12 сентября, 09:00
Интервью

Александр Беглов: Петербург был, есть и всегда будет важнейшим центром мировой культуры

Александр Беглов. Пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга
Александр Беглов
С 11 по 14 сентября Санкт-Петербург в 10-й раз принимает Международный форум объединенных культур. Только что переизбранный на новый губернаторский срок Александр Беглов рассказал ТАСС о том, почему форум перенесли на теплый сезон, как культура стала "градообразующей" отраслью и какие новые учреждения культуры вскоре появятся в Северной столице

— Александр Дмитриевич, культурный форум в этом году проходит в необычные даты: раньше его проводили в ноябре-декабре, теперь Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур передвинули на теплый сезон. Почему принято такое решение?

— Мы несколько лет не проводили Санкт-Петербургский международный культурный форум. Взяли вынужденный перерыв в 2020-м из-за пандемии коронавируса. В 2023 году возобновили, но сразу договорились скорректировать сроки. Решение принималось совместно с оргкомитетом форума, который возглавляет заместитель председателя правительства РФ Татьяна Алексеевна Голикова.

Прежде всего, это сделано с учетом графика других международных событий. Но для профессионального сообщества так тоже удобнее. Деятели культуры, руководители творческих союзов, главы зарубежных министерств культуры, профильные международные организации поддержали перенос форума на сентябрь. Начало осени — это время, когда открывается новый театральный сезон. Стартуют новые выставочные проекты. Начинается учебный год в учреждениях образования, включая сферу культуры.

— Скажется ли перенос с ноября на сентябрь на программе форума? Будет ли больше мероприятий на открытом воздухе? Что будет включать общедоступная программа для жителей и гостей Санкт-Петербурга?

— Безусловно, комфортные погодные условия позволяют предложить участникам и гостям форума более разнообразную программу событий. Запланированы и общедоступные мероприятия на ведущих открытых площадках города — Дворцовой площади и Петропавловской крепости.

Так, 13 и 14 сентября в рамках региональной программы форума "Культурное наследие: традиции и современность" на Заячьем острове состоится масштабный уличный фестиваль народной культуры "Серебряное ожерелье", посвященный Году семьи в России. Он представит культурные традиции и творчество лучших коллективов Карелии, Архангельской области, Республики Коми, Мурманска и других регионов северо-запада. Специальным гостем фестиваля станет Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича. Это ведущий коллектив братской страны, у него 70-летняя история. 

Вечером 13 сентября на Дворцовой площади состоится концерт с участием популярных российских артистов и творческих коллективов из стран БРИКС. Главный исполнитель от России — Денис Майданов. Он выйдет на сцену с арабским оперным певцом Ахметом аль-Хосани из ОАЭ. Также петербуржцы и гости города увидят выступления артистов из Бразилии, Индии, Африки, Китая и других стран. Организаторы форума пригласили в качестве специального гостя концертной программы группу "Звери".

— Даты проведения культурного форума совпадают еще и с Днем святого Александра Невского и торжествами по случаю 300-летия перенесения его мощей в Санкт-Петербург. Будут ли увязаны между собой эти события? Отразится ли это на программе культурного форума?

— Православная церковь сыграла важнейшую роль в становлении, развитии и сохранении культуры в нашей стране. В первый день форума, 11 сентября, с его участниками встретился Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На площади перед Казанским собором открывается выставка "Александр Невский. Четыре грани великой личности". Она продлится по 30 сентября и представит небесного покровителя Петербурга в разных аспектах: как государственного деятеля, великого воина и святого.

12 сентября, в день 300-летия перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург, пройдут праздничные мероприятия на площади Александра Невского и на территории Александро-Невской лавры.

— Как именно город будет праздновать День перенесения мощей Александра Невского?

— В честь 300-летия исторического события состоится большой крестный ход, который объединит в себе сразу пять шествий.

Традиционный пеший крестный ход от Казанского собора до площади Александра Невского будут предварять еще два. Сначала тем же маршрутом проследует мото крестный ход. Он объединит более 100 байкеров из известных мотоклубов города.

После него состоится конный крестный ход — участники всероссийской акции "Дорогами святого князя" верхом проедут по Невскому проспекту в исторических костюмах.

Также в день праздника пройдет водный крестный ход от стен Шлиссельбургской крепости, которая является филиалом нашего Музея истории города, — до Синопской набережной, где пришвартуется исторический парусный корабль "Полтава" с уникальной музейной экспозицией. На территории крепости будет установлен памятный знак, посвященный юбилейной дате.

