21 марта 2022, 07:00
Интервью

Замглавы Минэнерго: нельзя отключать людям свет за майнинг криптовалют

Евгений Грабчак. Пресс-служба Минэнерго РФ
Евгений Грабчак

Евгений Грабчак — о состоянии российской энергетики

О том, как российская энергетика прошла отопительный сезон, как будет повышаться надежность энергоснабжения граждан и почему майнерам криптовалют нельзя отключать свет, в интервью ТАСС рассказал заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак.

— Евгений Петрович, давайте для начала подведем итоги 2021 года. Каким он был для российской энергетики?

— Все познается в сравнении, но в целом он был, конечно, неплохим. У нас и энергопотребление выросло, и восстановительные процессы были видны. В конце декабря потребление мощности побило рекорд 2012 года. ТЭК работал стабильно, существенных аварий не было. Вместе с тем были завершены такие проекты, как Кольско-Карельский транзит, реализуются крупные стройки электросетевых объектов и генерации в Сибири и на Дальнем Востоке, продолжается развитие Юга России и в том числе крымской энергосистемы.

— А что больше всего запомнилось в 2021 году?

— Я бы сказал, что рекорд потребления мощности. Также интересным событием стало завершение разработки проекта энергоснабжения Баимского горно-обогатительного комбината. Дело в том, что этот проект откроет дорогу многим технологическим новшествам, а также даст дополнительное направление для развития наших северных территорий. С точки зрения стратегии запомнилась идея объединения энергосистем Дальнего Востока и Сибири. И самое главное, что Россия не скатилась тотально к "зеленой" повестке, мы все-таки стараемся сбалансированно подходить к этой теме и, как показывает практика, не зря.

— Наблюдался ли рост аварийности на предприятиях ТЭК?

— Увеличение аварийности показал распределительный сетевой комплекс. Основная проблема в нехватке финансирования, что не позволяет в полном объеме инвестировать в сети и их обслуживать. В газовом и нефтяном секторах в России крупных аварий не наблюдалось, в компаниях повышается культура работы на объектах и увеличиваются инвестиции на их поддержание.

— А как энергосистема прошла осенне-зимний период?

— Знаете, это, наверное, первый год, когда я отдыхал в новогодние праздники. Потому что каждый год происходят аварии, массовые нарушения энергоснабжения и так далее. А в этом году устойчивость энергосистемы порадовала, да и зима проходила достаточно стабильно, запасов прочности хватило. Даже те нарушения, которые происходили, удавалось оперативно устранить. Для нас более знаковой была авария в Центральной Азии, которая нас затронула по касательной и не отразилась на российских потребителях, но она указала на недостаточность координации по управлению и развитию энергосистем государств. Вместе с тем нельзя недооценивать значение фактора погоды. Например, в начале марта в Астраханской области из-за сложившихся аномальных погодных условий — шквалистого ветра, снега и дождя — было повреждено порядка 1,5 тыс. опор линий электропередачи. Энергоснабжение было полностью восстановлено, однако часть потребителей сейчас запитана от резервных источников электроснабжения, и восстановление нормальной схемы электроснабжения завершится до конца месяца.

— Минэнерго разработало программу повышения надежности энергосистем десяти регионов России. Какие меры она предусматривает и сколько средств заложено для ее реализации?

— Во-первых, был проведен анализ технического состояния объектов электросетевого хозяйства, анализ причин и показателей аварийности, далее мы смотрим, где сети не выдерживают текущей нагрузки и где необходимо провести модернизацию. Во-вторых, это замена неизолированного провода на самонесущий изолированный провод и замена опор ЛЭП, которые пришли в негодность. В-третьих, это дооснащение необходимой спецтехникой для проведения эксплуатационных, ремонтных и восстановительных работ. В-четвертых, смотрим наличие и достаточность необходимого аварийного запаса и резервных источников электроснабжения. Мы делаем основной акцент на восстановлении работоспособности сети и повышении ее срока службы.

По объему инвестиций ситуация в регионах разная. В центральной части России — около 5–7 млрд рублей на каждый регион, но, например, на Сахалине, где изолированная система и существенно изменились погодные условия, это порядка 25 млрд рублей.

— На какой срок рассчитана программа?

— Ожидаем, что в течение трех-пяти лет сети в центральной части России будут приведены в нормативное состояние.

— А какие источники финансирования?

— Либо софинансирование, либо средства федерального бюджета.

— На пресс-конференции Владимира Путина был затронут вопрос энергоснабжения Дагестана. Какая сейчас ситуация с сетевым комплексом в республике и на Северном Кавказе в целом?

— Дагестан — это показательный пример того, к чему может привести ненадлежащее отношение к энергетике. Тут много проблем, в том числе ошибки тарифного регулирования, платежная дисциплина, бесконтрольное подключение к электросетям, а также в последнее время — майнинг. Недавно началась реализация программы повышения надежности по Дагестану и Северному Кавказу в целом. Надеюсь, что в течение двух-трех лет эта программа будет завершена, но потребители в Дагестане ощутят первые эффекты уже к следующему отопительному сезону. Подчеркну, что одними вложениями проблему не решишь, нужно решать вопрос путем консолидации объектов электросетевого хозяйства, неэффективных ТСО, ликвидации бесхозных сетей, обеспечения собираемости платежей и исключения практики незаконных подключений.

— А сколько заложено в программу?

— По Дагестану порядка 8,5 млрд рублей, а по Северному Кавказу в целом — почти 17 млрд рублей. Это тот минимальный объем средств, который позволит приблизиться к среднероссийскому уровню качества энергоснабжения.

