Федор Бондарчук: любая безумная идея в кино сегодня близка к реализации как никогда

Федор Бондарчук. Александр Щербак/ ТАСС
Федор Бондарчук

О золотой лихорадке в мире кинематографа, "Вторжении" и будущем кинокритики

Режиссер, продюсер и актер Федор Бондарчук возглавляет секцию "Кино" VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, который пройдет с 14 по 16 ноября. В этом году в рамках форума впервые состоятся мастер-классы создателей знаменитых сериалов, а его главной темой станет международное культурное сотрудничество в области кино и анимации. Бондарчук в интервью ТАСС выделил основные события форума, рассказал о том, что думает о введении в России рибейтов, как относится к кинокритикам и в какие страны продан его фильм "Вторжение".

— Федор Сергеевич, в этом году впервые на форуме будут проводить мастер-классы звезд мировой киноиндустрии. К примеру, в Питере выступят продюсер фильмов Ридли Скотта Крис Кларк, сценарист сериала "Секретные материалы" Пол Браун. Какую из встреч вы бы выделили?

— Сейчас во всем мире в связи с появлением все новых и новых стартовых платформ есть огромная потребность в профессионалах киноиндустрии, в первую очередь в сценаристах, режиссерах и продюсерах. Это время можно сравнить, наверное, с золотой лихорадкой — только в России за последний год появилось несколько потенциальных лидеров, которые запускают новые платформы. Поэтому любая безумная идея в кино сегодня близка к реализации как никогда — было бы кому за нее взяться. На этом фоне особенно вырастает потребность в образовательных инициативах. В прошлом году совместно с киношколой "Индустрия" мы, например, провели на площадке форума Международный коллоквиум киношкол, на котором говорили о самых эффективных методах преподавания в кино.

В этом году образовательная составляющая нашей секции действительно представлена несколькими мастер-классами ведущих профессионалов: Пол Браун, трехкратный номинант на премию Emmy и соавтор сценариев к таким всем известным шоу, как "Секретные материалы", "Квантовый скачок" и "Звездный путь", будет говорить об эмоциональной драматургии в голливудских фильмах, а продюсер Крис Кларк, сделавший с Ридли Скоттом "Все деньги мира", и режиссер Тим Джонсон, который снял несколько больших проектов с Dreamworks, будут говорить о роли глобальных анимационных проектов в современной киноиндустрии. Это, кстати, наши партнеры. Мы вместе работаем над международным анимационным проектом "Телефоны", о котором мы с Крисом и Тимом расскажем подробнее во время форума.

Вообще, конечно, все меняется стремительно, и мы думаем, что в следующем году пригласим представителей интернет-платформ на форум и, может быть, устроим питч-сессию, где они рассказали бы о том, как работают с режиссерами и продюсерами. Потому что все понимают, что за ними будущее

— Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже подписал распоряжение о введении в РФ рибейтов (компенсация потраченных средств на съемки фильмов в России). Как считаете, привлечет ли это нововведение мировых кинематографистов?

— Да, внедрение системы рибейтов — важная история, можно сказать, одно из ключевых событий года в российской киноиндустрии. Но важно понимать, что мы сейчас делаем только первые, очень важные и давно необходимые шаги для того, чтобы российская киноиндустрия интегрировалась в мировую. Для полноценной интеграции необходим комплексный подход, нужно, чтобы взаимодействие происходило на всех уровнях, от того, что называется physical production, то есть подготовка к производству и производство, чем занимаются во всем мире кинокомиссии, и сюда же относится система рибейтов, то есть возврата части затраченных на кинопроизводство средств до дистрибуции. И можно сказать, что в этом году лед наконец тронулся. Смотрите, в Питере в сентябре прошел Синепозиум — это профессиональный слет руководителей и сотрудников кинокомиссий всего мира, в Москве в октябре — Key Buyers Event, организованный Женей Марковой и Сашей Модестовой, куда были приглашены около 50 закупщиков, они смотрели и оценивали российское кино, результатом чего стали сделки по продаже нашего контента за рубеж.

