. Если по пути нужно будет куда-то заехать или где-то остановиться, стоит обговорить это заранее.

•  Уточните загруженность автомобиля. Будут ли другие попутчики, сколько будет вещей. Чтобы не пришлось везти свой чемодан на коленях.

•  Комбинируйте маршруты. Часто не получается найти водителя на весь путь. Тогда разбивайте его на несколько отрезков и ищите машину для каждого из них.

•  Не пренебрегайте страховкой. По желанию страхование жизни и здоровья можно оформить и на короткий период поездки.

•  И самое главное — помните о безопасности. Выбирайте попутчиков на проверенных сервисах и сайтах, читайте отзывы и не стесняйтесь спрашивать у водителей дополнительную информацию.

 

Что хотят изменить компании?

?

Как объяснили ТАСС в BlaBlaCar, компания попросила власти заняться урегулированием в сфере карпулинга, чтобы разграничить два типа поездок:

•  когда простые автовладельцы подвозят попутчиков, частично компенсирующих затраты на топливо;

•  когда нелегальные извозчики действуют с целью получения прибыли. Французская BlaBlaCar является крупнейшей компанией на рынке карпулинга в России. По данным самой компании, более 65 млн человек пользуются ее услугами в 22 странах присутствия, в том числе и 15 млн в России. Осенью 2017 года Тимашевский суд Краснодарского края удовлетворил претензии прокуратуры, посчитавшей, что компания предоставляет услуги нелегальным перевозчикам. Позднее после апелляции суд отменил это решение и предотвратил возможную блокировку сервиса в России.

В Минтрансе согласились, что отсутствие регулирования "может приводить как к незаконной предпринимательской деятельности, так и создавать предпосылки для нарушения требований безопасности перевозок пассажиров". В пресс-службе ведомства рассказали, что все предложения по вопросу сейчас находятся в разработке. Планируется, что позже их обсудит рабочая группа, куда войдут представители федеральных и региональных органов власти и экспертного сообщества.

Директор регионального развития Союза транспортников России Вячеслав Коробовцев отметил, что в России сейчас нет законодательной практики регулирования таких сервисов, поэтому властям придется опираться на международный опыт. Как идея регулирование — это хорошо, но с точки зрения реализации — очень сложно, считает эксперт. Ведь дело касается администрирования механизмов, которые построены на доверии — автовладельцев к пассажирам, государства к сервису и наоборот.

По мнению Михаила Блинкина, так как большинство сервисов карпулинга действуют через интернет или мобильные приложения, отследить недобросовестных водителей должно быть несложно. Несколько поездок в день по одному направлению туда-обратно уже указывают на недобросовестность автовладельца, объяснил эксперт.

В сервисе "Яндекс.Попутка" не ответили на запрос.

Что предлагают власти?

?

Газета "Коммерсантъ" рассказала подробности одного из вариантов законопроекта, разработанного департаментом транспорта Москвы. Столичные власти предложили

•  ввести обязательную аккредитацию для владельцев интернет-ресурсов, на которых люди договариваются о поездках; 

•  установить предельный размер оплаты; 

•  сделать все расчеты между водителями и пассажирами строго безналичными;

•  допускать к сервису только автомобилистов с российским водительским удостоверением и стажем не менее трех лет; 

•  машины должны быть зарегистрированы в России и иметь либо ГЛОНАСС, либо ГЛОНАСС и GPS; 

•  не допускать к сервису водителей с непогашенной или неснятой судимостью за тяжкие или особо тяжкие преступления или с непогашенными штрафами за нарушение ПДД. 

Контроль над платформами карпулинга московский дептранс предложил передать Ространснадзору. А агрегаторы должны будут заключать с властями соглашения об информационном взаимодействии. То есть: 

•  компании обяжут передавать данные о водителях для официального учета таких поездок; 

•  государство в свою очередь будет сообщать агрегаторам о водительских удостоверениях, которые нужно заблокировать, или тех, что заблокированы на интернет-платформах других компаний. 

Чем будет грозить нарушение этих правил?

?

Штрафами. И для водителей, и для агрегаторов карпулинга. 

Так, если законопроект будет принят, то взимание платы наличными может стоить водителю 5 тыс. рублей. 

Для самих платформ штрафы предлагается сделать гораздо больше: 

•  20–50 тыс. рублей и 50–100 тыс. рублей за повторное нарушение — для индивидуальных предпринимателей;

•  100–200 тыс. рублей и 200–300 тыс. рублей за следующее нарушение — для юридических лиц. 

Если компания трижды за год нарушит правила, власти смогут через суд потребовать аннулировать ее аккредитацию и заблокировать интернет-платформу. 

Но "Коммерсантъ" напомнил, что это пока только один из вариантов, который еще предстоит обсудить. 

А что это значит для меня?

?

Введение аккредитации, безналичного расчета, штрафов и других мер госрегулирования может "выгнать" водителей в тень. Где они будут связываться с попутчиками не через централизованные сервисы, а по старинке — через форумы или соцсети. Что снова грозит вывести карпулинг из-под надзора властей и оставить в области доверия между участниками поездки. 

Но вот взаимодействие с теми водителями, кто останется на официальных платформах, может стать и безопаснее, и проще для обеих сторон. Так, безналичный расчет, например, может защитить пассажиров от необоснованного роста цен по окончании поездки, а водителя — от риска остаться совсем без возмещения части расходов на поездку.

Арина Раксина

Теги