22 июля 2022, 10:00
Интервью

Минобрнауки ЛНР: основная проблема в системе образования — отсутствие безопасных условий

Минобрнауки ЛНР: основная проблема в системе образования — отсутствие безопасных условий
Иван Кусов

Глава ведомства Иван Кусов рассказал в интервью ТАСС о том, сколько школ и вузов готовы принять детей в этом году и чем Луганской Народной Республике помогает Россия

Министр образования и науки ЛНР Иван Кусов в интервью ТАСС в разгар вступительной кампании рассказал о том, как работает система образования республики в нынешних условиях, сколько школ и вузов готовы принять детей в этом году, какие специальности являются самыми ходовыми, чем Луганской Народной Республике помогает Россия и что больше всего мешает вернуться к привычной жизни.

Сколько школ готовы начать учебный год 1 сентября? Сколько готовы принять учеников? Хватит ли помещений под всех детей?

— По состоянию на июль 2022 года в сети общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики зарегистрировано 524 общеобразовательные организации (включая 22 общеобразовательные организации интернатного типа).

Готовы принять детей 386 дошкольных образовательных организаций (с исторической территории 299, с освобожденной территории 87) без учета учебно-воспитательных комплексов и 490 общеобразовательных организаций (с исторической территории 323, с освобожденной территории 167).

Около 105 тыс. детей сядут за парты в новом учебном году, из них 9 170 первоклассников.

Подготовка к новому учебному году проходит при поддержке России: обновляется материально-техническая база, школы обеспечиваются компьютерами, учебной и художественной литературой. Педагоги проходят курсы повышения квалификации, включая педагогов общеобразовательных организаций на освобожденных территориях.

Силами регионов-кураторов Российской Федерации проводится ремонт в школах, садах, учреждениях дополнительного образования. Всего в планах отремонтировать 62 объекта, из них 19 садов и 43 школы. Уже ведутся работы в 28 [объектах] — 10 садах и 18 школах Луганска и Антрацитовского района. Запланирован ремонт в школах и садах деоккупированного города Счастье и Станично-Луганского района.

Во многих регионах республики вопрос проведения капитальных ремонтов только обсуждается, поэтому информация будет обновляться.

— Какие сложности сейчас есть с открытием школ?

— Основная сложность на сегодняшний день — это отсутствие безопасных условий для жизни мирных граждан и продолжение обстрелов ряда территорий: городов Северодонецк, Рубежное, Лисичанск, Алчевск, Первомайск, Стаханов, а также Кременского и Попаснянского районов, что не дает возможности организовать образовательный процесс в обычном режиме.

Из-за обстрелов люди выезжают из городов — это меняет показатели количества детей и педагогов, страдает инфраструктура системы образования, их материально-техническое состояние. 

Сколько необходимо подготовить преподавателей?

— В настоящее время количество педагогических работников составляет около 12 тыс. человек (в ряде общеобразовательных организаций на освобожденных территориях ЛНР продолжается формирование штата сотрудников). В связи с переходом на новые ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты — прим. ТАСС) с 1 сентября переподготовку нужно пройти практически всем педагогам. Работа в этом направлении идет непрерывно. Министерство образования и науки ЛНР в тесном взаимодействии с образовательными организациями высшего образования и центрами дополнительного профессионального образования Российской Федерации занимается повышением квалификации и переподготовки управленческих кадров и педагогических работников общеобразовательных организаций республики. Уже дистанционно курсы прошли 1 254 педагогических работника, 170 директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций (в настоящее время КПК (курсы профессиональной подготовки — прим. ТАСС) проходят еще 56 управленцев).

В Ростове-на-Дону прошли обучение в очном формате 339 педагогов (в настоящее время проходят обучение еще 75 учителей истории и обществознания).

До 1 сентября 2022 года еще более 2 тыс. педагогов пройдут соответствующее обучение, в том числе из общеобразовательных организаций на освобожденных территориях республики.

На данный момент 35% педагогов прошли процесс переподготовки. До декабря этого года процесс завершат все 100%.

— Когда придут все российские учебники для школ?

— С 2015 года школы республики используют учебники российского издательства "Просвещение". Взаимодействие налажено с Министерством просвещения Российской Федерации и вышеуказанным издательством по вопросу обеспечения новыми учебниками всех обучающихся освобожденных территорий. Кроме того, помощь в приобретении учебников оказывают регионы-партнеры из Российской Федерации.

Мы с уверенностью можем заявить, что учебники будут получены общеобразовательными организациями к началу нового учебного года.

Сколько учеников сдавали ЕГЭ в этом году и сколько будет с учетом освобожденных территорий?

 Всего в республике 253 человека. Выпускники с освобожденных территорий в этом году не сдавали ЕГЭ.

Какие цифровые сервисы предоставит РФ для обучения детей?