Всех участников шествий на площади Александра Невского встретят участники малого крестного хода. Его возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Малый крестный ход выйдет из Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с ковчегом с мощами великого святого.

В полдень на площади Александра Невского начнется большая праздничная церемония с торжественным молебном и прохождением роты почетного караула.

Хочу отметить, что события этого дня будут транслироваться на экранах, установленных на площади Александра Невского, напротив гостиницы "Москва" и у дома №169 по Невскому проспекту.

В 16 ч во дворе Александро-Невской лавры начнутся праздничные народные гулянья с выступлениями любительских творческих коллективов и профессиональных артистов.

Перед началом гуляний по традиции проведем церемонию награждения 12 лауреатов премии правительства Санкт-Петербурга "За заслуги в укреплении народного единства, сохранении культурного и исторического наследия" имени Александра Невского.

Завершится день 12 сентября исполнением оперы "Александр Невский" на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Опера написана шесть лет назад современным российским композитором, основателем Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Грайром Ханеданьяном. Отличительная черта постановки — мультимедийный визуальный ряд.

— Как идет реставрация Александро-Невской лавры? Когда работы будут закончены?

— Многое было сделано в 2021 году в рамках празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского. Мы успели отреставрировать фасады корпуса семинарского и двухсотметровую подпорную стену Никольского кладбища. Привели в порядок Митрополичий сад, возродили его историческую композицию. Восстановили земляной откос северного берега реки Монастырки вдоль южной границы Тихвинского кладбища.

В 2022 году в Лавре были завершены ремонт и реставрация фасадов Троицкого собора, корпуса просфорного, корпуса духовского, церкви надвратной, а также противоаварийные работы по защите монументальной живописи в интерьерах собора.

Сейчас выданы разрешения на ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования еще целого ряда объектов лавры, имеющих федеральный охранный статус. Включая корпус семинарский с южными воротами главного двора, церковь Святого Князя Феодора Новгородского, надвратную церковь Всех Скорбящих Радости.

— Сколько гостей ожидается на культурном форуме? Будут ли иностранные участники?

— Петербургский культурный форум в последние годы своего проведения вызывал большой интерес внутри России и за рубежом. В прошлом году он собрал около 50 делегаций из зарубежных стран.

На нынешний форум за неделю до его начала были зарегистрированы более 80 официальных международных делегаций. Свой приезд подтвердили многие участники из Европы.

Отмечу, что интерес к мероприятию проявили 680 представителей СМИ. Среди них — зарубежные журналисты, аккредитованные при российском МИД, а также корреспонденты ведущих российских СМИ.

— Как вы оцениваете состояние международного сотрудничества Петербурга в сфере культуры и гуманитарных связей? Какие географические и тематические направления выходят на первый план?

— Петербург был, есть и всегда будет важнейшим центром мировой культуры. Это подтверждают наши традиционные мероприятия международного масштаба.

Ярким примером открытости Петербурга к международному сотрудничеству является наш традиционный проект "Классика на Дворцовой" в День города, который в этом году собрал лучших мировых оперных исполнителей.

На фестивале балета Dance Open в 2024 году выступили аргентинская танцевальная компания Хермана Корнехо, Театр современного танца Гуандуна (Китай) и театр танца "Вуяни" из ЮАР. 

Масштабный театральный форум "Встречи в России" прошел в 26-й раз и собрал русскоязычные театры из разных стран. Созданная в его рамках Ассоциация деятелей русских театров зарубежья объединяет сегодня более 150 членов из 43 стран.

Неизменной популярностью пользуется международный фестиваль искусств "Дягилев. P.S.". За полтора десятка лет своей истории он представил петербуржцам 50 творческих коллективов, 27 театральных выставок и около 2 800 участников из более чем 30 государств. 

В рамках нынешнего форума впервые пройдет деловая программа правительства Санкт-Петербурга. Наши секции "Креативные индустрии в сфере культуры", "Современные музейные технологии", "Инклюзия в сфере культуры", а также опыт города по развитию детских театров и трансформации библиотек в современные общественные пространства вызвали интерес у делегаций Беларуси, Армении, Киргизии, Сербии, ОАЭ и других государств.

— Ожидается ли подписание Петербургом соглашений на форуме?

— Основное предназначение Санкт-Петербургского форума объединенных культур — быть открытой площадкой для взаимодействия, обмена опытом, обсуждения самых актуальных мировоззренческих вопросов. В этом году есть хорошие предпосылки для успешной работы всех без исключения секций и направлений. Уверен, что юбилейный, 10-й форум даст старт большому числу новых идей и проектов. Откроет для гостей и участников новые горизонты дальнейшего плодотворного сотрудничества. Учреждения культуры Петербурга подпишут соглашения о сотрудничестве и гастролях.

