Россия хочет прояснить до конца ситуацию с терактом российского авиалайнера над Синаем. Об этом, а также о сроках восстановления авиасообщения между Россией и Египтом, перспективах военно-технического сотрудничества и строительстве первой в стране АЭС рассказал посол России в Египте Сергей Кирпиченко.
- Каковы перспективы восстановления авиасообщения с Египтом? Реагирует ли египетская сторона на замечания России по безопасности аэропортов? Высока ли вероятность восстановления авиасообщения до конца нынешнего отпускного сезона?
- Этот вопрос весьма актуальный, можно сказать острый. Восстановление авиасообщения составляет одно из стержневых направлений диалога между Москвой и Каиром. Контакты по нему не прерываются. Обмен мнениями происходит постоянно. Дело идет, не так быстро, как хотелось бы.
Наши специалисты провели несколько раундов ознакомления с дополнительными мерами безопасности во всех трех аэропортах страны - Каире, Хургаде, Шарм-эш-Шейхе. Было констатировано, что египетская сторона немало сделала в плане обеспечения безопасности подъемов стандартов на новый уровень. Есть и вторая сторона. Это расследование террористического акта против нашего рейса. Здесь дело движется медленнее, не так, как хотелось бы. Сотрудничество с египтянами продолжается. Есть заинтересованность обеих сторон в том, чтобы как можно скорее восстановить авиасообщение.
О сроках восстановления пока говорить не приходится. Потребуется какое-то время, чтобы прояснить ситуацию до конца. После апрельского визита российских специалистов в аэропорты Египта были предоставлены замечания египетской стороне. Каир работает с ними.
- Какова ситуация в сфере безопасности в Египте в целом? Удается ли властям страны пресекать деятельность радикальных исламистов? Как продвигается кампания на Синае?
- Ситуация в Египте в сфере безопасности сложная. Власти ведут активную кампанию по борьбе с террористическим подпольем. Но, к сожалению, не до конца искоренен активный очаг деятельности террористов, который находится на Северном Синае, а также в районе городов Эль-Ариш, Шейх-Зувейд и Рафах. Там столкновения между террористическим подпольем и силами безопасности - это не редкость, а каждодневная реальность. В целом по стране удается поддерживать необходимый уровень безопасности. Но для всех иностранцев, со стороны посольств других страна, существует рекомендации о мерах предосторожности при посещении Египта. Отказаться от них в современном Египте, к сожалению, нельзя.
Надеемся, что египетским властям удастся переломить ситуацию и положить конце отдельным вылазкам террористов.
- Что произошло с движением "Братья-мусульмане"? Движение всегда было известно борьбой между относительно умеренным и радикальным крыльями. Не произошло ли новой радикализации после прихода к власти президента ас-Сиси? Пользуются ли "Братья-мусульмане" поддержкой в египетском обществе?
- Это движение находится под полным запретом в стране, а его руководство находится в заключении. По делам членов этого движения вынесены суровые приговоры, вплоть до смертной казни и пожизненного заключения. Все они отбывают заключения в Египте. Надо сказать, что в результате предпринятых мер, деятельность движения «Братья-мусульмане» практически полностью прекращена. Та популярность, которая была у этого движения в Египте, сейчас сведена на нет.
Нынешнему правительству не только удалось положить конце деятельности этого движения, но раскрыть египтянам глаза на то, что оно из себя представляло. В этом смысле обстановка в стране самым серьезным образом поменялась.
- В каком состоянии находится проект по строительству АЭС в Египте при российской поддержке, договоренность о котором была достигнута в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Каир в феврале 2015 года? Когда могут быть подписаны контракты по проекту?
- Такая договоренность есть, она выполняется. В ноябре 2015 года были подписаны два межправительственных соглашения по строительству АЭС в Египте и предоставлении на эти цели кредита Египту со стороны России.
В настоящее время самым активным образом, в еженедельном режиме, проводится досогласование четырех основных контрактов по строительству АЭС. Перспектива их подписания самая близкая. Они будут подписаны в этом году, возможно, в ближайшем месяце. С момента подписания начнется отсчет времени для начала сооружения первой в стране АЭС. Это глобальный проект для Египта, который во многом изменит лицо Египта на перспективы. А для России - это первый опыт строительства АЭС в арабском мире, поэтому его значение велико.
Госкорпорация "Росатом" уже ведет необходимые подготовительные работы, в частности, наши специалисты побывали на площадке, взяли необходимые пробы грунта и т.д.
- В ходе того же визита был подписан меморандум о взаимопонимании и развитии инвестиционного сотрудничества, в соответствии с которым РФПИ поддержит АРЕ на всех этапах создания инвестиционного фонда. Как реализуется этот проект? Есть ли конкретные инвестиционные проекты, в которых заинтересованы российские компании?
- Самое важно направление здесь - это создание российской промышленной зоны в Египте. Дело идет, несмотря на возникающие на пути объективные трудности. У Египта имеются немалые финансовые проблемы на данном этапе. Но никто не собирается отказываться от реализации этого проекта. Появляются такие компании как «Мортон», которые изъявляют желание участвовать в этом проект. Сейчас мы подошли к тому, чтобы выбрать окончательное место для этой зоны. Этот выбор будет сделан уже в этом году, после чего начнется обустройство этой зоны.
- Есть ли планы по новым контрактам в сфере ВТС? Заинтересован ли Египет в конкретных образцах российской военной техники и вооружений?
- Военно-техническое сотрудничество между Москвой и Каиром – это весьма продвинутая сфера нашего взаимодействия. Перед Египтом сейчас возникают новые внутренние и внешние вызовы, которые заставляют делать упор на укрепление своих вооруженных сил. Египетское руководство рассматривает Россию как надежного и традиционного партнера. За последние три года в сфере ВТС был заключен ряд контрактов, который охватывает довольно широкий спектр номенклатуры. Речь идет о поставках самой различной военной техники: авиации, ПВО, ВМФ.
- Готов ли Египет приобрести российское оборудование систем связи и управления для "Мистралей"? Есть ли срок подписания контракта по этому вопросу?
- Существует набор вооружений для "Мистралей" российского производства. На эту тему с египтянами ведется диалог. Часть вооружений может быть изготовлена в России и поставлена из РФ. Такие планы имеются. Это рассчитано на долгосрочное сопровождение, на перспективу.
- В августе 2015 года президент Путин заявил о возможности создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Египтом. Есть ли продвижение на этом направлении?
- Египет проявляет интерес к созданию ЗСТ. Соответствующие контакты проводятся по линии ЕАЭС. Между Россией и Египтом многие принципиальные вопросы решены, но у некоторых наших партнеров по ЕЭАС есть дополнительные вопросы. Работа идет.
- Каков объем товарооборота между Россией и Египтом, растет он или снижается, планируются ли новые меры для его стимулирования?
- В 2014 году товарооборот между Россией и Египтом составил $5,5 млрд. По некоторым конъюнктурным причинам в прошлом году он снизился. Однако сейчас товарооборот растет, и перспективы самые благоприятные. Тенденция к его росту прослеживается достаточно уверенно. И это несмотря на то, что у России и Египта есть свои экономические проблемы. Заинтересованность в поддержании торгово-экономического сотрудничества велика. Для есть объективная реальность, которая подталкивает к тому, чтобы объемы такого сотрудничества наращивать.