Сирийский конфликт и основные этапы его урегулирования
18 декабря 2015 г. СБ ООН единогласно одобрил резолюцию по урегулированию конфликта в Сирии. Это первый за пять лет документ по сирийскому кризису, который удалось согласовать в Совбезе
15 марта 2011 г. в Сирии начались антиправительственные выступления, которые постепенно охватили все крупные города страны.
Манифестанты требовали проведения демократических реформ и отставки президента страны Башара Асада. 4 августа 2011 г. Асад утвердил декрет о введении в стране многопартийной системы и об организации всеобщих выборов. Однако в стране продолжались протесты, подавляемые правительственными войсками, и к концу 2011 г. жертвами конфликта стали около 5 тыс. человек.
В 2012 г. в Сирии возросло число вооруженных группировок, ведущих борьбу против сил режима, появились первые экстремистские группировки, усилился приток в страну иностранных наемников.
На фоне разраставшегося вооруженного противостояния с оппозицией и исламистами, режим Асада провел ряд внутриполитических реформ.
7 мая 2012 г. в Сирии состоялись первые выборы в Народный совет (парламент) на многопартийной основе, победу на которых победу одержал блок "Национальное единство", поддерживающий президента Асада.
Усугубление обстановки в стране, рост числа жертв и беженцев подтолкнули международное сообщество к активным действиям по поиску путей урегулирования кризиса.
История сирийского конфликта в фотографиях: 2011 - 2015 годы
"Женева-1" и "Женева-2"
30 июня 2012 г. в Женеве (Швейцария) состоялась первая международная конференция по Сирии ("Женева-1"). В ней приняли участие представители пяти постоянных членов СБ ООН - Великобритании, Китая, России, США и Франции, а также Турции, Ирака, Кувейта и Катара, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Ее итогом стало коммюнике "Группы действий", зафиксировавшее основные принципы урегулирования конфликта: создание переходного управляющего органа, сформированного на основании консенсуса и включающего как членов правительства, так и оппозиции и других групп; возможность пересмотра сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов; формирование новых органов государственной власти.
В ноябре 2012 г. в Дохе (Катар) в результате объединения нескольких групп внешней оппозиции была создана Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС).
В марте и августе 2013 г. во время боевых действий были проведены химические атаки, в использовании химоружия друг друга обвиняли власти страны и вооруженная оппозиция.
В частности, в августе в Восточной Гуте (пригород Дамаска) жертвами обстрела снарядами с нервно-паралитическим газом стали, по разным оценкам, от 280 до 1700 человек. Эти события подтолкнули западные страны к рассмотрению вопроса о нанесении ударов по Сирии. Благодаря дипломатическим усилиям России удалось избежать иностранной интервенции и достичь договоренности с правительством Сирии об уничтожении химических арсеналов. В сентябре 2013 г. Сирия присоединилась к Конвенции о запрещении химоружия и стала членом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
22 января 2014 г. в швейцарском городе Монтрё открылась вторая международная конференция по Сирии ("Женева-2") с участием 39 стран и представителей международных организаций. В отличие от первой конференции в Женеве в заседаниях в Монтрё были представлены делегации правительства Сирии и оппозиции. Там же состоялись их первые прямые переговоры (два раунда: 25-31 января и 10-15 февраля).
Победа Асада на выборах
Несмотря на продолжение вооруженного конфликта, 3 июня 2014 г. в Сирии состоялись первые альтернативные президентские выборы.
Некоторые внерегиональные игроки должны ответить на вопрос, кто представляет большую угрозу: Асад или "Исламское государство"
Победу на них одержал Башар Асад, получив 88,7 % голосов избирателей. США и страны ЕС признали выборы нелегитимными и недемократическими, а ООН - несовместимыми с женевскими договоренностями. 28 августа 2014 г. было сформировано правительство, большинство мест в котором получили члены прежнего кабинета. Основные фракции внутренней оппозиции в Сирии отказались от участия в формируемом кабинете.
Ситуация в Сирии усугубилась в связи с деятельностью боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), которые к настоящему времени контролируют примерно 50% территории страны. 23 сентября 2014 г. международная коалиция во главе с США приступила к нанесению авиаударов по позициям ИГ на территории Сирии, не получив при этом разрешения правительства страны.
В чем сходства и различия взглядов России и США на ситуацию в Сирии
Межсирийские консультации и резолюция по урегулированию конфликта
В 2015 г. состоялись несколько раундов межсирийских консультаций (в Москве, Каире, Астане), однако они не принесли ощутимых результатов.
Кроме того, продолжился процесс химического разоружения, с января 2015 г. ОЗХО контролирует уничтожение объектов по производству химоружия на территории Сирии. 7 августа 2015 г. СБ ООН принял резолюцию 2235 о создании механизма по выявлению ответственных за боевое применение отравляющих веществ в ходе конфликта в Сирии, предусматривающую учреждение совместной миссии ООН и ОЗХО.
30 сентября 2015 г. Воздушно-космические силы РФ приступили к нанесению авиаударов по позициям ИГ в Сирии по просьбе Башара Асада.
18 декабря 2015 г. СБ ООН единогласно одобрил резолюцию по урегулированию конфликта в Сирии. Это первый за пять лет документ по сирийскому кризису, который удалось согласовать в Совбезе.
14 марта 2016 г. президент России Владимир Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии с 15 марта.