— На ПМЭФ-2024 город подписал соглашение с ВТБ о планах по созданию нового концертного зала со сценой-трансформером. Где планируется строительство этого комплекса и в какие сроки предполагается реализовать этот проект?

— Проект находится в разработке. Его технико-экономические параметры, организационно-правовая форма и условия финансирования в стадии формирования. О сроках и конкретном расположении говорить тоже преждевременно.

Идея понятна — создать новую концертную площадку, оснащенную по последнему слову техники. Городу нужна ультрасовременная площадка. В составе нового комплекса планируются два зала — большой и малый. Сцену большого зала можно будет спокойно трансформировать из балетной в оперную и обратно.

Подбор места для реализации проекта продолжается. Ключевые требования к локации — близость к историческому центру и хорошая транспортная доступность. В центральных районах есть подходящие по площади "пятна", для которых Генпланом установлен необходимый функциональный режим общественно-деловой зоны. 

— В Петербурге создается сразу несколько площадок для сравнительно небольших, но популярных театральных коллективов. Они чаще всего размещаются в исторических зданиях, которые город специально реставрирует и приспосабливает для размещения театров. Каких открытий ждать в ближайшее время? 

— Полным ходом идет реконструкция репетиционной базы Театра имени Леонида Якобсона на улице Маяковского, 15. Завершены работы в Ротонде, выполнены ремонт и реставрация крыш, фасадов и интерьеров, деревянных оконных заполнений. Акцент сделан на восстановлении исторического облика здания. Раскрыт архитектурный купол. Световой фонарь бывшего Выводного манежа усилил естественное освещение. Увеличена высота потолков. В арке с художественным оформлением установлен бюст основателя театра, выполненный еще при жизни Леонида Якобсона.

В здании уже проходят репетиции, созданы все условия для комфортной деятельности труппы. Планируем полностью завершить работы в следующем году. Особое внимание будет уделено благоустройству двора.

— Уже несколько лет ведется реставрация комплекса-памятника "Уткина дача", где должен разместиться филиал Государственного музея городской скульптуры. Когда работы будут завершены и музей откроет свои двери для посетителей?

— "Уткина дача" расположена в очень красивом месте, где сливаются две реки — Оккервиль и Большая Охта. Сейчас этот объект культурного наследия федерального значения уже приобрел первозданный вид.

В служебном корпусе приведены в порядок фасады и крыша, восстановлена башня. В усадебном доме, образце классической архитектуры конца XVIII века, выполнен ремонт всех аварийных конструкций. Бережно отреставрированы фасады, завершена облицовка цоколя. Заканчивается восстановление интерьеров и их приспособление для современного использования.

Продолжаются работы по благоустройству территории усадьбы и укреплению береговых линий. В этом году подключили "Уткину дачу" к современным инженерным коммуникациям. Следующий этап — заполнение усадьбы, создание там экспозиций Государственного музея городской скульптуры. Но это задача следующего года. Необходимые средства в бюджете Петербурга мы предусмотрим.

— Ранее сообщалось о планах создать в городе музей, посвященный ленинградской-петербургской школе реставрации во дворце Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте. На каком этапе находится этот проект? 

— Петербургская школа реставрации — лучшая в стране и в мире. Она заслуживает собственного музея. Место выбрано удачно — исторический дворец в центре Петербурга помнит многих владельцев и пользователей. Сейчас здание на Литейном проспекте, 42, передано в оперативное управление Государственному музею-памятнику "Исаакиевский собор". Там проводится комплексное обследование несущих конструкций и инженерных систем. Полный комплекс ремонтно-реставрационных работ займет два-три года. В порядок будут приведены не только исторические интерьеры и фасады, но и другие части дворца, которые являются предметом охраны государства.

Уникальная коллекция, посвященная успехам петербургских реставраторов, сделает новый музей еще одним важным культурным и туристическим центром Северной столицы. Мы планируем использовать его не только как выставочное пространство, но и как многофункциональную площадку для театральных, концертных, научно-просветительских и других мероприятий. 

— Намерен ли город и дальше увеличивать расходы на сферу культуры? Какова будет динамика?

— Культура — градообразующая отрасль для Петербурга, и город зарабатывает на ее развитие. Объем бюджетных ассигнований Комитета по культуре растет начиная с 2020 года. В среднем на 12% в год.

В бюджете 2025 года положительная динамика сохранится. Это связано, прежде всего, с нашими планами по вводу в эксплуатацию целого ряда объектов культуры.

