7 июня, 08:30
Интервью
ПМЭФ

Глава Гагаузии Евгения Гуцул: выборы 20 октября могут отправить Санду на свалку истории

Евгения Гуцул. Александр Демьянчук/ ТАСС
Евгения Гуцул

Глава Гагаузии Евгения Гуцул в специальном интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) выразила уверенность в поражении президента Молдавии Майи Санду на выборах 20 октября, оценила риски военного конфликта в Гагаузии или Приднестровье и ответила на вопрос о возможности переезда в Россию

Здравствуйте, Евгения Александровна. Спасибо, что пришли к нам на интервью. Мы знаем о том давлении, которое на вас оказывается Кишиневом. Рассматриваете ли вы для себя возможность переезда в Россию, если этот прессинг будет усиливаться?

— Спасибо вам за возможность высказаться на вашей площадке. Хочу отметить, что, действительно, колоссальное давление идет не только на меня, но и на всю нашу команду, на всю оппозицию. На нас заводятся уголовные дела чуть ли не каждый день. Мы все прекрасно понимаем, что это делается по указанию президента Молдавии Майи Санду. Но я, честно, не рассматриваю вариант переезда, потому что я родилась в Республике Молдова, я жительница Гагаузской автономии, я имею одно гражданство — это гражданство Республики Молдова. В отличие от президента нашей страны, которая имеет, помимо молдавского, как она сама призналась в одном интервью, и румынское гражданство. Мы не знаем, сколько еще их есть, в которых она пока не призналась.

Но я сегодня действую исключительно в интересах своего народа. Меня народ избрал год назад, чтобы я и моя команда смогли осуществить все те предвыборные обещания, которые мы им дали. И мы к этому идем. Да, колоссальное давление, но мы не обращаем внимания на это. У нас блокируется много проектов, которые мы реализуем с помощью меценатов, с помощью наших партнеров, друзей. У нас есть и очень много проектов, в которые вкладываются личные средства. Всячески все это блокируется. Но мы всегда стоим на своем. Мы реализуем те проекты, которые обещали, и я не планирую и не рассматриваю такой вариант, как переезд в Российскую Федерацию. Это Молдова, это моя родина, я нужна своей родине, особенно в такое тяжелое время.

Я уверена, что совсем скоро, а именно после 20 октября (дата президентских выборов в Молдавии — прим. ТАСС), мы не будем переживать о том, что нам придется испытывать какие-то очередные нападки от Майи Санду. Потому что мы целенаправленно идем к победе. Мы хотим, чтобы 20 октября Молдова освободилась от режима Майи Санду. И я уверена в нашей победе. Поэтому как я жила, так и буду жить на своей родине.

— Как продвигаются переговоры о поставках из России в автономию газа по сниженным ценам? Есть ли уже какие-то договоренности, возможно, соглашение будет подписано скоро?

— Это была у меня одна из самых важных просьб к Владимиру Владимировичу Путину в марте этого года. Действительно, в нашей республике происходит колоссальное повышение цен именно на ресурсы. Мы знаем, что уже несколько лет, как власти Молдавии не могут договориться о поставках дешевого газа из России. Нам приходится в 5–6 раз дороже платить за этот газ из РФ, который мы закупаем через другие компании, через другие страны.

Мы ведем переговоры. У нас есть рабочая группа со стороны Российской Федерации, со стороны исполкома Гагаузии, где мы сейчас работаем над этим. Так как это сложный процесс, нам нужно еще время. Я очень надеюсь, что в скором времени мы сможем выйти к народу Гагаузской автономии и сообщить, что определенные задачи по ценам на газ исполнены. Сейчас мы еще в стадии разработки этого проекта.

— Рассчитываете ли до конца года выйти на соглашение?

 Да, мы рассчитываем. Поэтому у нас идут усиленные переговоры, усиленная работа. Когда — пока точно не могу сказать.

Как вы оцениваете риски военного конфликта в Приднестровье или в Гагаузии? Может ли Майя Санду пойти на украинский сценарий?

— Вы знаете, от Майи Санду можно всего ожидать. Действительно, события последних одного-двух лет нас очень настораживают. Идет милитаризация Молдовы. Мы каждый день видим, что проходят учения, что у нас присутствуют военные из других стран. Это реально опасно, это настораживает. Но, как я уже сказала, я надеюсь, что уже с 20 октября этих опасений у нас не останется, и мы сможем отправить, как говорится, на свалку истории Майю Санду и не будем переживать о том, что у нас в любой момент может произойти военный конфликт по надуманным причинам. Мы выступаем за мир, мы выступаем за дружбу, и мы выступаем за то, чтобы мы были нейтральной страной, как это указано четко в конституции. Нас не надо втягивать в какие-то военные конфликты.

Мы каждый день по телевизору слышим, что Россия "агрессор", Россия "нападет". Идет целенаправленная дезинформация населения против Российской Федерации.

На своем посту я уже несколько раз приезжала в Российскую Федерацию, у меня проходят разные встречи на разных уровнях. И ни разу ни с одним представителем Российской Федерации мы не обсуждали милитаризацию, военный конфликт и т.д. Идут переговоры исключительно по рабочим моментам, по проектам, которые мы могли бы реализовать в Гагаузской автономии и тем самым облегчить жизнь жителей.

На сегодняшний день Майя Санду и ее команда заняты тем, что они думают только об оппозиции. Идет колоссальное давление на оппозицию. И также у них еще одна задача — милитаризация Республики Молдова. В то же время они забыли о своих гражданах, которые с каждым днем живут все в большей нищете. Мы же с моей командой, с блоком "Победа", работаем над тем, чтобы, наоборот, у людей был мир, чтобы у них был кусок хлеба с маслом и т.д.

