О ходе расследования катастрофы Ан-148, перспективах авиасообщения с Египтом и создании евразийского аналога МАК в интервью ТАСС рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов
— Максим Юрьевич, сейчас уже приобретает конкретные черты перспектива возобновления авиасообщения с Каиром. В этой связи, возможно, есть компании, помимо "Аэрофлота" и Egypt Air, которые выражали заинтересованность в выполнении рейсов в Каир, в получении разрешения на эти рейсы? Возможно ли увеличение количества перевозчиков на этом маршруте?
— Действующим соглашением о воздушном сообщении с Каиром, которое, естественно, никогда не денонсировалось, предусмотрено по одному назначенному перевозчику на этом направлении. Соответственно, от республики Египет это Egypt Air, от России - это "Аэрофлот". Пока никакие другие компании к нам с этой инициативой не обращались, и оснований проводить переговоры с властями Египта на эту тему нет. Частота рейсов планируется в неделю в районе пяти. Три из них - это "Египетские авиалинии" и два - "Аэрофлот". Я подтверждаю предыдущую информацию о том, что полеты должны начаться во второй половине февраля. До конца февраля, очевидно, в расписание будут поставлены либо "Египетские авиалинии", либо "Аэрофлот". Сейчас идут процедуры подписания договоров специализированными организациями, после которых Росавиация сразу выдаст техническое разрешение на возобновление полетов.
— Могут ли в соглашение о воздушном сообщении быть внесены какие-то изменения?
— Для этого потребуются, конечно, переговоры с нашими коллегами из авиационных властей Египта, но пока оснований для проведения таких переговоров нет. Потому что авиакомпании не просили нас об увеличении частот и о назначении новых перевозчиков. Теоретически это возможно.
— Хотелось бы поговорить про создание аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Когда эта организация начнет работу, как она может называться?
— Я как раз докладывал статус этого проекта на недавно состоявшемся межправительственном совете в Алма-Ате премьер-министрам всех пяти государств-участников Евразийского Союза. В целом сегодня работа на экспертном уровне уже завершена, текст согласован, и мы получили одобрение переходить к внутригосударственному процедурному согласованию. Рассчитываем, что к следующему межправительственному совету, который состоится в конце апреля, мы можем уже подготовить текст документа к подписанию и, возможно, оно состоится на этой площадке.
— А что это за документ?
— Это двухстороннее соглашение, то есть каждого государства с каждым, и в пятистороннем формате, о создании Международного бюро по расследованию авиационных происшествий, серьезных инцидентов, которое начнет свою жизнь с момента подписания первого двухстороннего соглашения. Пока все государства участвовали в процессе подготовки, и никто из них не отказался от дальнейшего подписания. Но соглашение будет открытым, к нему могут присоединиться и другие государства. Мы специально так его структурировали юридически, что к нему могут присоединиться и другие государства, которые будут согласны с теми правилами, подходами, изложенными в этом соглашении.
— Какие-то государства не из числа стран ЕАЭС выразили желание присоединиться?
— Пока нет. Предложений мы не получали.
— Что касается серьезных происшествий: была информация о том, что проводится проверка компании "Саратовские авиалинии" и аэропорта Домодедово. В какие сроки должны быть получены результаты проверки?
— Как правило, Ространснадзор досрочно оперативно проводит такие проверки. Как правило, срок составляет около недели, поэтому, как только результаты будут известны, мы в зависимости от результатов сразу отреагируем.
— Около недели именно от начала этих проверки?
— Да, а начало считается со следующих суток (после катастрофы - прим. ТАСС).
— По итогам проверок может быть приостановлена эксплуатация Ан-148?
— Мы никогда не говорили о необходимости приостановки эксплуатации данного типа судна. Ространснадзор всегда выдает предписание для проведения дополнительной проверки всех самолетов в парке авиакомпании, по типу которых произошла катастрофа, но это не связано с юридически значимым действием приостановки сертификата типа судна.
Когда мы получим предварительные результаты расшифровки биометрического звукового самописца, предварительные причины катастрофы, конечно же соберем экспертов по линии Минпромторга, ОАК, разработчика конструкторской документации - КБ "Антонов" для того, чтобы проанализировать полноту сегодняшних руководств по летной эксплуатации. В случае необходимости могут быть приняты какие-то решения о дополнении тех или иных пунктов РЛЭ (руководств по летной эксплуатации).
