Первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев рассказал в интервью ТАСС о том, как продвигается вопрос восстановления отношений с Турцией, а также о том, на сколько может быть увеличен совместный инвестиционный фонд с Японией.
— Актуальная на сегодняшний день тема — это восстановление отношений с Турцией. Скажите, пожалуйста, как продвигается работа над восстановлением наших экономических отношений, на каком этапе находится процесс? Последнее, что попросил турецкий бизнес, — это возможность открыть безвизовый въезд к нам на территорию России. Возможно ли это?
— В начале августа мы получили вполне конкретный сигнал, вполне конкретную команду от наших руководителей, от президента России Путина, от Эрдогана, вернуться к таким принципам сотрудничества, когда и наша торговля, и оборот услуг, и туристический бизнес развивались.
Но дела обстоят чуть сложнее, чем постановка задачи. Мы понимаем эту работу как совместное движение навстречу друг другу. Существуют визы и для россиян. Я имею в виду для наших перевозчиков, они дорогие, их не так просто получить, нужно личное присутствие. Поэтому подчеркиваю, что визовый диалог ведут наши внешнеполитические ведомства, Министерство иностранных дел. Так вот, мы просим, чтоб наши МИДы все-таки договорились о таком равноценном решении, где и наши граждане, в частности наши предприниматели, тоже будут посещать Турцию по безвизовому принципу.
И то же самое касается других сфер: выхода на рынки, работы над соглашением по конфиденциальной торговле услугами и инвестициями. Мы направляем нашим турецким партнерам свои предложения по этому новому конфиденциальному соглашению. Пока такого точного ответа и продвижения вперед не видим.
Резюмируя ответ, можно сказать, что работа в начале пути, интересы обеих сторон заявлены. При этом думаем и надеемся, что большинство из них и значимая часть из них будет решена в ходе ближайшего визита, который запланирован уже на следующей неделе. Накануне этого визита выезжает большая команда наших переговорщиков по вышеобозначенным вопросам. И уже в воскресенье, 9 октября, надеюсь, состоятся итоговые переговоры между двумя министрами — министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и господином Зейбекчи, министром экономики Турецкой Республики.
— До конца года удастся прийти к консенсусу в пока еще нерешенных вопросах, например в ограничениях по сельхозпродукции?
— Я думаю, что по большинству вопросов да. Конечно же, очень многое будет зависеть от политической воли, от прямых указаний, которые дадут президенты во время встречи. Да, и еще нужно не забывать, что все-таки торговлей в сельхозгруппе наши интересы не ограничиваются. И, может быть, еще большее значение, чем для турецкой стороны вопросы туризма, для нас имеют вопросы крупных энергетических проектов. Флагманские проекты, такие как "Турецкий поток", атомный проект "Аккуя".
Это, естественно, тоже станет предметом обсуждений наших лидеров. Решение в этих вопросах должно быть продуманное, поэтапное и комплексное. В расчет должны приниматься все аспекты многопланового сотрудничества РФ и Турции. Турция, к сожалению, по итогам первых семи месяцев этого года на две позиции сдала свое место в рейтинге наших торговых партнеров. Мы совершенно этому не рады, так как мы весьма экономически связаны с Турцией. Наши экономики, как говорят, комплементарны, взаимодополняют друг друга. Мы хотим вернуться к этому высокому уровню торгово-экономических отношений.
Формально еще не подведены точные итоги сентября, но мы можем абсолютно однозначно сказать, констатировать, что Турция вернулась за сентябрь совершенно искрометно на первое место как по продаже туристических услуг, так и по востребованности, то есть по запросам на туристические продажи. Обогнала абсолютно всех.
— Недавно президент Турции Эрдоган сделал заявление, что он поддерживает позицию Украины по вопросам Крыма. Повлияет как-то такая позиция Эрдогана на восстановление наших отношений?
— Мы, проводя торговые переговоры, не принимаем в расчет никаких политических заявлений. А это именно заявление, а не юридический акт, не какое-то решение парламента, даже не декларация. Как гражданин могу сказать, что, конечно, это не добавило оптимизма в этой работе персонально мне. Но в данном случае речь не об этом. Речь о том, что мы четко двигаемся по тому направлению, по тем задачам, которые нам обозначил президент страны Путин.
— В октябре в Турции состоится первое после кризиса в отношениях заседание межправкомиссии РФ и Турции. Известна ли уже повестка? Какие вопросы ключевые?
— Традиционно повестка межправкомиссии включает все сферы торгово-экономического сотрудничества. Поэтому к этому времени, надеюсь, будут решения или проекты решений в сфере торговли. Мы также будем двигаться с нашими турецкими друзьями по соглашению по услугам и инвестициям, о котором я уже говорил. Мы ждем от турецкой стороны, что обязательно будет предметом обсуждения решение по созданию совместного инвестиционного фонда.
Мы направили турецким партнерам предложение по среднесрочной программе торгово-экономического сотрудничества. Это не пустая формальность. Здесь мы планируем включить и общие подходы, целый ряд практических проектов. Поэтому вся повестка экономическая будет охвачена.
Опять же, необходимо принимать во внимание, что сопредседателем с российской стороны нашей комиссии является Александр Новак, министр энергетики. Поэтому в особом фокусе будут те самые флагманские энергетические проекты, о которых я тоже уже говорил. Я думаю, что мы обсудим практически всю нашу повестку.
— А в завершение хочу задать вопрос по японским коллегам, с которыми также недавно взят курс на восстановление отношений. Есть договоренность о создании совместного российско-японского инвестфонда. Как продвигается работа над его созданием? Какие проекты будут в первую очередь из него профинансированы?
— На самом деле, в 2013 году было принято решение о создании совместной инвестплатформы, где с японской стороны фигурирует инвестиционный банк JBIC, с нашей — Российский фонд прямых инвестиций.
Было заключено соглашение об объеме в миллиард долларов для финансирования совместных проектов, это по 500 млн с каждой стороны. Приоритетный набор проектов создан. Более того, некоторые из них уже профинансированы, в частности в сферах угольной промышленности и сельского хозяйства.
Конечно же, политические события последних полутора лет бросили тень и на наши российско-японские торгово-экономические отношения. Может быть, обе стороны и не принимали конкретных политических решений, но, что называется, общий настрой был не к развитию совместных проектов. Однако делегация во главе с премьер-министром Абэ четко заявила о возврате к конструктивной работе по нашим совместным проектам. В приоритет президенты поставили вопросы финансирования. Мы очень надеемся, что сумма большая, чем упомянутый миллиард долларов, по линии JBIC и РФПИ будет в ближайшее время направлена в конкретные проекты.
Беседовала Елена Рожкова