Фиксируете ли вы поставки вооружений НАТО Молдавии?

— Мы видим, какое финансирование уже идет в этом отношении. Я ничего не исключаю.

Поэтому мы, гагаузский народ, выступаем, как я уже говорила, за нейтралитет, за суверенитет и независимость Республики Молдова. И я надеюсь, что на такие крайние меры наше правительство и Майя Санду не пойдут. Рассчитываю на их благоразумие. Не надо втягивать Республику Молдова в военные конфликты, вступление в НАТО или какое-то сотрудничество в сфере милитаризации. Повторюсь: мы от них скоро избавимся и заживем уже более свободно и более спокойно.

— Как вы оцениваете перспективы объединения Молдавии и Румынии? Вы ранее говорили, что если Кишинев пойдет на это, то Гагаузия объявит о независимости. И будете ли в таком случае Гагаузия запрашивать помощь России?

— Знаете, я могу с уверенностью вам сказать, что жители всей Республики Молдова против этого объединения. Мы не один год слышим об этом. Даже пытаются некоторые члены правительства высказываться по телевизионным каналам о том, что "мы не Молдова, мы Румыния, мы разговариваем не на молдавском языке, а разговариваем на румынском". То есть они пытаются столкнуть лбами молдаван против гагаузов. Мы видим, как некоторые активисты, которые выступают, выходят с плакатами, обзывают гагаузов сепаратистами. Это все идет целенаправленно с подачи действующей власти — межнациональная рознь.

10 лет назад жители Гагаузской автономии четко совершили свое волеизъявление, проголосовали на референдуме, где был вопрос о том, что если Республика Молдова потеряет свою независимость, то Гагаузская автономия оставляет за собой право на внешнее самоопределение. Это также четко указано в нашем законе об особом правовом статусе Гагаузской автономии, который был принят в 1994 году. И сейчас такое настроение у жителей Гагаузской автономии сохранилось.

Мы хотим жить в Республике Молдова, мы хотим дружить с молдаванами, с украинцами, с белорусами. У нас многонациональная страна. У нас в Гагаузии есть села, где проживают болгары. У нас в Гагаузии есть село, где проживают чисто украинцы. И нас сейчас пытаются столкнуть друг против друга. А мы всего лишь хотим мира, и мы хотим жить в нашей стране. Мы хотим учить молдавский язык и разговаривать на нем, а не румынский, как нам это пытаются продемонстрировать.

И да, я неоднократно говорила, что если Молдова решится на воссоединение с Румынией, то, конечно, мы обратимся к нашим международным партнерам. Это Российская Федерация. Мы обратимся к Турецкой Республике, которая нас поддерживает. Мы обратимся ко всем международным организациям, в ООН, чтобы там услышали голос народа.

Как я уже начала говорить, не только Гагаузская автономия выступает против этого объединения, но также и большинство жителей Республики Молдова. У нас есть второй по величине крупный город в Республике Молдова Бельцы — в нем практически полностью русскоязычное население. У нас очень много регионов на севере Молдовы, которые тоже выступают за то, чтобы мы были независимой нейтральной суверенной страной.

Я думаю, если правительство и Майя Санду пойдут на такие шаги, то народ восстанет, взбунтуется. Потому что даже в истории Республика Молдова образовалась раньше, чем Румыния. Высказывания некоторых политиков Румынии и настораживают, и в то же время мы их воспринимаем как глупые. Потому что мы должны сохранить свою идентичность. А если мы объединимся с Румынией, то мы потеряем все

— Говоря об Украине, считаете ли вы президента Владимира Зеленского легитимным после истечения срока полномочий?

 На самом деле нужно, чтобы избиратели Украины дали оценку, легитимный он или нелегитимный. Его избрал народ Украины, поэтому сейчас пусть он дает этому оценку.

Как обстоят дела с картами "Мир"? Как продвигаются переговоры? С какими банками ведете переговоры, контакты, помимо Промсвязьбанка?

— Вы знаете, у нас уже более 25 тыс. пенсионеров и бюджетников получают вторые надбавки к пенсиям или к заработной плате. Это около 10 тыс. рублей, €100. И до сих пор к нам приходят люди с просьбой зарегистрировать. Мы принимаем документы, заключаем контракты. У нас очень большой ажиотаж. Просит уже не только Гагаузская автономия, но также и рядом расположенные южные регионы — это Тараклия, это Кантемир, это Бельцы, то есть у нас уже и другие регионы просят о том, чтобы предоставить такую возможность пенсионерам и работникам в бюджетной сфере.

Конечно, это очень важный проект, который было очень сложно осуществлять. В прошлом году мы попытались через Управление здравоохранения и соцзащиты открыть пенсионерам счета, чтобы они смогли получить надбавку к пенсиям. Но когда поступили 17 млн лей, это около $1 млн, на специальный счет в Управление здравоохранения, у нас правительство сразу заблокировало его. Заблокировало, не объясняя причин. Потом, конечно, нам удалось при помощи Илана Шора договориться с руководством Промсвязьбанка, где нам открыли эти счета, и сейчас, действительно, они помогают нашим жителям. Кстати, я здесь встретилась с руководством Промсвязьбанка, мы обсудили дальнейшее развитие наших отношений. Мы будем и дальше работать.

Спасибо вам большое, что пришли к нам. Будем рады видеть вас снова.

— Спасибо большое. Всего доброго.