4 июня 2021, 17:30
Интервью
ПМЭФ-2021

Глава Национальной системы платежных карт: мы вернули россиянам 1 млрд рублей

Владимир Комлев. Егор Алеев/ ТАСС
Владимир Комлев

Глава Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев на полях Петербургского международного экономического форума в интервью ТАСС заявил, что платежная система "Мир" с момента запуска собственной программы лояльности вернула россиянам в виде кешбэка более 1 млрд рублей. Также гендиректор компании рассказал, как теперь можно оплачивать покупки через СБП в одно касание при помощи NFC-меток и о планах по развитию платежной системы.

— НСПК с конца апреля обеспечил техническую возможность добавления карт "Мир" в платежный сервис Apple Pay. Сколько банков на текущий момент работают над внедрением карт "Мир" в этот сервис? Когда можно ожидать первые транзакции?

— Технический релиз платежной системы "Мир", который вышел в конце апреля, означает, что с определенной даты у банков появляется возможность приступить к реализации сервиса. Но в каждом конкретном банке этот проект предполагает взаимодействие самого банка, платежной системы и, конечно, владельца кошелька — Apple Pay. Поэтому сроки внедрения в разных банках могут отличаться. Интерес к системе сегодня проявляют практически все банки, которые выпускают карты "Мир". Мы работаем над внедрением Apple Pay с несколькими банками. О подключении сообщим дополнительно.

— Вы делаете очень многое для продвижения карт "Мир". У вас есть собственная программа лояльности. Хотелось бы узнать, сколько уже в рамках этой программы вы выплатили, не считая программы Ростуризма?

— С 1 января текущего года, без учета выплат кешбэка от Ростуризма, за транзакции, совершенные в сетях наших партнеров, было выплачено уже порядка 160 млн рублей кешбэка. Это только с начала 2021 года. А с момента запуска платформы — уже более 1 млрд рублей. В этой сумме учтены не только выплаты от "Мира", но и кешбэк, выплаченный нашими партнерскими ТСП (торгово-сервисные предприятия — прим. ТАСС). Так что программа востребована, она дает очень ощутимые выгоды россиянам, которые в ней участвуют. И мы продолжаем запускать все новые акции.

Например, мы расширяем скидки, которые можно получить за оплату проезда "Миром", и на железнодорожные билеты. Речь идет о проезде в пригородных электричках в целом ряде регионов с 1 июня по конец сентября, то есть на дачный сезон, чтобы россиянам было выгодно оплачивать картой "Мир" такие поездки. Сейчас это реализовано в Самарской, в Саратовской ППК и ППК Черноземье. Думаю, что это направление также будет достаточно быстро расширяться, как и остальные наши транспортные проекты.

— Если говорить отдельно о туризме, сколько было выплачено всего средств в рамках этой программы за прошлый и текущий год?

— Сейчас мы наблюдаем очередной всплеск интереса к программе, который был вызван поручением президента о кешбэке за отдых детей в летних лагерях. И это уже четвертый этап проекта Ростуризма. Надеемся, что далеко не последний. С самого начала действия туристического кешбэка, как его называют, общий объем продаж составляет около 25 млрд рублей. В проекте поучаствовали уже более 1 млн человек, которые смогли воспользоваться возможностью купить тур и получить возврат части средств.

Общий объем выплаченного кешбэка, который перечислен гражданам, уже составляет порядка 5 млрд рублей

— Это уже включая кешбэк за детский отдых?

— Да, это все вместе, общий туристический кешбэк. Надо сказать, что он начисляется в течение трех-четырех дней. И объем ежедневных начислений, а также спрос россиян на выгодные путешествия по стране достаточно высокий.

— "Мир" — довольно молодая платежная система. И она в процессе своего развития обрастает новыми сервисами. Вы в этом году запустили премиальный сегмент карты — Supreme. Хотелось бы узнать, в чем их отличие от обычных карт? Есть ли на них спрос? Какие планы по дальнейшему развитию этого проекта?