Пока оснований для приостановки сертификата типа судна нет никаких.
— По поводу голосового самописца Ан-148 - поддается ли он расшифровке и когда могут расшифровать?
— Вопрос скорее к Межгосударственному авиационному комитету, к следственным органам, которые ведут дознание, уже вернее даже следствие. В целом информацию, записанную на звуковом (бортовом - прим. ТАСС) самописце, удалось расшифровать. Она будет принята к рассмотрению причин катастрофы как Межгосударственным авиационным комитетом, так и следственными органами.
— Одна из тенденций прошедшего года - увеличение пассажиропотока. Когда может встать вопрос создания второго лоукостера?
— Этот вопрос должен поставить сам бизнес, поскольку бюджетных инвестиций мы не предполагаем исчислять. Вся необходимая нормативная база для создания лоукостера в принципе была сформирована, и мы видим, что "Победа" успешно функционирует, постоянно поток возрастает, он уже приблизился к 5 млн пассажиров в год. Это проект успешный, рентабельный. Сегодня диапазон цен достаточно большой, в том числе на маршруты обычных коммерческих перевозчиков, особенно с ведением нормы невозвратных и безбагажных билетов. Эта мера попала в самую десятку. "Победа" сразу снизила цены на такие билеты в два раза, с 999 до 499 рублей и продает 10-15% билетов по такому тарифу. И мы в целом видим падение цен на авиабилеты по прошлому году более чем на 4%, а в международном секторе даже больше 10%. Поэтому мы считаем, что все необходимые условия в нашем законодательстве созданы.
— То есть если второй лоукостер будет создан, то он будет частным?
— Он в любом случае будет частным. Государственный мы не предполагаем формировать, это точно.
— Когда вы ожидаете вступления в силу приказа Минтранса, который вводит аннулированние разрешения на международные перелеты для непунктуальных авиакомпаний?
— Он уже в принципе готов к направлению в Минюст для регистрации, которая, как правило, идет месяц. Если там не будет никаких юридических коллизий, то это будет сделано до начала летнего туристического сезона.
— Какие авиакомпании в первую очередь могут попасть под эту меру?
— Те, компании, которые не будут в полной мере соблюдать обязательств перед своими пассажирами.
— Перейдем к другим видам транспорта, в частности, к автомобилям. Каков объем сборов в системе "Платон" по итогам 2017 года? Каковы прогнозы на 2018 год?
— На начало 2018 года система собрала 42 млрд рублей. При тарифе 1,9 рубля за километр, его индексации в середине 2018 года по инфляции мы планируем, что в 2018 году этот сбор составит около 23 млрд рублей, в следующем 2019 году - около 25 млрд рублей, если не будут приниматься какие-либо другие решения.
— Никаких новаций пока не планируется, в частности, дифференциации тарифа в зависимости от состояния дороги?
— Дифференциация тарифов, в том числе скидки за масштабное использование этой системы крупными компаниями, целесообразно готовить одновременно с предложениями по сокращению льготного периода, льготного тарифа, который применяется сегодня. Когда такие предложения будут готовиться, соответственно, будет отработан и этот вопрос.
— На сколько, по Вашему мнению, целесообразно сократить льготный период?
— Пока такие решения не готовятся и не принимаются. Поэтому говорить об этом сегодня преждевременно.
— Вы неоднократно говорили, что ваше любимое транспортное средство - велосипед. Когда вы ожидаете введения в городах зон, где велосипеды будут иметь преимущество перед другими транспортными средствами?
— Велосипедисты будут наравне с остальными будут пользоваться всей шириной проезжей части дорогию Мы такие предложения в виде постановления правительства уже подготовили. Сейчас идет процесс обсуждения, и, если правительство согласится с нашей инициативой, то в скором времени такие велосипедные зоны, так же как пешеходные зоны, уже существующие в наших городах, могут появиться. Не исключено, что в течение этого года.
Беседовали Ксения Алейникова и Мария Амирджанян