Сегодня уже шла речь о репетиционной базе для Театра балета имени Якобсона. Планируем завершить и такие значимые проекты, как Центр современного искусства имени Сергея Курехина, новое здание Школы искусств им. Глинки, кампус Академии танца Бориса Эйфмана и другие. Все они будут обеспечены необходимым бюджетным финансированием.

— Правительство Петербурга приняло решение с 2025 года возобновить финансирование статьи на закупку экспонатов для городских музеев. Какие произведения планируется купить в первую очередь?

— Субсидии на закупку произведений и предметов искусства — важная форма господдержки наших музеев и библиотек. Город приобретает то, что имеет культурно-историческую и музейную ценность. Попадая в музейное собрание, предметы других эпох становятся доступными для научного исследования, популяризации исторических и художественных ценностей.

Планового пополнения фондов ждут Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Елагиноостровский дворец-музей, Государственная театральная библиотека, библиотека для слепых и слабовидящих и многие другие учреждения. Особое внимание по-прежнему уделяем восполнению утраченных коллекций Государственного музея-заповедника "Гатчина". Для него всегда приобретались подлинные вещи из Гатчинского дворца или антикварные аналоги.

— Как в дальнейшем будет оцениваться потребность музеев в приобретении новых экспонатов?

— Пять лет назад мы заявили о необходимости системно развивать в Петербурге не только классическое, но и современное искусство. Популярность экспозиций современного искусства в Центральном выставочном зале "Манеж" подтвердила, что мы на правильном пути. Сейчас город вплотную подошел к необходимости создания нового государственного Музея современного искусства. На базе Манежа уже формируется коллекция современных произведений живописи, скульптуры и графики, которые регулярно выставляются в залах Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Потребность в закупке произведений современного искусства в ближайшие годы будет приоритетной.

Также в приоритете — приобретение новых экспонатов для Государственного музея городской скульптуры. Это модели памятников, участвовавших в городских конкурсах, произведения видных петербургских скульпторов.

Постоянно пополняется произведениями современных мастеров Музей художественного стекла, который сформировался на базе коллекции бывшего Ленинградского завода художественного стекла, переданной Елагиноостровскому дворцу-музею. Схожая ситуация — с коллекциями Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, литературного музея "ХХ век", Музея театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце.

Особое внимание сейчас — пополнению фондов Музея обороны и блокады Ленинграда. Для музея приобретаются и будут приобретаться образцы вооружения и обмундирования советской армии и немецко-фашистских войск, лучшие работы художников-графиков и живописцев, архивные и раритетные вещи ветеранов Великой Отечественной войны.

— Предстоящий год — год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Планируется ли открыть в Музее блокады новые экспозиции?

— Мы признательны президенту России за принятое им пять лет назад решение развивать Музей обороны и блокады Ленинграда на историческом месте в Соляном переулке. После этого площадь музея неуклонно расширяется. В общей сложности возвращено уже более 10 тыс. кв. м.

До конца 2024 года завершим разработку проектно-сметной документации на реставрацию двух помещений, 314 кв. м в Соляном переулке и почти 1 400 кв. м на набережной Фонтанки. Там разместится современное фондохранилище на 20 тыс. единиц хранения, а также часть новой экспозиции музея. Большая работа предстоит по приспособлению для музейного использования новых помещений на Гангутской улице. У Министерства обороны останется еще порядка 15 тыс. кв. м, которые планируется передать музею в более отдаленной перспективе.

С 80-летием Великой Победы у Музея обороны и блокады связаны большие планы. Состоятся публичные лекции, выставки, международная научно-практическая конференция, исторический форум и другие открытые мероприятия для петербуржцев и гостей города.

— Утверждена ли концепция использования музеем помещений, передаваемых от Министерства обороны? Что там разместится?

— Разработанная в прошлом году Концепция развития Музея обороны и блокады Ленинграда охватывает весь комплекс Соляного городка. Предусмотрено создание реставрационных мастерских, большой библиотеки с редкими книгами, медиацентра, театральной площадки.

Также есть идея воссоздать на территории комплекса улицу блокадного города, настоящий ленинградский двор-колодец блокадной поры. Можно будет зайти в парадную, в квартиру. Сегодня в городе накоплен большой опыт таких экспозиций у мастеров-реконструкторов "Ленрезерва", других патриотических объединений. Используем и наш собственный опыт организации "Улицы жизни" в январе этого года к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.

— Петербург помогает в восстановлении своего побратима Мариуполя, особое внимание уделяя объектам культуры и культурного наследия. Как сейчас продвигаются эти работы?

