Глава Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев на полях Петербургского международного экономического форума в интервью ТАСС заявил, что платежная система "Мир" с момента запуска собственной программы лояльности вернула россиянам в виде кешбэка более 1 млрд рублей. Также гендиректор компании рассказал, как теперь можно оплачивать покупки через СБП в одно касание при помощи NFC-меток и о планах по развитию платежной системы.
— НСПК с конца апреля обеспечил техническую возможность добавления карт "Мир" в платежный сервис Apple Pay. Сколько банков на текущий момент работают над внедрением карт "Мир" в этот сервис? Когда можно ожидать первые транзакции?
— Технический релиз платежной системы "Мир", который вышел в конце апреля, означает, что с определенной даты у банков появляется возможность приступить к реализации сервиса. Но в каждом конкретном банке этот проект предполагает взаимодействие самого банка, платежной системы и, конечно, владельца кошелька — Apple Pay. Поэтому сроки внедрения в разных банках могут отличаться. Интерес к системе сегодня проявляют практически все банки, которые выпускают карты "Мир". Мы работаем над внедрением Apple Pay с несколькими банками. О подключении сообщим дополнительно.
— Вы делаете очень многое для продвижения карт "Мир". У вас есть собственная программа лояльности. Хотелось бы узнать, сколько уже в рамках этой программы вы выплатили, не считая программы Ростуризма?
— С 1 января текущего года, без учета выплат кешбэка от Ростуризма, за транзакции, совершенные в сетях наших партнеров, было выплачено уже порядка 160 млн рублей кешбэка. Это только с начала 2021 года. А с момента запуска платформы — уже более 1 млрд рублей. В этой сумме учтены не только выплаты от "Мира", но и кешбэк, выплаченный нашими партнерскими ТСП (торгово-сервисные предприятия — прим. ТАСС). Так что программа востребована, она дает очень ощутимые выгоды россиянам, которые в ней участвуют. И мы продолжаем запускать все новые акции.
Например, мы расширяем скидки, которые можно получить за оплату проезда "Миром", и на железнодорожные билеты. Речь идет о проезде в пригородных электричках в целом ряде регионов с 1 июня по конец сентября, то есть на дачный сезон, чтобы россиянам было выгодно оплачивать картой "Мир" такие поездки. Сейчас это реализовано в Самарской, в Саратовской ППК и ППК Черноземье. Думаю, что это направление также будет достаточно быстро расширяться, как и остальные наши транспортные проекты.
— Если говорить отдельно о туризме, сколько было выплачено всего средств в рамках этой программы за прошлый и текущий год?
— Сейчас мы наблюдаем очередной всплеск интереса к программе, который был вызван поручением президента о кешбэке за отдых детей в летних лагерях. И это уже четвертый этап проекта Ростуризма. Надеемся, что далеко не последний. С самого начала действия туристического кешбэка, как его называют, общий объем продаж составляет около 25 млрд рублей. В проекте поучаствовали уже более 1 млн человек, которые смогли воспользоваться возможностью купить тур и получить возврат части средств.
— Это уже включая кешбэк за детский отдых?
— Да, это все вместе, общий туристический кешбэк. Надо сказать, что он начисляется в течение трех-четырех дней. И объем ежедневных начислений, а также спрос россиян на выгодные путешествия по стране достаточно высокий.
— "Мир" — довольно молодая платежная система. И она в процессе своего развития обрастает новыми сервисами. Вы в этом году запустили премиальный сегмент карты — Supreme. Хотелось бы узнать, в чем их отличие от обычных карт? Есть ли на них спрос? Какие планы по дальнейшему развитию этого проекта?
— Действительно, "Мир" — платежная система молодая. В первое время мы были сосредоточены на раскрытии терминальной сети, чтобы везде можно было расплатиться картой "Мир". Затем вместе с банками поэтапно переходили к выпуску карт, чтобы все бюджетники, студенты и пенсионеры их получили. Потом стали задумываться о дополнительных возможностях, сделали многофункциональное технологическое наполнение.
Потому что люди с высоким доходом требуют к себе, как правило, особого отношения. С нашей точки зрения, продукт получился премиальным, начиная от дизайна и заканчивая обслуживанием в банках. Безусловно, проект реализуется в сотрудничестве с банками, которые вносят и будут добавлять по мере развития продукта свои дополнительные возможности. Мы как платежная система по этой карте даем уникальный кешбэк. Сейчас, на начальной стадии развития проекта, это 10% кешбэка в самых востребованных у этой категории банковских клиентов сегментах — рестораны, кафе, супермаркеты и такси.
Также аудитория нашего нового продукта достаточно много путешествует, поэтому для всех держателей карт Mir Supreme предоставлен бесплатный доступ в лаунж аэропортов. Эта услуга реализована в сотрудничестве с высокотехнологичной компанией DragonPass. Вся структура доступа в VIP–залы интегрирована в мобильное приложение, и по QR–коду можно воспользоваться такими залами практически по всему миру. Кроме того, пользователям доступны скидки в ресторанах и магазинах аэропортов. При этом сама карта на физическом носителе не нужна, достаточно приложения.
Сегодня Supreme уже выпускает СМП Банк, еще ряд банков проявляют большой интерес к продукту.
Конечно, такая карта вряд ли станет массовой, но она обязательно найдет своего пользователя.
— Как вы считаете, она способна конкурировать с аналогичными продуктами других платежных систем?
— Да. Она предоставляет в целом те же самые возможности для клиентов. Мы очень внимательно подходили и к экономике банка. Сегодня ни одна из подобных карт не предоставляет таких преимуществ, как 10-процентный кешбэк за покупки, причем в тех категориях, в которые мало кто рискует заходить. С учетом сумм, которые обычно тратятся в премиальном сегменте, 10% — это существенный кешбэк.