— Действительно, "Мир" — платежная система молодая. В первое время мы были сосредоточены на раскрытии терминальной сети, чтобы везде можно было расплатиться картой "Мир". Затем вместе с банками поэтапно переходили к выпуску карт, чтобы все бюджетники, студенты и пенсионеры их получили. Потом стали задумываться о дополнительных возможностях, сделали многофункциональное технологическое наполнение.

Сейчас мы пришли к тому этапу развития, когда нужен свой премиальный продукт. Такие карты есть у любой зрелой платежной системы

Потому что люди с высоким доходом требуют к себе, как правило, особого отношения. С нашей точки зрения, продукт получился премиальным, начиная от дизайна и заканчивая обслуживанием в банках. Безусловно, проект реализуется в сотрудничестве с банками, которые вносят и будут добавлять по мере развития продукта свои дополнительные возможности. Мы как платежная система по этой карте даем уникальный кешбэк. Сейчас, на начальной стадии развития проекта, это 10% кешбэка в самых востребованных у этой категории банковских клиентов сегментах — рестораны, кафе, супермаркеты и такси.

Также аудитория нашего нового продукта достаточно много путешествует, поэтому для всех держателей карт Mir Supreme предоставлен бесплатный доступ в лаунж аэропортов. Эта услуга реализована в сотрудничестве с высокотехнологичной компанией DragonPass. Вся структура доступа в VIP–залы интегрирована в мобильное приложение, и по QR–коду можно воспользоваться такими залами практически по всему миру. Кроме того, пользователям доступны скидки в ресторанах и магазинах аэропортов. При этом сама карта на физическом носителе не нужна, достаточно приложения.

Сегодня Supreme уже выпускает СМП Банк, еще ряд банков проявляют большой интерес к продукту.

Конечно, такая карта вряд ли станет массовой, но она обязательно найдет своего пользователя.

— Как вы считаете, она способна конкурировать с аналогичными продуктами других платежных систем?

— Да. Она предоставляет в целом те же самые возможности для клиентов. Мы очень внимательно подходили и к экономике банка. Сегодня ни одна из подобных карт не предоставляет таких преимуществ, как 10-процентный кешбэк за покупки, причем в тех категориях, в которые мало кто рискует заходить. С учетом сумм, которые обычно тратятся в премиальном сегменте, 10% — это существенный кешбэк.

— Недавно ЦБ представил рынку стратегию развития национальной платежной системы до 2023 года, и там для "Мира" есть план по доле операций среди всех транзакций по картам. Если я не ошибаюсь, это 27–30% к концу 2023 года. Как вы считаете, сможете ли вы его достичь? Может быть, вы даже сможете его перевыполнить?

— Каждый следующий процент доли рынка дается все сложнее, потому что стартовать с низкой базы и удваиваться, давать приросты, пока у тебя небольшой процент, — это не так сложно. Разумеется, это требует серьезной работы, но чисто математически это несложно.

За пять лет существования платежной системы "Мир", даже если считать, что банки начали активно карты выпускать только с 2017 года, мы заняли 24% доли рынка по объему транзакций по итогам прошлого года

Так что мы уже достаточно большой путь прошли, и каждый следующий процент будет доставаться труднее. Но мы не сомневаемся, что нам удастся справиться даже с такими амбициозными цифрами как 27–30% за следующие три года, которые обозначены стратегией Банка России. Мы понимаем, на какие конкретно сервисы и продукты, на какие программы, в том числе маркетинговые, мы будем ориентироваться, чтобы реализовать такой рост.

— Обсуждается ли вопрос смены акционера или изменения состава акционеров?

— Нет, не обсуждается.

— Может быть, есть какие-то планы на счет IPO "Мира"?

— Я думаю, что об этом лучше спрашивать нашего акционера.

— Хотелось бы еще поговорить про СБП — систему быстрых платежей. Недавно вы выпустили приложение СБПэй. Какие у вас планы по дальнейшему развитию проекта?