— Статус культурной столицы России обязывает нас при восстановлении Мариуполя особое внимание уделять возрождению объектов социально-культурного назначения. Мы переносим на мариупольскую землю наши традиции и культуру. Как и у себя дома, обустраиваем парковые зоны. 

С нашей помощью парк 50-летия Победы получил новое наружное освещение, тротуарные дорожки, благоустроенные детскую и спортивную площадки. Реконструировали парк "Городской сад", установили в нем два фонтана — классический и фонтан-шутиху. Восстановили Аллею выдающихся писателей и ученых, монумент погибшим летчикам и памятник революционерам. Благоустроили территории и установили фонтанные комплексы у Центра детского и юношеского творчества и у спортивного комплекса на проспекте Металлургов. Привели в порядок еще одно место притяжения мариупольцев — сквер на Греческой площади, там тоже восстановили два фонтана.

Продолжаем реконструкцию Дворца культуры металлургов и кинотеатра "Комсомолец". Последний будет рассчитан на 236 мест и оборудован всем необходимым для качественного отдыха, включая специальные места для посетителей с ограниченными возможностями.

Всего в Мариуполе силами Петербурга планируем восстановить 12 объектов культуры и отдыха.

— Как возрождается культурная жизнь Мариуполя, участвуют ли в этом процессе петербургские организации культуры?

— Наши города породнились в июне 2022 года. Уже в ноябре того же года между петербургским Домом народного творчества и Республиканским домом народного творчества и кино было заключено соглашение о сотрудничестве. Оно касалось развития народного творчества, любительского искусства и сохранения нематериального этнокультурного достояния Донецкой Народной Республики.

Взаимодействуем в театральной, музейной, библиотечной сферах. Наш Театр марионеток им. Е.С. Деммени организовал видеотрансляцию одного из своих спектаклей мариупольским школьникам. С гастролями в Мариуполе побывал театр "У Нарвских ворот". Коллектив театра также доставил ноты, игры, детские книги, которые впоследствии были переданы в школы искусств, библиотеки и образовательные учреждения.

Отремонтированную школу искусств в Мариуполе посетил коллектив Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М.И. Глинки. Петербуржцы поделились опытом с коллегами, провели мастер-классы по скрипке и баяну, подарили учебные и методические пособия по предпрофессиональным программам в области искусства.

В 2023 году из Петербурга в Мариуполь отправлено более 10 тыс. книг — лучших образцов классической, детской и приключенческой литературы. Уже год в Российском государственном институте сценических искусств Санкт-Петербурга по целевому набору учатся студенты из города-побратима на отделениях "артист драматического театра и кино" и "режиссер драмы".

Недавно договорились о шефстве Театра имени Леонида Якобсона над танцевальными коллективами города-побратима. Летом впервые прошли Дни петербургского театра в Мариуполе. Активными участниками этого проекта стали артисты Театра Ленсовета. На недавно прошедшей встрече в Союзе театральных деятелей договорились о том, что Театр Ленсовета установит партнерские отношения с Драматическим театром Мариуполя.

В ноябре 2024 года в учреждения культуры Мариуполя поедут директора петербургских учреждений культурно-досугового типа. В апреле 2025 года запланирован выезд наших коллективов любительского художественного творчества и мастеров декоративно-прикладного искусства. Они встретятся с творческими коллективами города-побратима и обсудят совместную программу к 80-летию Великой Победы.

— Как идет восстановление драматического театра? Что еще предстоит сделать?

— Это визитная карточка Мариуполя, его знаковая достопримечательность. Мы уже облагородили сквер на Театральной площади, добавили там зеленых насаждений, организовали комфортные зоны отдыха. 

Само здание драмтеатра является объектом культурного наследия. Для нас очень важно максимально сохранить его исторический облик и возродить в былом великолепии. Восстановление идет по утвержденному графику. К началу сентября укреплен фундамент. Выполнены работы по кирпичной кладке стен четырех этажей, армированию и бетонированию плиты будущей сцены. Уже готова большая часть фасада здания из красного кирпича. Вырисовываются этажи и внешние колонны. Завершается армирование плиты перекрытия под партер и прокладка тепловых сетей.

Впереди — монтаж металлических конструкций кровли, облицовка фасада гранитом, реставрация скульптур и обустройство наружных окон. Также мы согласовали с руководством драмтеатра спецификацию светового и звукового оборудования. Хотим оборудовать все как в наших петербургских театрах. Установить новейшую аппаратуру, сделать современную машинерию. В настоящее время в соответствии со спецификацией вносятся изменения в проектную документацию. 

Сейчас строительная готовность здания Драматического театра составляет порядка 60%. Завершить работы планируем в 2025 году.