Наконец, в ноябре на площадке Культурного форума мы с Андреем Плаховым уже второй раз провели коллоквиум ФИПРЕССИ, посвященный российскому кино, где собираются критики и фестивальные отборщики со всего мира. Невероятную деятельность на международной арене развивают наши аниматоры, Ассоциация анимационного кино и "Союзмультфильм". И обо всем об этом мы будем говорить вместе с министром культуры на форуме на дискуссии "Россия на мировом кинорынке".

Нам важно обобщить наш опыт и наши усилия, понять, куда двигаться дальше, чтобы не делать ложных движений, чтобы у нас появилась синергия, которая бы привела в конечном счете к тому, чтобы мы сами, наша аудитория стала воспринимать нашу индустрию как часть мировой. А не обсуждать всем интернетом, как какой-то российский актер появился в крутом сериале Netflix

И вообще, у нас есть мысль с этого года сделать площадку Культурного форума местом, где индустрия подводит итоги года по "международке". И по сделкам, и по фестивальным успехам, и по копродукции.

— Вы представите на форуме рабочие материалы к фильму "Вторжение". Понятно, как будет выглядеть презентация?

— На шестой год своей работы на форуме мы с командой решили, что можно быть чуть менее скромным, и я действительно выступлю с мастер-классом "Реальность фантастического мира", где расскажу о том, как создаются вселенные в жанре sci-fi. С упором, конечно, на "Вторжение", которое выходит 1 января 2020 года. В этом мне помогут автор сценария Андрей Золотарев и Юлия Гюне, операционный директор студии Main Road Post, работающая над специальными эффектами в фильме. Надеюсь, будет интересно.

— На форум приедет китайский продюсер Ду Лян, планируете ли вы с ним вести переговоры по поводу "Вторжения"?

— Мы прекрасно знакомы с господином Ду Ляном, он приезжал к нам в офис, а еще он, вообще-то, заканчивал питерский Институт кино и телевидения, прекрасно говорит по-русски и хорошо ориентируется в нашем кино. Именно поэтому, как мне кажется, он довольно успешно прокатывает в Китае российские картины. Например, он прокатывал в Китае фильмы "Движение вверх" и "Напарник", а сейчас готовит к выпуску "Т-34". Мы, конечно, ведем переговоры с партнерами о продажах наших картин, в том числе "Вторжения", но о результатах сделок говорим только после их заключения.

— На форуме пройдет круглый стол, посвященный кинокритике. Как вы сами относитесь к российским кинокритикам и прислушиваетесь ли к их мнению?

— Роль кинокритики в мире меняется.

Существует не так много изданий, публикации в которых способны повлиять на сборы фильма, особенно если речь идет о блокбастерах, а не об авторском кино. Критик сегодня становится куратором — в мире огромное количество кинофестивалей, которыми руководят кинокритики, они отбирают фильмы в конкурсные программы. И в этой роли критик сегодня незаменим

Среди российских кинокритиков есть люди, чье мнение для меня всегда интересно и ценно. Это и Антон Долин, и Люба Аркус, и Андрей Плахов, и многие другие. А сейчас мы с Антоном Желновым готовим фильм, посвященный 100-летию Сергея Бондарчука, и в этом нам помогают киноведы, архивисты, историки кино по всему миру. Например, из российских коллег фильм консультируют Евгений Марголит и Михаил Трофименков. Это самоотверженные и по-настоящему преданные кино люди, труд которых уважает каждый кинематографист. Без них, без их работы, без работы музеев кино и синематек от кинематографа останется только индустрия развлечений.

— Известны ли уже международные продажи фильмов "Вторжение" и "Лед-2", который продюсировала ваша компания?

— На данный момент права на "Вторжение" и "Лед-2" проданы в ряд стран Европы и Восточной Европы, Прибалтики, Японию и Корею, а также на англоговорящие территории. Этот список пополнился с учетом результатов недавно прошедшего AFM, где пакет проектов Art Pictures Studio был встречен с большим успехом.

Беседовала Наталья Баринова