— Про него уже достаточно много было сказано. Это приложение, которое создано, исходя из полученных нами запросов и предложений от участников рынка. Например, мы получали от торгово-сервисных предприятий запрос, так как в каждом банке платеж по QR-коду реализован по-своему, и не всегда пользователю легко его найти и выполнить. Бывает, что в магазин приходит человек, которому предлагают скидку при оплате через СБП, а он даже не знает, как в мобильном приложении банка совершить платеж и получить преимущества.

Мы понимаем, что реализовать удобный пользовательский опыт в рамках мобильного приложения — это тоже не всем под силу. Приложения у всех банков реализованы по-разному, а кроме того, у некоторых участников СБП их просто нет. Поэтому СБПэй — это решение, которое позволяет получить гарантированно хороший клиентский опыт для совершения С2В-платежей, а банк при этом может реализовать лишь интеграционную часть процесса. Самые сложные вопросы, связанные с аутентификацией держателя карты и его идентификацией, берет на себя приложение СБПэй.

— Насколько я понимаю, сейчас в приложении реализован основной функционал оплаты через QR-код. Но наверняка вы разрабатываете какие-то дополнительные функции.

— Как я уже говорил, мы постоянно работаем над улучшением клиентского опыта. Ведь даже оплата с помощью QR по СБП в магазине может быть не так удобна по сравнению с тем, как сегодня люди привыкли платить со смартфона. То, что мы сегодня показываем на нашем стенде на ПМЭФ, — это новая возможность платить через СБПэй практически в одно касание с телефона или максимально быстро через QR-код.

Технология принципиально отличается от всего того, что до сего момента было сделано на рынке в мобильных приложениях

Она делает процесс оплаты через СБПэй таким же удобным для пользователя и таким же быстрым, как оплата мобильными платежными сервисами (например, Mir Pay, Samsung Pay, Google Pay, Apple Pay) — в один клик через наклейку с NFC, на которой есть QR–код. А поскольку это приложение вас аутентифицирует через биометрию на вашем смартфоне, не нужно больше получать СМС с кодами. Одновременно с этим сохраняются все уровни безопасности операции.

Выигрывают в итоге все три стороны. Пользователь получает прекрасный клиентский опыт. Для магазина это хороший и недорогой способ приема безналичной оплаты, который позволяет снизить комиссию и не ухудшить пользовательский опыт для его клиентов. И для банка, который обеспечивает торговой точке прием платежей через СБП, — это отсутствие необходимости устанавливать терминал или какое-то другое дорогостоящее оборудование, где формировался бы динамический QR-код.

Все переходит на уровень одной NFC-наклейки с нанесенным на ней QR. Стоимость такой NFC-метки — примерно до 50 рублей.

Мы не стали отказываться от QR, для кого-то он может стать привычнее, плюс у клиента в телефоне может не оказаться NFC-модуля, тогда он расплатится через СБПэй другим способом.

— А сколько уже банков подключились к СБПэй? В принципе, уже на днях стало известно, что это станет обязанностью для банков с 1 апреля 2022 года.

— С апреля 2022 года банки должны будут это реализовать. На их стороне будет та самая интеграция с приложением. Спецификации все известны, готовы и доступны для участников. На сегодняшний день с приложением уже работают "Русский Стандарт" и СКБ Банк. Еще ряд банков готовится к подключению.

— Может быть, есть свежие цифры по количеству ТСП, подключенных к СБП? И какая динамика по их подключению?

— Сегодня оплату с помощью СБП готовы принимать уже более 130 тысяч ТСП, причем более 60 тысяч из них были подключены с начала текущего года. Очевидно, что востребованность такого способа приема безналичных платежей у торговых точек растет по разным причинам. Во-первых, это низкие комиссии для бизнеса, во-вторых, как я уже говорил, возможность улучшить клиентский опыт для покупателей, для пользователей своих услуг, которые сегодня привыкли использовать СБП в разных сферах жизни. А число пользователей системы, напомню, уже превысило 25 млн человек.

— Когда СБПэй станет доступен владельцам айфонов?

— Планируется, что такая возможность появится до конца текущего года. 

Теги:
ПМЭФ-2021