— Минэнерго РФ выступает за регулирование сферы майнинга криптовалют. Нет ли опасений, что без запрета черные майнеры продолжат наносить значительный вред энергосистеме?

— Это вид малого бизнеса, люди зарабатывают на этом деньги. Эту сферу необходимо ввести в правовое поле и получать соразмерную плату за техприсоединение и потребление электроэнергии, налоги. В России плата за электроэнергию для населения субсидируется за счет других категорий потребителей, и получается, что майнинг приносит доходы за счет их уменьшения по другим видам деятельности. Узаконить майнинг также необходимо для того, чтобы энергетики знали о нем и понимали, какая нагрузка будет на сеть. Сам по себе майнинг увеличивает отпуск полезной энергии и позволяет вкладывать дополнительные средства в те же сети. В самом процессе ничего страшного нет, но он бесконтролен и из-за лазеек в законодательстве есть возможность пожить за счет других. Вот это нужно отрегулировать.

— А вы поддерживаете инициативу по отключению электричества физлицам за майнинг?

— Отключать физлиц нельзя, потому что очень сложно определить, что конкретный человек занимается майнингом, если его потребление не превышает заявленную мощность. Но регулировать обязательно нужно. Необходимы разумные стимулирующие меры по "обелению" такой деятельности. Просто отключением вопрос не решить.

— Вы сказали, что проблему энергоснабжения в регионах надо в том числе решать через консолидацию объектов неэффективных ТСО. На каком этапе сейчас находится законопроект?

— Было очень много дискуссий, где приводились примеры малых территориальных сетевых организаций (ТСО), которые более эффективны, чем крупные. Такое может быть, но мы смотрим, какой эффект будет иметь решение о консолидации в рамках единой большой системы. Да, придется пожертвовать такими ТСО, но считаем, что эти точки эффективности надо перенимать и внедрять полезные новшества в деятельность системообразующих региональных ТСО. На текущем этапе становления и развития энергосистемы, электросетевого бизнеса более оптимальным решением будет найти единый центр ответственности по энергоснабжению потребителей, куда будет проще внедрять единые стандарты и лучшие практики, а также направлять дополнительные инвестиционные средства. При этом необходимо создать стимулы, чтобы крупные ТСО стремились к большей эффективности и применению лучших технологий. Хочу подчеркнуть, что законопроект, который сейчас обсуждается в правительстве, предполагает наличие не одной ТСО в регионе, но системообразующей будет все же компания с госучастием. В крупных регионах возможно наличие до пяти ТСО, в малых — по две-три.

— А уже есть четкий механизм передачи сетей к системообразующей ТСО?

— Мы не обязываем ТСО, которой не будет установлен тариф, передавать свои объекты в системообразующую ТСО. Никто не запрещает компании сохранить право собственности над своими объектами. Мы лишь обеспечиваем механизм непрерывности энергоснабжения потребителей. Создается инструмент, похожий на механизм гарантирующего поставщика. Собственник может передать имущество в аренду либо он может продать имущество, может подарить. Собственник должен решить сам. Предусматривается возможность собственнику передать свои объекты электросетевого хозяйства в эксплуатацию системообразующей ТСО в случае, если он не успеет самостоятельно продать или сдать их в аренду до начала очередного периода тарифного регулирования, а системообразующая ТСО получит право эксплуатации и право получения тарифа на содержание этих объектов.

У системообразующей ТСО будут как специальные права, так и специальные обязанности. Например, в случае нарушения электроснабжения в регионе системообразующая ТСО по решению регионального штаба гарантированно восстановит электроснабжение потребителей независимо от того, к каким сетям такие потребители подключены.

— По каким критериям будет выбираться системообразующая ТСО?

— По эффективности работы, по наличию сформированной системы оперативно-технологического управления, необходимых объемов аварийного запаса, сил и средств для ликвидации массовых нарушений энергоснабжения и, естественно, по наличию достаточных финансов для осуществления деятельности.

— Как проходит реализация программы развития сетевого комплекса в Крыму?

— Программа идет, причем есть желание ее расширить, обеспечить финансирование порядка 25 млрд рублей в дополнение к тем средствам, которые сейчас в нее заложены. В Крыму также нужно решить вопрос консолидации, и этим сейчас занимается АО "Крымэнерго", которое создавалось в том числе для комплексной реконструкции, строительства новых сетей и модернизации. Там есть и ряд других проблем, которые не позволяют довести качество энергоснабжения до общероссийского уровня. В планах в течение трех лет нужно завершить все мероприятия по реконструкции сетей Южного берега Крыма, и мы это сделаем.

— Украина после завершения испытаний решила не подключаться обратно к энергосистеме России. Как это отразится на российских потребителях и есть ли риски для Украины?

— Последствий для российских потребителей нет никаких. Что касается рисков для Украины, время покажет.

— Как бы вы описали развитие российской энергетики на горизонте пяти-десяти лет?

— Нужно завершать проекты модернизации, максимально используя российское оборудование, и внедрять системы интеллектуального учета и управления. С точки зрения архитектуры энергосистемы России необходимо объединять энергосистемы Дальнего Востока и Сибири, а также создавать новый транзит между Сибирью и Уралом. И необходимо менять действующую модель рынка с точки зрения сокращения дополнительных финансовых нагрузок на потребителей.

— А энергопотребление как будет расти?

— Если исключить влияние температуры, то на 1–1,5% в год. Это стабильный рост энергопотребления начиная с 2009 года.