Опытный германский дипломат Хельга Мария Шмид в конце 2020 года стала первой женщиной на посту генерального секретаря ОБСЕ. В интервью ТАСС она констатировала отсутствие доверия в регионе ОБСЕ, оценила предложение России о реформе этой региональной структуры, назвала путь к урегулированию конфликта на востоке Украины, обозначила позицию по ситуации в Белоруссии, а также пообещала приехать с визитом в Москву.
— Уважаемая госпожа Шмид, кризис доверия между государствами — участниками ОБСЕ усугубляется ростом разногласий между западными странами и Россией. Возможно ли преодолеть этот кризис в ОБСЕ? Может ли саммит ОБСЕ помочь возобновить плодотворный диалог внутри вашей организации, ведь последняя встреча такого рода состоялась в 2010 году?
— Основная проблема в нашем регионе — это отсутствие доверия между странами.
Это вредит взаимному доверию, ограничивает возможности для сотрудничества и в конечном счете наносит ущерб нашей коллективной безопасности и стабильности.
Если мы хотим укрепить доверие, преодолеть атмосферу конфронтации и создать стимул для конструктивного сотрудничества, то прежде всего необходимо, чтобы государства-участники выполняли взятые на себя обязательства. Возобновив приверженность и возродив дух компромисса, ОБСЕ сможет лучше подготовиться и отреагировать на новые вызовы по мере приближения 50-летия Хельсинкского Заключительного акта.
ОБСЕ является наилучшей платформой для содействия более плодотворному диалогу и возрождения многостороннего подхода к решению общих проблем безопасности. Организация все-таки играет уникальную роль моста между Востоком и Западом по важным вопросам безопасности и в реализации нашей нормативной базы. ОБСЕ при этом выполняет решающую роль в обеспечении стабильности, когда нарастают разногласия и сужаются другие пути сотрудничества.
Во многих областях такой диалог может незамедлительно пойти на пользу. Например, в борьбе с существующими угрозами в области безопасности, включая предотвращение конфликтов и их урегулирование, в преодолении новых угроз, таких как связь между безопасностью и технологиями, риски из-за изменения климата, а также угрозы терроризма и организованной преступности. Если бы возродился дух компромисса, то ОБСЕ и ее государства-участники смогли бы внести более крупный вклад в решение проблем во всех этих областях.
Что касается саммита ОБСЕ, то решение в этом вопросе принимают сами государства — участники ОБСЕ. Мы продолжаем проводить ежегодные встречи министров иностранных дел ОБСЕ, а послы ОБСЕ встречаются не реже одного раза в неделю.
— Россия регулярно призывает к реформе ОБСЕ. Как вы оцениваете такую инициативу? Нужно ли ОБСЕ принимать собственный устав или вообще проводить какие-либо реформы?
— В работе любой организации всегда есть возможности для улучшения, поэтому предложения о путях укрепления работы ОБСЕ и расширения сотрудничества приветствуются.
Я с интересом следила за предложениями, выдвинутыми Россией в прошлом году, а также за другими инициативами, выдвинутыми государствами — участниками ОБСЕ и Парламентской ассамблеей ОБСЕ.
В ОБСЕ мы всегда работаем на основе консенсусных решений, поэтому любые предлагаемые реформы должны получить одобрение всех 57 государств-участников. Если они согласятся с набором реформ, тогда моя роль в качестве административного главы ОБСЕ состоит в том, чтобы претворить их в жизнь.
— Мирное урегулирование конфликта на Украине зашло в тупик из-за отсутствия единого подхода между представителями Донбасса и Киева на переговорах Трехсторонней контактной группы. Опасаетесь ли вы возможной эскалации конфликта на востоке Украины в 2021 году? Что вы можете предложить для достижения прогресса в урегулировании?
— Люди, живущие в районах, затронутых конфликтом, заслуживают прочной стабильности и безопасности в своей повседневной жизни. До относительно недавнего времени ситуация на востоке Украины оставалась более или менее стабильной с июля 2020 года. Новые события с ростом напряженности и увеличением числа нарушений режима прекращения огня показывают, насколько хрупка ситуация, и очевидно демонстрируют, что необходимы дальнейшие усилия.
Присоединяясь к призывам со стороны многих государств — участников ОБСЕ, я тоже призываю к сдержанности и немедленной деэскалации напряженности. Я также вновь подчеркиваю, что Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине должен быть обеспечен безопасный, надежный и беспрепятственный доступ на всей территории страны для выполнения ее мандата.
Периодические возобновления режима прекращения огня демонстрируют, что стороны могут сократить боевые действия, если захотят.
Мы также наблюдали ощутимый прогресс, который оказал реальную помощь людям на местах. Например, в 2020 году при содействии и под наблюдением СММ ОБСЕ около 1500 раз были организованы "окна тишины" — специальные локальные перемирия, благодаря которым удалось отремонтировать критически важную инфраструктуру, обеспечивающую водоснабжение, электричество, газ и связь для 6 млн человек.
Прогресс, достигнутый в деле оказания помощи населению, — это нечто большее, чем просто шаг к разрешению этого кризиса. Я настоятельно призываю все стороны выполнять и полностью соблюдать уже достигнутые договоренности: развести силы и средства, отвести вооружения и провести разминирование, а также обеспечить защиту жизни гражданского населения и ключевой гражданской инфраструктуры.
ОБСЕ, включая шведского председателя, СММ, специального представителя Хайди Грау и координаторов четырех рабочих групп в Трехсторонней контактной группе, в которую входят Украина, Российская Федерация и ОБСЕ, по-прежнему полностью привержена тому, чтобы поддержать стороны в поиске путей достижения прогресса с целью достижения устойчивого урегулирования.
— Председательство ОБСЕ предложило Белоруссии содействие по налаживанию диалога между властями и оппозицией. Минск пока отвергает подобные предложения. Как ОБСЕ может помочь Белоруссии в налаживании такого диалога? Собираетесь ли вы встретиться с министром иностранных дел Белоруссии, чтобы обсудить этот вопрос?
— Как нынешнее, так и предыдущее председательства ОБСЕ — Швеция и Албания — предлагали организовать встречу и поддержать конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами в Белоруссии. Это предложение все еще остается в силе.
ОБСЕ находится в уникальном положении для оказания помощи, учитывая наш устоявшийся мандат в области демократии и прав человека, а также наши инструменты и механизмы, способствующие диалогу и сотрудничеству.
Однако ОБСЕ не может навязывать себя и свое содействие.
У меня нет ближайших планов встречаться с министром иностранных дел Владимиром Макеем, но я, конечно, готова обсудить с ним и с постоянным представителем Белоруссии в Вене вопросы продвижения взаимодействия ОБСЕ с Белоруссией.
— Пандемия COVID-19 ограничила личные контакты и перевела работу ОБСЕ в онлайн-режим. Планируете ли вы посетить Россию в 2021 году?
— Да, поездка запланирована на первую половину года. Конкретные планы поездки будут зависеть от развития ситуации с COVID-19 и связанных с ней ограничений на передвижение.
Это будет мой первый визит в Россию в качестве генерального секретаря ОБСЕ, и я с нетерпением жду встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. А пока здесь, в Вене, я поддерживаю регулярные контакты с постоянным представителем России при ОБСЕ.