— Недавно ЦБ представил рынку стратегию развития национальной платежной системы до 2023 года, и там для "Мира" есть план по доле операций среди всех транзакций по картам. Если я не ошибаюсь, это 27–30% к концу 2023 года. Как вы считаете, сможете ли вы его достичь? Может быть, вы даже сможете его перевыполнить?
— Каждый следующий процент доли рынка дается все сложнее, потому что стартовать с низкой базы и удваиваться, давать приросты, пока у тебя небольшой процент, — это не так сложно. Разумеется, это требует серьезной работы, но чисто математически это несложно.
Так что мы уже достаточно большой путь прошли, и каждый следующий процент будет доставаться труднее. Но мы не сомневаемся, что нам удастся справиться даже с такими амбициозными цифрами как 27–30% за следующие три года, которые обозначены стратегией Банка России. Мы понимаем, на какие конкретно сервисы и продукты, на какие программы, в том числе маркетинговые, мы будем ориентироваться, чтобы реализовать такой рост.
— Обсуждается ли вопрос смены акционера или изменения состава акционеров?
— Нет, не обсуждается.
— Может быть, есть какие-то планы на счет IPO "Мира"?
— Я думаю, что об этом лучше спрашивать нашего акционера.
— Хотелось бы еще поговорить про СБП — систему быстрых платежей. Недавно вы выпустили приложение СБПэй. Какие у вас планы по дальнейшему развитию проекта?
— Про него уже достаточно много было сказано. Это приложение, которое создано, исходя из полученных нами запросов и предложений от участников рынка. Например, мы получали от торгово-сервисных предприятий запрос, так как в каждом банке платеж по QR-коду реализован по-своему, и не всегда пользователю легко его найти и выполнить. Бывает, что в магазин приходит человек, которому предлагают скидку при оплате через СБП, а он даже не знает, как в мобильном приложении банка совершить платеж и получить преимущества.
Мы понимаем, что реализовать удобный пользовательский опыт в рамках мобильного приложения — это тоже не всем под силу. Приложения у всех банков реализованы по-разному, а кроме того, у некоторых участников СБП их просто нет. Поэтому СБПэй — это решение, которое позволяет получить гарантированно хороший клиентский опыт для совершения С2В-платежей, а банк при этом может реализовать лишь интеграционную часть процесса. Самые сложные вопросы, связанные с аутентификацией держателя карты и его идентификацией, берет на себя приложение СБПэй.
— Насколько я понимаю, сейчас в приложении реализован основной функционал оплаты через QR-код. Но наверняка вы разрабатываете какие-то дополнительные функции.
— Как я уже говорил, мы постоянно работаем над улучшением клиентского опыта. Ведь даже оплата с помощью QR по СБП в магазине может быть не так удобна по сравнению с тем, как сегодня люди привыкли платить со смартфона. То, что мы сегодня показываем на нашем стенде на ПМЭФ, — это новая возможность платить через СБПэй практически в одно касание с телефона или максимально быстро через QR-код.
Она делает процесс оплаты через СБПэй таким же удобным для пользователя и таким же быстрым, как оплата мобильными платежными сервисами (например, Mir Pay, Samsung Pay, Google Pay, Apple Pay) — в один клик через наклейку с NFC, на которой есть QR–код. А поскольку это приложение вас аутентифицирует через биометрию на вашем смартфоне, не нужно больше получать СМС с кодами. Одновременно с этим сохраняются все уровни безопасности операции.
Выигрывают в итоге все три стороны. Пользователь получает прекрасный клиентский опыт. Для магазина это хороший и недорогой способ приема безналичной оплаты, который позволяет снизить комиссию и не ухудшить пользовательский опыт для его клиентов. И для банка, который обеспечивает торговой точке прием платежей через СБП, — это отсутствие необходимости устанавливать терминал или какое-то другое дорогостоящее оборудование, где формировался бы динамический QR-код.
Все переходит на уровень одной NFC-наклейки с нанесенным на ней QR. Стоимость такой NFC-метки — примерно до 50 рублей.
Мы не стали отказываться от QR, для кого-то он может стать привычнее, плюс у клиента в телефоне может не оказаться NFC-модуля, тогда он расплатится через СБПэй другим способом.
— А сколько уже банков подключились к СБПэй? В принципе, уже на днях стало известно, что это станет обязанностью для банков с 1 апреля 2022 года.
— С апреля 2022 года банки должны будут это реализовать. На их стороне будет та самая интеграция с приложением. Спецификации все известны, готовы и доступны для участников. На сегодняшний день с приложением уже работают "Русский Стандарт" и СКБ Банк. Еще ряд банков готовится к подключению.
— Может быть, есть свежие цифры по количеству ТСП, подключенных к СБП? И какая динамика по их подключению?
— Сегодня оплату с помощью СБП готовы принимать уже более 130 тысяч ТСП, причем более 60 тысяч из них были подключены с начала текущего года. Очевидно, что востребованность такого способа приема безналичных платежей у торговых точек растет по разным причинам. Во-первых, это низкие комиссии для бизнеса, во-вторых, как я уже говорил, возможность улучшить клиентский опыт для покупателей, для пользователей своих услуг, которые сегодня привыкли использовать СБП в разных сферах жизни. А число пользователей системы, напомню, уже превысило 25 млн человек.
— Когда СБПэй станет доступен владельцам айфонов?
— Планируется, что такая возможность появится до конца текущего года.