— Российские вузы предоставляют доступ к своим библиотекам и электронным каталогам. С помощью сервиса "Сферум", разработанного Минпросвещением, проводятся мастер-классы, вебинары, лекции как для педагогов всех уровней образования, так и для детей.

Сколько вузов ЛНР начали приемную кампанию, по каким специальностям?

— В Луганской Народной Республике семь вузов. Все они принимают заявления от абитуриентов на обучение по программам высшего образования. Набор осуществляется по 119 направлениям подготовки бакалавриата, 51 специальности специалитета, 122 направлениям подготовки магистратуры.

Сколько человек готовы принять в этом году? Какой конкурс на одно место? Сколько всего человек подали документы в вузы ЛНР?

— На 2022/2023 учебный год организациям высшего образования установлено 6 567 бюджетных мест с учетом освобожденных территорий.

По промежуточным данным на очную форму обучения лидируют направления подготовки и специальности:

стоматология — 16,4 человека на одно бюджетное место;

психология — 14,2 человека;

таможенное дело — 9,9 человека;

филология — 8,3 человека;

специальное дефектологическое образование — 7,1 человека;

перевод и переводоведение — 5,5 человека;

фармация — 5,4 человека;

вокальное искусство — 4,8 человека;

пожарная безопасность — 4,5 человека;

журналистика — 4,3 человека;

педиатрия — 4,23 человека;

юриспруденция — 3,8 человека;

государственное и муниципальное управление — 3,1 человека;

экономика — 2 человека.

Вступительная кампания также проходит и на освобожденных территориях. Так, в созданном на освобожденной территории Старобельском факультете — филиале Луганского государственного педагогического университета — на педагогическое образование с двумя профилями подготовки конкурс составляет два человека на место, на физическую культуру — 1,5 человека.

Подано 9 800 заявлений.

— Какие вузы и специальности самые востребованные в этом году?

— Каждая образовательная организация имеет свою профильную направленность и имеет востребованность в своей сфере. Исходя из конкурса, можно сделать вывод, что самые популярные — это психология, стоматология, журналистика и другие.

Много ли народу поступает/поступило с освобожденных территорий? Какие специальности в основном выбирают они?

— От абитуриентов с освобожденных территорий подано более 400 заявлений. Определить предпочтение того или иного направления подготовки или специальности пока преждевременно.

Как адаптируются к новой системе образования люди с освобожденных территорий?

— Можно сказать, что процесс этот идет плавно, уверенно. Учителя, дети и родители пока готовятся включиться в образовательный процесс. Это пока подготовка. Для адаптации жителей освобожденных территорий регулярно проводятся встречи, семинары, курсы повышения квалификации, дети участвуют в проекте "Университетские смены" в России, где им помогают адаптироваться в новых обстоятельствах, познакомится с детскими образовательными и патриотическими проектами России.    

Нет ли в вузах языковой проблемы?

— Языковой проблемы в вузах нет. Для абитуриентов с освобожденных территорий были организованы подготовительные курсы по русскому языку, чтобы помочь адаптироваться и минимизировать языковой барьер.

Сколько вузов получили лицензии и аккредитации от РФ? Есть ли международные, если да, то сколько? Много ли преподавателей прошли переподготовку в России?

— Свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в Российской Федерации получили четыре образовательных организации ЛНР по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей педагогической, технической, медицинской, экономической направленности — это Донбасский государственный технический институт, Луганский государственный университет имени Владимира Даля, Луганский государственный педагогический университет, Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки.

В ближайшей перспективе прохождение государственной аккредитации всеми вузами.

Курсы повышения квалификации педагоги высшей школы проходят с 2015 года. Всего это 1 863 человека, из них 492 в 2022 году. 

Есть ли в вузах ЛНР приглашенные преподаватели из РФ?

 В вузах ЛНР приглашенные преподаватели из РФ занимаются научной деятельностью и являются постоянными членами диссертационных советов ЛНР.

Какие регионы РФ взяли шефство над ЛНР в образовательной системе? Чем конкретно помогают: снабжают ли книгами, техникой?

— Шефство над образовательной сферой в том числе взяли Ставропольский, Красноярский, Пермский, Алтайский края, Новосибирская, Белгородская, Брянская, Иркутская, Тюменская, Вологодская, Астраханская, Ульяновская, Архангельская, Саратовская, Омская, Волгоградская, Воронежская, Тамбовская, Калужская, Оренбургская области, Республики Башкортостан, Коми, города Москва и Севастополь. Сейчас первостепенная задача — это ремонт и восстановление учреждений образования. Работа ведется — где-то уже полным ходом идет процесс, где-то только оценивается ущерб, выстраивается план действий.

Регионы-кураторы помощь оказывают всестороннюю — это и оздоровление детей, повышение квалификации педагогов, восстановление, обеспечение литературой и техникой.